Решение по делу № 33-11766/2019 от 27.09.2019

Судья Суранова Е.П.

Дело № 33-11766-2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Ворониной Е.И.,

судей Казанцевой Е.С., Лобанова В.В.,

при секретаре Овчинниковой Ю.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 23 октября 2019 г. дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Красновишерского районного суда Пермского края от 26 июля 2019 г., которым постановлено:

Исковые требования Ильиных Зинаиды Петровны удовлетворить.

Признать неправомерным отказ администрации Красновишерского муниципального района в удовлетворении заявления Ильиных З.П. о подтверждении факта захождения Ильиных З.П. в льготном списке нуждающихся в получении жилого помещения, как члена семьи ветерана боевых действий с 25.05.1998, в представлении в Министерство социального развития Пермского края документов, указанных в п. 3.2. «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007г. № 21-п, и включении Ильиных З.П. в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет с 1998 года, имеющих право на предоставление денежной, выплаты на приобретение жилья в собственность за счет средств федерального бюджета, изложенный в письме от 11.03.2019г. № 1392.

Возложить на администрацию Красновишерского муниципального района Пермского края, администрацию Вайского сельского поселения Красновишерского района Пермского края обязанность восстановить Ильиных Зинаиду Петровну в льготном списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 25 мая 1998 года.

Возложить на администрацию Красновишерского муниципального района Пермского края обязанность по предоставлению в Министерство социального развития Пермского края документы, указанные в п. 3.2. «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007г. № 21-п в отношении Ильиных Зинаиды Петровны как вдовы ветерана боевых действий.

Возложить на администрацию Красновишерского муниципального района Пермского края обязанность включить Ильиных Зинаиду Петровну в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшую на учет с 25 мая 1998 года, формируемый из числа лиц, указанных в пункте 1.2.2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», имеющих право на предоставление денежной выплаты на приобретение жилья в собственность за счет средств федерального бюджета.

Признать за Ильиных Зинаидой Петровной её право на обеспечение жилыми помещениями за счет субсидий федерального бюджета, как члена семьи (супругу) умершего ветерана боевых действий, вставшую на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., то есть, 25 мая 1998 года.

Возложить на Министерство социального развития Пермского края обязанность включить Ильиных Зинаиду Петровну в сводный список граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Пермского края, исходя из времени постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, т. е. с 25.05.1998 года.

Возложить на Министерство социального развития Пермского края обязанность по предоставлению Ильиных Зинаиде Петровне жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в собственность, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, т. е. с 25 мая 1998 года, в пределах имеющегося бюджета.

Взыскать с администрации Красновишерского муниципального района Пермского края в пользу Ильиных Зинаиды Петровны расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.

Взыскать с администрации Вайского сельского поселения Красновишерского муниципального района Пермского края в пользу Ильиных Зинаиды Петровны расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.

Взыскать с Министерства социального развития Пермского края в пользу Ильиных Зинаиды Петровны расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.

Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., объяснение представителя истца, представителя ответчика, ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Ильиных З.П. обратилась в суд с иском к администрации Красновишерского муниципального района Пермского края, администрации Вайского сельского поселения Красновишерского района Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о признании неправомерным отказа в подтверждении факта нахождения в льготном списке нуждающихся в получении жилого помещения как члена семьи ветерана боевых действий, возложении обязанности включить в льготный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении документов в отношении нее как вдовы ветерана боевых действий в Министерство социального развития Пермского края, включить в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании за ней права на обеспечение жилым помещением за счет субсидий федерального бюджета, возложении обязанности на Министерство социального развития Пермского края о включении истца в сводный список граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья, предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в собственность в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет нуждающихся, в пределах имеющегося бюджета.

В судебном заседании представитель истца Симаков А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования Ильиных З.П. поддержал в полном объеме.

От истицы представлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. ( л.д. 58)

Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в возражениях на исковое заявление просил в иске отказать.

Представитель ответчика администрации Красновишерского муниципального района Мелкомукова И.В. суду пояснила, что с иском не согласна.

