Дело 2а-1263/2021
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
13 декабря 2021 года город Торжок
Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Куликовой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Григорьевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тверской области к Папета Сергею Владимировичу о восстановлении срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности, взыскании задолженности,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы в„– 8 РїРѕ Тверской области /далее Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 8 РїРѕ Тверской области/ обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Папета РЎ.Р’. Рѕ восстановлении СЃСЂРѕРєР° для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением Рѕ взыскании задолженности, взыскании задолженности.
В обоснование заявленных требований инспекцией указала, что Папета С.В. состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тверской области и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации обязана уплачивать законно установленные налоги.
За налогоплательщиком образовалась задолженность по уплате налогов:
страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года налог в размере 3796,85 руб.; транспортный налог с физических лиц за 2015 год в размере 317,00 руб. Всего в размере 4113,85 рублей.
В 2015 г. Папета С.В. являлся собственником транспортного средства легкового автомобиля ВА321130 гос. рег.знак №.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим Рнспекция исчислила налогоплательщику РЅР° основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств РЅР° территории Р Р¤, транспортный налог. Расчет данной СЃСѓРјРјС‹, ставки налога, налоговая база, Р° также периоды, Р·Р° которые начислен налог приведены РІ налоговом уведомлении в„– 104200871 РѕС‚ 04.09.2016 РїРѕ СЃСЂРѕРєСѓ уплаты РЅРµ позднее 01.12.2016.
По налоговому уведомлению № 104200871 от 04.09.2016 по сроку уплаты не позднее 01.12.2016: транспортный налог за 2015 год в размере - 383,00 руб., начислен за транспортное средство - ВА321130 гос. рег.знак № (легковой автомобиль) (налоговая база в л.с.-76.70, налоговая ставка - 10, количество месяцев владения в 2015 г. - 12, размер налоговой льготы - 384).
Сумма транспортного налога за 2015 г. к уплате по налоговому уведомлению № 104200871 от 04.09.2016 по сроку уплаты не позднее 01.12.2016 составила- 383,00 руб.
С учетом уточнения задолженности в размере 66,00 руб., сумма задолженности к взысканию составила 317,00 руб. (383-66).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Рсполнение обязанности РїРѕ уплате налогов обеспечивается пенями.
Рнспекцией РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ ненадлежащим исполнением обязанности РїРѕ уплате РІ установленный законодательством СЃСЂРѕРє, имущественных налогов согласно СЃС‚. 75 РќРљ Р Р¤ начислены пени.
В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ, в порядке досудебного урегулирования спора налогоплательщику направлено требование от 27.02.2017 № 7115 об уплате задолженности.
Форма требования об уплате налога утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.
Согласно сведениям из единого государственного реестра, индивидуальных предпринимателей 21.09.2017 Папета С.В. поставлен на учет в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. 16.02.2018 в единый государственный реестр внесена запись о прекращении деятельности Папета С.В. в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, Папета С.В. осуществлял предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с 21.09.2017 по 16.02.2018 г.
Размеры страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
Пенсионным фондом Российской Федерации передана информация об имеющейся у Папета С.В. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2016 года в размере 3796,85 руб.
Однако, налогоплательщиком обязанность по уплате страховых взносов в установленный срок не исполнена.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, а также на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ, в порядке досудебного урегулирования спора административному ответчику направлено требование № 42022 от 07.07.2017 об уплате задолженности по налогам и сборам.
Форма требования об уплате налога утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.
Требование об уплате может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 6 ст. 69 НК РФ).
Указанные требования об уплате задолженности направлены налогоплательщику заказной корреспонденцией.
Пунктом 6 ст. 69 НК РФ установлено, что в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налогоплательщиком требования не исполнены.