Представитель ответчика администрации Вайского сельского поселения Лепнёв А.В. пояснил, что в настоящее время ведется работа по ликвидации администрации Вайского сельского поселения, в целом функции администрации поселения возложены на администрацию Красновишерского муниципального района. Истица Ильиных поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилья с 2018 года. Сведений о том, что она ранее состояла на учете с 1998 года, в администрации не имеется.

Судом постановлено вышеуказанное решение с которым в апелляционной жалобе не согласился ответчик Министерство социального развития Пермского края, повторяя основания возражений настаивает, что Закон «О ветеранах» относит лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии в 1956-1957 года, к категории «Ветеран боевых действий», приравненной к категории «Ветеран Великой Отечественной войны», однако указанные категории не отождествляются в полном объеме, Закон о ветеранах устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной воны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории. При этом меры социальной поддержки названных лиц в вопросе обеспечения жильем разняться. Категории ветеранов боевых действий предоставляются предусмотренные действующим законодательством меры социальной поддержки, за исключением предоставления жилья за счет средств федерального бюджета.

Ильиных З.П. является вдовой ветерана боевых действий, т.е. самостоятельной категорией льготополучателей в соответствии с п.4 ст.21 Закона о ветеранах обеспечивается жильем в соответствии с жилищным законодательством. Вывод суда о том, что Ильиных З.П. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет для получения жилого помещения вместе с супругом И. безоснователен.

В части возложения обязанности по предоставлению Ильиных З.П. жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в собственность, полагает, что данная формулировка не корректна, поскольку на Министерство в соответствии с установленным порядком возложены функции по организации работы, связанной с подготовкой распоряжение Правительства Пермского края, Министерство не уполномочено на предоставление социальной поддержке в виде субсидии. Просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.

В возражениях истец с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав объяснение представителей сторон, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражений судебная коллегия находит подлежащим отмене решение суда в связи с неправильным применением норм материального права, неприменением закона, подлежащего применению (пункт 4 части первой статья 330 ГПК Российской Федерации).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Ильиных З.П. является членом семьи умершего 15 августа 2011 года участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий И., она имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным Законом «О ветеранах», 14 марта 2011 года ей выдан соответствующий вкладыш к удостоверению (л.д.14).

Ильиных В.И. принимал участие в подавлении контртеррористического мятежа в Венгерской СР в 1956 году, что подтверждается копией удостоверения **, копией вкладыша к удостоверению, выданным 02.07.1987 Красновишерским районным военным комиссариатом. ( л.д. 15, 16).

Согласно копии удостоверения участника Великой Отечественной войны серия **, копией вкладыша к удостоверению, выданным 02.07.1987 Красновишерским районным военным комиссариатом, И. имел право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР для участников Великой Отечественной войны, предусмотренные ст.15 Закона «О ветеранах».

Согласно копии заявления, представленной администрацией Красновишерского муниципального района, 20 мая 1998 года И. обратился с заявлением о принятии его и его семьи на учет для получения жилой площади, указан состав семьи 2 человека (жена Ильиных Зинаида Петровна) ( л.д. 33).

Из Акта обследования жилищных условий заявителя, от 20 мая 1998 года, проведенного комиссией в составе главы администрации сельского совета Ф., К., проведена проверка жилищных условий заявителя И., по адресу **** установлено: квартира 4х-комнатная, неблагоустроенная (печное отопление), состав семьи 2 человека, дополнительные сведения: участник боевых действий (служба в Венгрии) ( л.д. 34).

Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 №21-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», исходил из того, что Ильиных З.П. вставшая на учет в качестве члена семьи умершего ветерана боевых действий, до 01.01.2005 года имеет право на социальную поддержку в виде улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета, либо денежной выплаты на приобретение жилья в собственность за счет средств федерального бюджета.

Выводы суда первой инстанций о наличии у Ильиных З.П. права на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах», в виде в виде улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета, либо денежной выплаты на приобретение жилья в собственность за счет средств федерального бюджета основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 89-О от 04 апреля 2006 года, Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством выделяют категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2.

Статьей 1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

В соответствии со статьей 2 указанного закона ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

В данный перечень не включены участники боевых действий в Венгрии 1956 года.

Статьей 3 этого же закона определены категории лиц, относящиеся к ветеранам боевых действий. Так, в силу подпункта 1 пункта 1 данной статьи к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

При этом согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.

В Разделе I указанного Перечня, который является приложением к Федеральному закону "О ветеранах", указаны и боевые действия в Венгрии в 1956 году.

Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах" относит лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году, к категории ветеранов боевых действий.

Согласно положению, содержащемуся в Разделе II Приложения к указанному федеральному закону, на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II Перечня, распространяется действие статьей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах", то есть норм, определяющих статус ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.

Следовательно, законодатель приравнял к лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий, указанных в разделах I и II Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, предоставив им единый статус и определив объем мер предоставляемой социальной поддержки.

Между тем приравнивание ветеранов и инвалидов боевых действий по предоставляемым мерам социальной поддержки к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны не отождествляет их между собой в полном объеме.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15 и подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" указанные категории граждан имеют право на такую меру социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2. закона, однако основания и условия ее предоставления различны. В частности, инвалиды и участники Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и независимо от их имущественного положения. Реализация же прав инвалидов и ветеранов боевых действий на такую меру социальной поддержки ставится в зависимость от времени постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и право на данную меру они имеют лишь в случае их постановки на учет нуждающихся до 01 января 2005 года. Инвалиды и ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть на общих основаниях.

На основании подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" норма обеспечения жильем указанных категорий граждан также различна.

Вместе с тем, согласно Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Данный Указ предписывает обеспечить жильем в строго установленные сроки лиц из числа двух категорий ветеранов: ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. На иных лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки согласно Федеральному закону "О ветеранах", данный Указ, имеющий целевое назначение, не распространяется. Венгерские события 1956 года не входят в период Великой Отечественной войны.

И. принимал участие в подавлении контртеррористического мятежа в Венгерской СР в 1956 году, что подтверждается копией удостоверения **, копией вкладыша к удостоверению, выданным 02.07.1987 Красновишерским районным военным комиссариатом. ( л.д. 15, 16).

Согласно копии удостоверения участника Великой Отечественной войны серия **, копией вкладыша к удостоверению, выданным 02.07.1987 Красновишерским районным военным комиссариатом, И. имел право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР для участников Великой Отечественной войны, предусмотренные ст.15 Закона «О ветеранах».

Из письма районного управления ЖКХ администрации Красновишерского района от 29 мая 1998 года установлено, что заявление И. на улучшение жилищных условий рассмотрено общественной комиссией по жилью. Принято решение поставить в льготную очередь среди участников войны (службы в Венгрии), дата постановки с 25.05.1998 ( л.д. 17)

Из письма администрации Красновишерского муниципального района от 11.03.2019 № 1392 установлено, что И. был включен в льготную очередь среди участников войны. После смерти И. очередь прекратилась, так как льготополучателем являлся только И. И. умер 15.08.2011 года, после его смерти Ильиных З.П. осталась проживать одна, в 2011 году она не имела оснований для постановки на жилищный учет, так как проживала в муниципальном жилом помещении, жилое помещение не было признано непригодным для проживания. На основании постановления администрации Вайского сельского поселения от 13.04.2018 № 25, Ильиных З.П. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включена в льготный список как вдова ветерана. Оснований для включения Ильиных З.П. в льготный и общий список с 1998 года оснований не имеется (л. д. 29).

Нахождение в браке И. с истицей Ильиных З.П. подтверждается копией паспорта и свидетельства о заключении брака, имеющиеся в материалах дела.( л.д. 20-21, 23-24)

Из Акта обследования от 20 декабря 2018 года жилого помещения по адресу ****, установлено: дом 1971 года постройки, деревянный брусовой, площадь 85.5 кв.м, отопление печное. Требуется проведение капитального ремонта: техническое состояние здания оценивается как неработоспособное, прочностные характеристики материалов здания существенно снижены. ( л.д. 42).