Согласно п.1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 8 РїРѕ Тверской области РїСЂРѕСЃРёС‚ восстановить пропущенный СЃСЂРѕРє РїРѕ уважительной причине РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ необходимостью уточнения обязательств должника, Р° также РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ большой загруженностью (большим объемом работы РїРѕ взысканию СЃ физических лиц задолженности РїРѕ налогам РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚.48 РќРљ Р Р¤) поскольку РІ территориальной подведомственности Рнспекции находятся три района (РўРѕСЂР¶РѕРєСЃРєРёР№, Кувшиновский, Лихославльский). РљСЂРѕРјРµ того, Рнспекции требовалось время для подготовки РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления СЃ соблюдением требованием СЃС‚. 287 РљРђРЎ Р Р¤, таким образом, СЃСЂРѕРє для подачи заявления пропущен Рнспекцией РїРѕ уважительной причине. Взыскать СЃ Папета РЎ.Р’. недоимку РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование работающего населения РІ фиксированном размере, зачисляемым РІ бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Р·Р° расчетные периоды, истекшие РґРѕ 1 января 2017 РіРѕРґР° налог РІ размере 3796,85 СЂСѓР±.; транспортному налогу СЃ физических лиц Р·Р° 2015 РіРѕРґ РІ размере 317,00 СЂСѓР±.
Всего в размере 4113,85 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть данное дело в его отсутствие.
Административный ответчик Папета С.В. в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела.
Судом было определено рассмотреть данное дело в отсутствие указанных выше не явившихся в судебное заседание лиц.
Рсследовав представленные материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ, статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
РР· материалов дела следует, что Папета РЎ.Р’. состоит РЅР° учете РІ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 8 РїРѕ Тверской области Рё РІ соответствии СЃ Рї.1 СЃС‚.23 Налогового Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации обязана уплачивать законно установленные налоги.
За налогоплательщиком образовалась задолженность по уплате налогов:
страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года налог в размере 3796,85 руб.; транспортный налог с физических лиц за 2015 год в размере 317,00 руб. Всего в размере 4113,85 рублей.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии со ст. 361 ч.2 НК РФ и ст. 1 Закона Тверской области от 06.11.2002 № 75-30 «О транспортном налоге в Тверской области» установлена налоговая ставка в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В соответствии со ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Формула расчета транспортного налога:
сумма налога= (налоговая база*налоговая ставка)*коэффициент месяцев владения
Статьей 1 Закона Тверской области от 06.11.2002 № 75-30 «О транспортном налоге в Тверской области», установлены налоговые ставки соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 10 руб.
Согласно Рї. 2 СЃС‚. 3 указанного Закона, уплачивают налог РІ размере 50 процентов РѕС‚ СЃСѓРјРјС‹ налога, исчисленного РїРѕ ставкам, установленным статьей 1 настоящего Закона, налогоплательщики - физические лица, РЅР° которых зарегистрированы легковые автомобили ГАЗ, Р’РђР—, РЈРђР—, РР–, "РњРѕСЃРєРІРёС‡", "Таврия", "Запорожец", "РћРєР°", "ЛуАЗ" СЃ мощностью двигателя РґРѕ 100 лошадиных СЃРёР», выпущенные Р·Р° 7 Рё более лет РґРѕ наступления налогового периода, Р·Р° который исчисляется налог.
Льгота, предусмотренная абзацами первым и вторым настоящего пункта, предоставляется налогоплательщику - физическому лицу без дополнительного обращения физического лица за получением льготы.
В 2015 г. Папета С.В. являлся собственником транспортного средства: легкового автомобиля ВА321130 гос. рег.знак №.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим Рнспекция исчислила налогоплательщику РЅР° основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств РЅР° территории Р Р¤, транспортный налог. Расчет данной СЃСѓРјРјС‹, ставки налога, налоговая база, Р° также периоды, Р·Р° которые начислен налог приведены РІ налоговом уведомлении в„– 104200871 РѕС‚ 04.09.2016 РїРѕ СЃСЂРѕРєСѓ уплаты РЅРµ позднее 01.12.2016.
По налоговому уведомлению № 104200871 от 04.09.2016 по сроку уплаты не позднее 01.12.2016:транспортный налог за 2015 год в размере - 383,00 руб., начислен за транспортное средство - ВА321130 гос. рег.знак Т611НР69 (легковой автомобиль) (налоговая база в л.с.-76.70, налоговая ставка - 10, количество месяцев владения в 2015 г. - 12, размер налоговой льготы - 384).
Сумма транспортного налога за 2015 г. к уплате по налоговому уведомлению № 104200871 от 04.09.2016 по сроку уплаты не позднее 01.12.2016 составила- 383,00 руб.
С учетом уточнения задолженности в размере 66,00 руб., сумма задолженности к взысканию составила 317,00 руб. (383-66).
На основании п.3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 52 НК РФ).
Пунктом 4 ст. 52 НК РФ установлено, что в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговое уведомление направлено налогоплательщику заказной корреспонденцией, что подтверждается реестром отправленных заказных писем.
В установленный срок налогоплательщиком обязанность по уплате налогов не исполнена.Согласно п.2 и пп.1 п.З ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Обязанность по уплате налога прекращается с его уплатой налогоплательщиком. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Поскольку срок уплаты транспортного налога определен нормами налогового законодательства, согласно которым налогоплательщики - физические лица, уплачивают, транспортный налог за 2015 год не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Рсполнение обязанности РїРѕ уплате налогов обеспечивается пенями.
Рнспекцией РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ ненадлежащим исполнением обязанности РїРѕ уплате РІ установленный законодательством СЃСЂРѕРє, имущественных налогов согласно СЃС‚. 75 РќРљ Р Р¤ начислены пени.
В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ, в порядке досудебного урегулирования спора налогоплательщику направлено требование от 27.02.2017 № 7115 об уплате задолженности.
Форма требования об уплате налога утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах были урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ).
В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ) утратил силу с 01 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
При этом с 01 января 2017 года в соответствии с частью 2 ст. 4 и ст. 5 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда РФ, органами Фонда социального страхования РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ.
Таким образом, с 01 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ осуществляется налоговыми органами РФ.
Согласно пункту 2 части 1 ст. 5, части 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно сведениям из единого государственного реестра, индивидуальных предпринимателей 21.09.2017 Папета С.В. поставлен на учет в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. 16.02.2018 в единый государственный реестр внесена запись о прекращении деятельности Папета С.В. в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, Папета С.В. осуществлял предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с 21.09.2017 по16.02.2018 г.
Размеры страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
Пенсионным фондом Российской Федерации передана информация об имеющейся у Папета С.В. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2016 года в размере 3796,85 руб.
Однако, налогоплательщиком обязанность по уплате страховых взносов в установленный срок не исполнена.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, а также на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ, в порядке досудебного урегулирования спора административному ответчику направлено требование № 42022 от 07.07.2017 об уплате задолженности по налогам и сборам.
Форма требования об уплате налога утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.
Требование об уплате может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 6 ст. 69 НК РФ).
Указанные требования об уплате задолженности направлены налогоплательщику заказной корреспонденцией.
Пунктом 6 ст. 69 НК РФ установлено, что в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Налогоплательщиком требования не исполнены.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абзац 2 пункта 2 статьи 48 налогового кодекса РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Так как общая сумма налогов, пени, подлежащая взысканию с Папета С.В. превысила 3000 рублей при выставлении требований сроком исполнения до 27 июля 2017 года, последним днем для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам с Папета С.В было 27 июля 2017 года.
Налоговый орган Р¶Рµ обратился Рє РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ СЃ заявлением Рѕ выдаче судебного приказа Рѕ взыскании задолженности 19 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2020 РіРѕРґР°, то есть РїРѕ истечении установленного для этого законом СЃСЂРѕРєР°, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем определением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 57 Тверской области РѕС‚ 24 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2020 РіРѕРґР° РІ принятии заявления Рѕ вынесении судебного приказа Рѕ взыскании задолженности Рнспекции было отказано.
В силу абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться объективные обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
При подаче настоящего административного искового заявления налоговым органом было заявлено ходатайство о восстановлении срока, однако, доказательств того, что инспекция была лишена возможности своевременно обратиться в суд в виду наличия объективных (независящих от налогового органа) причин, которые могли быть расценены судом как уважительные, последней не представлено.
Кроме того, налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны порядок и сроки обращения в суд за взысканием обязательных платежей и санкций.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Учитывая, что принудительное взыскание налогов за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, оснований для удовлетворения требований налогового органа не имеется.
При этом, в соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС Российской Федерации установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
в удовлетворении требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тверской области к Папета Сергею Владимировичу о восстановлении срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности, взыскании задолженности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Торжокский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> Ю.В.Куликова
Решение в окончательной форме принято 22 декабря 2021 года.
Председательствующий <данные изъяты> Ю.В.Куликова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело 2а-1263/2021
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
13 декабря 2021 года город Торжок
Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Куликовой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Григорьевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тверской области к Папета Сергею Владимировичу о восстановлении срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности, взыскании задолженности,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы в„– 8 РїРѕ Тверской области /далее Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 8 РїРѕ Тверской области/ обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Папета РЎ.Р’. Рѕ восстановлении СЃСЂРѕРєР° для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением Рѕ взыскании задолженности, взыскании задолженности.
В обоснование заявленных требований инспекцией указала, что Папета С.В. состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тверской области и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации обязана уплачивать законно установленные налоги.
За налогоплательщиком образовалась задолженность по уплате налогов:
страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года налог в размере 3796,85 руб.; транспортный налог с физических лиц за 2015 год в размере 317,00 руб. Всего в размере 4113,85 рублей.
В 2015 г. Папета С.В. являлся собственником транспортного средства легкового автомобиля ВА321130 гос. рег.знак №.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим Рнспекция исчислила налогоплательщику РЅР° основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств РЅР° территории Р Р¤, транспортный налог. Расчет данной СЃСѓРјРјС‹, ставки налога, налоговая база, Р° также периоды, Р·Р° которые начислен налог приведены РІ налоговом уведомлении в„– 104200871 РѕС‚ 04.09.2016 РїРѕ СЃСЂРѕРєСѓ уплаты РЅРµ позднее 01.12.2016.
По налоговому уведомлению № 104200871 от 04.09.2016 по сроку уплаты не позднее 01.12.2016: транспортный налог за 2015 год в размере - 383,00 руб., начислен за транспортное средство - ВА321130 гос. рег.знак № (легковой автомобиль) (налоговая база в л.с.-76.70, налоговая ставка - 10, количество месяцев владения в 2015 г. - 12, размер налоговой льготы - 384).
Сумма транспортного налога за 2015 г. к уплате по налоговому уведомлению № 104200871 от 04.09.2016 по сроку уплаты не позднее 01.12.2016 составила- 383,00 руб.
С учетом уточнения задолженности в размере 66,00 руб., сумма задолженности к взысканию составила 317,00 руб. (383-66).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Рсполнение обязанности РїРѕ уплате налогов обеспечивается пенями.
Рнспекцией РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ ненадлежащим исполнением обязанности РїРѕ уплате РІ установленный законодательством СЃСЂРѕРє, имущественных налогов согласно СЃС‚. 75 РќРљ Р Р¤ начислены пени.
В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ, в порядке досудебного урегулирования спора налогоплательщику направлено требование от 27.02.2017 № 7115 об уплате задолженности.
Форма требования об уплате налога утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.
Согласно сведениям из единого государственного реестра, индивидуальных предпринимателей 21.09.2017 Папета С.В. поставлен на учет в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. 16.02.2018 в единый государственный реестр внесена запись о прекращении деятельности Папета С.В. в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, Папета С.В. осуществлял предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с 21.09.2017 по 16.02.2018 г.
Размеры страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
Пенсионным фондом Российской Федерации передана информация об имеющейся у Папета С.В. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2016 года в размере 3796,85 руб.
Однако, налогоплательщиком обязанность по уплате страховых взносов в установленный срок не исполнена.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, а также на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ, в порядке досудебного урегулирования спора административному ответчику направлено требование № 42022 от 07.07.2017 об уплате задолженности по налогам и сборам.
Форма требования об уплате налога утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.
Требование об уплате может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 6 ст. 69 НК РФ).
Указанные требования об уплате задолженности направлены налогоплательщику заказной корреспонденцией.
Пунктом 6 ст. 69 НК РФ установлено, что в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налогоплательщиком требования не исполнены.
Согласно п.1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 8 РїРѕ Тверской области РїСЂРѕСЃРёС‚ восстановить пропущенный СЃСЂРѕРє РїРѕ уважительной причине РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ необходимостью уточнения обязательств должника, Р° также РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ большой загруженностью (большим объемом работы РїРѕ взысканию СЃ физических лиц задолженности РїРѕ налогам РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚.48 РќРљ Р Р¤) поскольку РІ территориальной подведомственности Рнспекции находятся три района (РўРѕСЂР¶РѕРєСЃРєРёР№, Кувшиновский, Лихославльский). РљСЂРѕРјРµ того, Рнспекции требовалось время для подготовки РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления СЃ соблюдением требованием СЃС‚. 287 РљРђРЎ Р Р¤, таким образом, СЃСЂРѕРє для подачи заявления пропущен Рнспекцией РїРѕ уважительной причине. Взыскать СЃ Папета РЎ.Р’. недоимку РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование работающего населения РІ фиксированном размере, зачисляемым РІ бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Р·Р° расчетные периоды, истекшие РґРѕ 1 января 2017 РіРѕРґР° налог РІ размере 3796,85 СЂСѓР±.; транспортному налогу СЃ физических лиц Р·Р° 2015 РіРѕРґ РІ размере 317,00 СЂСѓР±.
Всего в размере 4113,85 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть данное дело в его отсутствие.
Административный ответчик Папета С.В. в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела.
Судом было определено рассмотреть данное дело в отсутствие указанных выше не явившихся в судебное заседание лиц.
Рсследовав представленные материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ, статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
РР· материалов дела следует, что Папета РЎ.Р’. состоит РЅР° учете РІ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 8 РїРѕ Тверской области Рё РІ соответствии СЃ Рї.1 СЃС‚.23 Налогового Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации обязана уплачивать законно установленные налоги.
За налогоплательщиком образовалась задолженность по уплате налогов:
страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года налог в размере 3796,85 руб.; транспортный налог с физических лиц за 2015 год в размере 317,00 руб. Всего в размере 4113,85 рублей.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии со ст. 361 ч.2 НК РФ и ст. 1 Закона Тверской области от 06.11.2002 № 75-30 «О транспортном налоге в Тверской области» установлена налоговая ставка в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В соответствии со ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Формула расчета транспортного налога:
сумма налога= (налоговая база*налоговая ставка)*коэффициент месяцев владения
Статьей 1 Закона Тверской области от 06.11.2002 № 75-30 «О транспортном налоге в Тверской области», установлены налоговые ставки соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 10 руб.
Согласно Рї. 2 СЃС‚. 3 указанного Закона, уплачивают налог РІ размере 50 процентов РѕС‚ СЃСѓРјРјС‹ налога, исчисленного РїРѕ ставкам, установленным статьей 1 настоящего Закона, налогоплательщики - физические лица, РЅР° которых зарегистрированы легковые автомобили ГАЗ, Р’РђР—, РЈРђР—, РР–, "РњРѕСЃРєРІРёС‡", "Таврия", "Запорожец", "РћРєР°", "ЛуАЗ" СЃ мощностью двигателя РґРѕ 100 лошадиных СЃРёР», выпущенные Р·Р° 7 Рё более лет РґРѕ наступления налогового периода, Р·Р° который исчисляется налог.
Льгота, предусмотренная абзацами первым и вторым настоящего пункта, предоставляется налогоплательщику - физическому лицу без дополнительного обращения физического лица за получением льготы.
В 2015 г. Папета С.В. являлся собственником транспортного средства: легкового автомобиля ВА321130 гос. рег.знак №.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим Рнспекция исчислила налогоплательщику РЅР° основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств РЅР° территории Р Р¤, транспортный налог. Расчет данной СЃСѓРјРјС‹, ставки налога, налоговая база, Р° также периоды, Р·Р° которые начислен налог приведены РІ налоговом уведомлении в„– 104200871 РѕС‚ 04.09.2016 РїРѕ СЃСЂРѕРєСѓ уплаты РЅРµ позднее 01.12.2016.
По налоговому уведомлению № 104200871 от 04.09.2016 по сроку уплаты не позднее 01.12.2016:транспортный налог за 2015 год в размере - 383,00 руб., начислен за транспортное средство - ВА321130 гос. рег.знак Т611НР69 (легковой автомобиль) (налоговая база в л.с.-76.70, налоговая ставка - 10, количество месяцев владения в 2015 г. - 12, размер налоговой льготы - 384).
Сумма транспортного налога за 2015 г. к уплате по налоговому уведомлению № 104200871 от 04.09.2016 по сроку уплаты не позднее 01.12.2016 составила- 383,00 руб.
С учетом уточнения задолженности в размере 66,00 руб., сумма задолженности к взысканию составила 317,00 руб. (383-66).
На основании п.3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 52 НК РФ).
Пунктом 4 ст. 52 НК РФ установлено, что в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговое уведомление направлено налогоплательщику заказной корреспонденцией, что подтверждается реестром отправленных заказных писем.
В установленный срок налогоплательщиком обязанность по уплате налогов не исполнена.Согласно п.2 и пп.1 п.З ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Обязанность по уплате налога прекращается с его уплатой налогоплательщиком. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Поскольку срок уплаты транспортного налога определен нормами налогового законодательства, согласно которым налогоплательщики - физические лица, уплачивают, транспортный налог за 2015 год не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Рсполнение обязанности РїРѕ уплате налогов обеспечивается пенями.
Рнспекцией РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ ненадлежащим исполнением обязанности РїРѕ уплате РІ установленный законодательством СЃСЂРѕРє, имущественных налогов согласно СЃС‚. 75 РќРљ Р Р¤ начислены пени.
В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ, в порядке досудебного урегулирования спора налогоплательщику направлено требование от 27.02.2017 № 7115 об уплате задолженности.
Форма требования об уплате налога утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах были урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ).
В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ) утратил силу с 01 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
При этом с 01 января 2017 года в соответствии с частью 2 ст. 4 и ст. 5 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда РФ, органами Фонда социального страхования РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ.
Таким образом, с 01 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ осуществляется налоговыми органами РФ.
Согласно пункту 2 части 1 ст. 5, части 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно сведениям из единого государственного реестра, индивидуальных предпринимателей 21.09.2017 Папета С.В. поставлен на учет в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. 16.02.2018 в единый государственный реестр внесена запись о прекращении деятельности Папета С.В. в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, Папета С.В. осуществлял предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с 21.09.2017 по16.02.2018 г.
Размеры страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
Пенсионным фондом Российской Федерации передана информация об имеющейся у Папета С.В. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2016 года в размере 3796,85 руб.
Однако, налогоплательщиком обязанность по уплате страховых взносов в установленный срок не исполнена.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, а также на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ, в порядке досудебного урегулирования спора административному ответчику направлено требование № 42022 от 07.07.2017 об уплате задолженности по налогам и сборам.
Форма требования об уплате налога утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.
Требование об уплате может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 6 ст. 69 НК РФ).
Указанные требования об уплате задолженности направлены налогоплательщику заказной корреспонденцией.
Пунктом 6 ст. 69 НК РФ установлено, что в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Налогоплательщиком требования не исполнены.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абзац 2 пункта 2 статьи 48 налогового кодекса РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Так как общая сумма налогов, пени, подлежащая взысканию с Папета С.В. превысила 3000 рублей при выставлении требований сроком исполнения до 27 июля 2017 года, последним днем для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам с Папета С.В было 27 июля 2017 года.
Налоговый орган Р¶Рµ обратился Рє РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ СЃ заявлением Рѕ выдаче судебного приказа Рѕ взыскании задолженности 19 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2020 РіРѕРґР°, то есть РїРѕ истечении установленного для этого законом СЃСЂРѕРєР°, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем определением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 57 Тверской области РѕС‚ 24 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2020 РіРѕРґР° РІ принятии заявления Рѕ вынесении судебного приказа Рѕ взыскании задолженности Рнспекции было отказано.
В силу абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться объективные обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
При подаче настоящего административного искового заявления налоговым органом было заявлено ходатайство о восстановлении срока, однако, доказательств того, что инспекция была лишена возможности своевременно обратиться в суд в виду наличия объективных (независящих от налогового органа) причин, которые могли быть расценены судом как уважительные, последней не представлено.
Кроме того, налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны порядок и сроки обращения в суд за взысканием обязательных платежей и санкций.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Учитывая, что принудительное взыскание налогов за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, оснований для удовлетворения требований налогового органа не имеется.
При этом, в соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС Российской Федерации установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
в удовлетворении требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тверской области к Папета Сергею Владимировичу о восстановлении срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности, взыскании задолженности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Торжокский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> Ю.В.Куликова
Решение в окончательной форме принято 22 декабря 2021 года.
Председательствующий <данные изъяты> Ю.В.Куликова
<данные изъяты>
<данные изъяты>