Из письма районного управления ЖКХ администрации Красновишерского района от 29 мая 1998 года установлено, что заявление И. на улучшение жилищных условий рассмотрено общественной комиссией по жилью. Принято решение поставить в льготную очередь среди участников войны (службы в Венгрии), дата постановки с 25.05.1998 ( л.д. 17)

Дело № 03-19 (1996-1998 г.г.), протокол № 62 от 26 мая 1998 года, по вопросу постановки на очередь на получение жилья под № 14 указан И., ****, среди участников ВОВ (служил в Венгрии), с 25.05.1998 (л.д. 105-108).

По состоянию на 2001, 2005 года И. значился в списке льготных категорий граждан, имеющих право первоочередного предоставления жилых помещений (л.д. 109-113).

На 2007 год в Списке льготных категорий граждан, имеющих право первоочередного предоставления жилых помещений под фамилией И. стоит отметка «искл.», основания, дата принятия такого решения отсутствуют (л.д116).

Удовлетворяя требования истца, суд пришел к выводу, что ввиду того, что Ильиных З.П. встала на учет как нуждающаяся в жилом помещении до 01 января 2005 г., то изменения, внесенные Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации от 16.12.2009 г. в ст. 21 ФЗ "О ветеранах" о том, что члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 г. об обеспечении жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, на нее не распространяются.

Указ Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 распространяет свое действие и на Ильиных З.П., ставшую на учет на предоставление жилья в составе семьи И. до 01.01.2005 г.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом, по вышеизложенным основаниям, а также в силу следующего.

В соответствии с пп.4 п.1ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

По смыслу названной нормы лица, не являющиеся ветеранами, а отнесенные законодателем к иной категории граждан - членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, обладают самостоятельным, а не производным правом на предоставление мер социальной защиты и данное право не зависит от объема прав ветерана.

В соответствии с п. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу положений подп. 3 п. 3, п. 11.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, в том числе, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В целях реализации ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 №21-П утверждён Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее – Порядок).

Согласно п. 1.2.2 указанного Порядка Порядок определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём, в том числе, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на соответствующий учёт до 01 января 2005 года членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий. По письменным заявлениям указанных граждан обеспечение жильём может осуществляться путём предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.

Постановку граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления Пермского края в соответствии с жилищным законодательством (п. 3.1 Порядка), то есть в соответствии со ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которойсостоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определённой федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2).

В соответствии с п.п. 3.2.1, 3.2.2 Порядка органы местного самоуправления представляют в Министерство социального развития Пермского края ежегодно до 01 марта текущего года на граждан из числа лиц, указанных в п. 1.2.2 настоящего Порядка, сформированные в хронологической последовательности по форме согласно приложению №1 к настоящему Порядку списки граждан из числа лиц, указанных в пунктах 1.2.1, 1.2.2 Порядка (п.3.2.1); заверенные копии документов, в том числе копии заявления гражданина о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, документа установленного образца, подтверждающего принадлежность гражданина к соответствующей категории (п.3.2.2).

Министерство социального развития Пермского края на основании представленных органами местного самоуправления списков граждан формирует сводные списки ежегодно, в срок до 1 апреля, по категориям, указанным в пункте 1.2.2 настоящего Порядка, в хронологическом порядке (п.3.3 Порядка).

В соответствии с п.3.4 Порядка гражданам, указанным в абзацах втором и третьем пункта 1.2.1 настоящего Порядка и инвалидам боевых действий 1-й группы субсидии предоставляются вне очереди. Затем предоставление субсидий гражданам осуществляются в хронологической последовательности, в которой каждый из них был поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством.

По смыслу приведённых норм материального права в их взаимосвязи члены семьи погибшего (умершего) инвалида боевых действий и ветеранов боевых действий, в том числе супруга (супруг) погибшего (умершего) инвалида боевых действий и ветеранов боевых действий, обладают самостоятельным правом на предоставление мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом «О ветеранах», и данное право не зависит от объёма прав ветерана. Мера социальной поддержки по обеспечению жильем, в форме единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны при условии, если она (он) нуждается в улучшении жилищных условий и, имея данный статус, встала (встал) на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года.

Иное толкование вышеназванных норм материального права, учитывая порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в зависимости от даты постановки на учёт, приведёт к неравному положению лиц, относящихся к категории членов семьи инвалидов и вставших на учёт до 01.01.2005, и лиц, которые до указанной даты не относились к этой категории и встали на учёт в соответствии с жилищным законодательством ранее этих лиц.

Принимая во внимание, что Ильиных З.П. приобрела статус члена семьи умершего ветерана боевых действий после 01 января 2005 года, она не имеет права на получение меры социальной поддержки в виде жилищной субсидии в рамках Федерального закона «О ветеранах» (ст. 23.2). При этом она не лишена возможности реализовать свои права в соответствии с жилищным законодательством.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции о признании неправомерным отказ администрации Красновишерского муниципального района в удовлетворении заявления Ильиных З.П. о подтверждении факта нахождения Ильиных З.П. в льготном списке нуждающихся в получении жилого помещения, как члена семьи ветерана боевых действий с 25.05.1998, в представлении в Министерство социального развития Пермского края документов, указанных в п. 3.2. «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007г. № 21-п, и включении Ильиных З.П. в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет с 1998 года, имеющих право на предоставление денежной, выплаты на приобретение жилья в собственность за счет средств федерального бюджета, изложенный в письме от 11.03.2019г. № 1392.

Возложении на администрацию Красновишерского муниципального района Пермского края, администрацию Вайского сельского поселения Красновишерского района Пермского края обязанности восстановить Ильиных Зинаиду Петровну в льготном списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 25 мая 1998 года.

Возложении на администрацию Красновишерского муниципального района Пермского края обязанности по предоставлению в Министерство социального развития Пермского края документы, указанные в п. 3.2. «Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007г. № 21-п в отношении Ильиных Зинаиды Петровны как вдовы ветерана боевых действий.

Возложении на администрацию Красновишерского муниципального района Пермского края обязанности включить Ильиных Зинаиду Петровну в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшую на учет с 25 мая 1998 года, формируемый из числа лиц, указанных в пункте 1.2.2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», имеющих право на предоставление денежной выплаты на приобретение жилья в собственность за счет средств федерального бюджета.

Признании за Ильиных Зинаидой Петровной её право на обеспечение жилыми помещениями за счет субсидий федерального бюджета, как члена семьи (супругу) умершего ветерана боевых действий, вставшую на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., то есть, 25 мая 1998 года.

Возложении на Министерство социального развития Пермского края обязанности включить Ильиных Зинаиду Петровну в сводный список граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Пермского края, исходя из времени постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, т. е. с 25.05.1998 года.

Возложении на Министерство социального развития Пермского края обязанность по предоставлению Ильиных Зинаиде Петровне жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в собственность, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, т. е. с 25 мая 1998 года, в пределах имеющегося бюджета подлежит отмене с вынесением нового решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ связи с отказом в удовлетворении требований основания для взыскания расходов на уплаты государственной пошлины не установлено.

Руководствуясь ст.ст.199,328,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Красновишерского районного суда Пермского края от 26 июля 2019 года отменить, постановить по делу новое решение.

Отказать Ильиных Зинаиде Петровне в удовлетворении исковых требований к администрации Красновишерского муниципального района Пермского края, администрации Вайского сельского поселения, Министерству социального развития Пермского края о признании неправомерным отказа в подтверждении факта нахождения в льготном списке нуждающихся в получении жилого помещения как члена семьи ветерана боевых действий, возложении обязанности включить в льготный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении документов в отношении нее как вдовы ветерана боевых действий в Министерство социального развития Пермского края, включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании за ней права на обеспечение жилым помещением за счет субсидий федерального бюджета, возложении обязанности на Министерство социального развития Пермского края о включении истца в сводный список граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья, предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в собственность в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет нуждающихся, в пределах имеющегося бюджета.

Председательствующий

Судьи

33-11766/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Ильиных Зинаида Петровна
Ответчики
Министерство Социального развития Пермского края
Администрация Вайского сельского поселения
Администрация Красновишерского муниципального района Пермского края
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Казанцева Елена Станиславовна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Передача дела судье
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
27.08.2020Передача дела судье
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Передано в экспедицию
23.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее