Дело № 2-539/2018
УИД 29RS0019-01-2018-000790-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 07 декабря 2018 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.А.,
при секретаре Лихачевой Е.В.,
с участием истца Королева Д.Г.,
представителя ответчика ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области Коноваловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством системы видеоконференц-связи, гражданское дело по иску Королева Д.Г. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Королев Д.Г. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее ФКУ ИК-16), Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в размере 200000 руб.
В обоснование исковых требований Королев Д.Г. указал, что <Дата> он был доставлен специальным этапом в ФКУ ИК-16 для отбытия срока наказания в данном учреждении, где был изначально определен в отряд «карантина». Он не был обеспечен одеждой по сезону, ему не выдавались свитер, теплые носки, полушерстяные брюки, утепленные майка и трусы, носки, тапочки, полотенце банное, полуботинки, летние сандали, чем нарушен Приказ .... На неоднократные обращения к администрации по обеспечению его теплой одеждой (свитером, утепленными брюками, носками полушерстяными) мер не было предпринято, что указывает на бездействие администрации. Далее он находился в отряде ... секции ... «обычные условия наказания», площадь которого составляла 59 кв.м, кроватей двухъярусных – 25 штук, спальных мест – 50 лиц. На дверях секции висит информационная табличка по площади 59 кв.м, кровати – 21, спальных мест – 42, чем снова администрация ФКУ ИК-16 нарушила нормы проживания. Отсутствовали комната досуга, сушилка и комната психологической разгрузки. Ранее он являлся инвалидам 2 группы по заболеванию «...». Администрацией ФКУ ИК-16 к нему не применялось Приложение № 5 Приказа Минюста России от 26 февраля 2016 года № 48 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и нормы замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы», а также на протяжении всего времени ему ни разу не выдавались положенные 100 гр. молока, в меню присутствует ежедневно один рацион питания «сухой картошки и недопеченного хлеба». Тем самым администрацией ФКУ ИК-16 нарушены установленные требования Минюста России. Все это время он содержался в ненадлежащих условиях, несовместимых с уважением к человеческому достоинству. Такое отношение вызывало у него чувство страха, тревоги и собственной неполноценности, и причиняло физические и нравственные страдания, которые оценивает в 200 000 руб.
Определением суда от <Дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области.
Определением суда от <Дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России в лице Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области.
Истец Королев Д.Г. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что без теплой одежды (свитера, утепленных брюк, полушерстяных носков) он мерз, испытывал чувство холода. В тоненьких летних носочках, без утепленных брюк и свитера, он привлекался администрацией ФКУ ИК-16 в зимний период для благоустройства территории по очистке ее от снега, ходил на зарядку, проверки, в столовую и баню. Портянки взамен носков ему не выдавали и не предлагали. У него имеются остаточные явления от заболевания по туберкулезу легких и любое переохлаждение ему противопоказано, поскольку может спровоцировать заболевание.
Представитель ответчика ФКУ ИК-16 Коновалова О.А. в судебном заседании, ссылаясь на положения ст. 56 ГПК РФ, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Вместе с тем признала, что истцу не были выданы свитер, утепленные брюки, носки полушерстяные, поскольку у ФКУ ИК-16 отсутствует достаточное финансирование.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Архангельской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 48-49, 73), в материалы дела представлен отзыв об отказе в удовлетворении иска, поскольку истцом не представлены доказательства противоправности действий (бездействия) должностных лиц ФКУ ИК-16 (л.д. 165-169).
Представитель ответчика Федеральной службы исполнения наказаний России в лице Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 154), в материалы дела представлен отзыв об отказе в удовлетворении иска Королева Д.Г., поскольку истцом не указано, какие нравственные или физические страдания им понесены, не представлены доказательства нарушения его личных неимущественных прав, наступления неблагоприятных последствий и ухудшения состояния его здоровья (л.д. 174-177).
Представитель третьего лица УФСИН России по Архангельской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 48-49, 74, 173), в материалы дела представлен отзыв об отказе в удовлетворении иска, поскольку Королев Д.Г. был обеспечен положенной нормой питания, зимней формой одежды и необходимой для проживания жилой площадью (л.д. 115-118).
На основании ч. 2.1 ст. 113, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ по определению суда дело рассмотрено при данной явке лиц, участвующих в деле.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, что Королев Д.Г. отбывал уголовное наказание в ФКУ ИК-16 в период с <Дата> по <Дата> на основании приговора Соломбальского районного суда Архангельской области от <Дата>. При поступлении в ФКУ ИК-16 был распределен в отряд ... в обычные условия отбывания наказания, где содержался до выбытия в другое исправительное учреждение.
Согласно ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
В соответствии ч. 2 ст. 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности.
Исходя из сведений о наличии жилой площади в общежитиях для проживания осужденных, общежитие ... ФКУ ИК-16, поделено на три спальных помещения, истцу было определено индивидуальное спальное место во втором спальном помещении общей площадью 59,2 кв.м, которое рассчитано на 29 человек, что фактически превышает 2 кв.м. на одного осужденного (л.д. 99).
Вместе с тем при подсчете нормы жилой площади в общежитии на одного осужденного подлежит учитывать и другие вспомогательные помещения, которыми пользуются осужденные в отряде в дневное время в порядке свободного доступа.
Указанный вывод подтверждается правовой позицией Европейского суда, (решение от 16 июня 2004 года по делу «Нурмагомедов против Российской Федерации», жалоба № 30138/02), в соответствии с которым сам по себе факт переполненности колонии не может свидетельствовать о нарушении прав осужденных. Личное пространство в спальнях должно рассматриваться в контексте широкой свободы передвижения, которое заключенные в колонии пользуются в дневное время, что предполагает неограниченный доступ не только в спальных помещениях, но и иным бытовым помещениям, к естественному воздуху и свету, компенсируя недостаточные размеры жилых комнат-спален.
Отряд ... ФКУ ИК-16 кроме спальных помещений имеет ряд других вспомогательных помещений, которыми осужденные имеют право свободно пользоваться в установленном порядке (комната воспитательной работы, групповой психологической работы с осужденными, комната хранения продуктов питания с местом приема пищи, помещение для хранения личных вещей повседневного пользования, помещение для сушки одежды и обуви, комната быта, помещение для хранения уборочного инвентаря, умывальник, уборная), что непосредственно увеличивает жилую норму на каждого осужденного (л.д. 99, 106).
Общая площадь отряда ... ФКУ ИК-16, которой могут пользоваться осужденные, составляет 406 кв.м. Из справки ФКУ ИК-16 следует, что в отряде ... лимит наполнения отряда установлен 115 осужденных (л.д. 99). Установленная уголовно-исполнительным законодательством норма жилой площади на одного осужденного в отряде ... в период отбывания наказания истца была соблюдена (л.д. 127).
Довод Королева Д.Г. о том, что в отряде ... отсутствуют комната досуга, сушилка, комната психологической разгрузки является несостоятельным и противоречит материалам дела.
Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден свод правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (в двух частях) (СП 308.1325800.2017) (далее - СП).
Так из таблицы 14.3 СП следует, что общежития с обычными, облегченными условиями отбывания наказания исправительных учреждений имеют следующие помещения, в том числе комнату воспитательной работы, групповой психологической работы с осужденными (п. 8 наименования), помещение для сушки одежды и обуви (п. 25 наименования).
Материалами дела подтверждается, что в отряде ... общежития ФКУ ИК-16 указанные помещения имеются, доказательств обратного истцом не представлено.
В силу п. 3 ст. 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 утверждена минимальная норма питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся, в том числе в учреждениях ФСИН России.
Согласно вышеуказанной норме на 1 человека в сутки положено 100 мл. молока коровьего.
Согласно п.44 Порядка организации питания осужденных подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной, утвержденного Приказом ФСИН России № 696 от 02.09.2016 (далее Порядок), завтрак состоит из крупяного (овощного) гарнира или молочной каши, хлеба, сахара и чая.
Согласно п.66 Порядка молоко планируется для приготовления молочных каш или выдается в натуральном виде на завтрак.
В силу вышеуказанного законодательства ФКУ ИК-16 вправе добавлять молоко, исходя из суточной потребности на 1 осужденного, для приготовления молочных каш.
В ФКУ ИК-16 молоко используется для приготовления молокосодержащих блюд на завтрак (л.д. 137-146).
Кроме того, Нормами замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время, утвержденными приказом ФСИН России от <Дата> ... (приложение ...), предусмотрено, что для осужденных к лишению свободы молоко питьевое можно заменять: молоком цельным сухим, сухой простоквашей и кисломолочными продуктами сублимационной сушки 15 гр., молоком цельным сгущенным с сахаром 20 гр., молоком сгущенным стерилизованным без сахара 30 гр., кофе натуральным или какао со сгущенным молоком и сахаром 20 гр., кисломолочными продуктами (кефиром, простоквашей, ацидофилином, ряженкой) 100 гр., сливками 20 гр., сметаной 20 гр., сметаной сухой 10 гр., творогом 30 гр., маслом коровьим 5 гр., маслом коровьим топленым 5 гр., сыром сычужным твердым 12 гр., сыром плавленым 18 гр., яйцами куриными 0,5 шт., сливками сгущенным сахаром 20 гр., брынзой 24 гр.
Таким образом, ФКУ ИК-16 использует 100 мл. молока коровьего для приготовления молочных каш или же осуществляет замену на другие продукты согласно утвержденных норм, доказательств обратного истцом не представлено.
В силу п. 77 Порядка начальник (заведующий) столовой учреждения УИС проверяет качество продуктов. В случае сомнения в доброкачественности продуктов незамедлительно докладывает начальнику ОИХО учреждения УИС для решения вопроса о дальнейшем их использовании. Не подлежат отпуску в столовую (пищеблок) учреждения УИС некачественные продукты.
Исходя из п. 95, 96, 97 Порядка руководство учреждений УИС организует систематический контроль за состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, основными задачами которого являются, в том числе проверка организации питания, проверка организации хранения продовольствия и его качественных показателей, своевременное и качественное проведение контрольно-показательных варок пищи.
Контроль за состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых осуществляется начальником учреждения УИС, его заместителями, медицинскими работниками медицинского подразделения, сотрудниками ОИХО, дежурным помощником начальника учреждения УИС.
Контроль за организацией и состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых также осуществляется должностными лицами территориальных органов ФСИН России и структурными подразделениями ФСИН России при проведении ревизий, проверок и инспектирований.
Из материалов дела следует, что в период отбывания наказания истца питание осужденных в ФКУ ИК-16 было организовано в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается справкой начальника отдела тылового обеспечения УФСИН России по Архангельской области (л.д. 178), истцом в нарушении ст. 56 ГПК РФ не представлено допустимых доказательств того, что питание осуществлялось «сухой картошкой и недопеченным хлебом».
Каких-либо медицинских показаний для обеспечения усиленным или специальным питанием у осужденного Королева Д.Г. нет. С диспансерного учета по туберкулезу легких истец был снят <Дата> (л.д. 120).
Приказом Минюста России от <Дата> N 48 "Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной Службы исполнения наказаний, на мирное время", принятым во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от <Дата> N 205, приложением N 5, к которому установлены повышенные нормы питания для больных осужденных к лишению свободы.
При этом в примечании к Приложению ... указано, что по данной норме обеспечиваются:
а) больные, находящиеся на стационарном лечении в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний;
б) больные, находящиеся на амбулаторном лечении по поводу язвенной болезни, злокачественных новообразований, дистрофии, авитаминоза, анемии, сахарного диабета;
в) больные ВИЧ-инфекцией вне зависимости от места содержания;
г) больные, наблюдающиеся по поводу туберкулеза 0, I, II, V групп диспансерного учета, вне зависимости от места содержания;
д) лица, наблюдающиеся по поводу туберкулеза III группы диспансерного учета, вне зависимости от места содержания;
е) лица, наблюдающиеся по поводу туберкулеза IV группы диспансерного учета, на период проведения химиотерапии вне зависимости от места содержания;
ж) больные сахарным диабетом вне зависимости от места содержания.
Согласно справке УФСИН России по Архангельской области от <Дата>, в ходе проверки установлено, что <Дата>, то есть до момента прибытия в ФКУ ИК-16, Королев Д.Г. был проконсультирован врачом-фтизиатром, по результатам обследования он был снят с диспансерного учета по туберкулезу легких (л.д. 12, 120).
Таким образом, Королев Д.Г. в период отбывания наказания в ФКУ ИК-16 не относился к больным осужденным, имеющим право на повышенные нормы питания.
Согласно справке старшего инспектора ОКБИ и ХО ФКУ ИК-16 от <Дата>, осужденный Королев Д.Г. при отбытии наказания в ФКУ ИК-16 обеспечивался по минимальной норме питания согласно Постановлению Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 (л.д. 101).
В силу ч. 2 ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 4 ст. 82 УИК РФ установлена обязанность администрации исправительного учреждения обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 99 УИК РФ осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно приложениям № № 1 и 6 Приказа Минюста России от 03.12.2013 N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" (вместе с "Порядком обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах", "Правилами ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях"), отпуск вещевого довольствия осужденным производится равномерно в течение года с учетом положенности.
В соответствии с нормами вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, являющихся приложением к названному приказу, данным лицам выдаются: головной убор зимний, головной убор летний, куртка утепленная, свитер трикотажный, брюки утепленные, пантолеты литьевые в количестве по 1 штуке сроком носки на 3 года; 2 комплекта костюма сроком носки на 3 года; сорочка верхняя - 2 штуки со сроком носки 2 года 6 мес.; белье нательное 2 комплекта сроком носки на 3 года; белье нательное теплое 2 комплекта со сроком носки 3 года; майки в количестве 3 штук сроком носки на 2 года; трусы - 2 штуки со сроком носки 1 год; носки хлопчатобумажные 4 пары и носки полушерстяные 2 пары сроком носки на 1 год; рукавицы утепленные 1 пара сроком носки на 1 год; тапочки 1 пара сроком носки на 3 года; ботинки комбинированные - 1 пара сроком носки на 3 года; сапоги мужские комбинированные зимние 1 пара сроком носки на 2 года 6 мес.; полуботинки летние 1 пара сроком носки на 2 года.
В соответствии с Приложением N 3 к Приказу Минюста России от 03.12.2013 N 216 при перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенности по утвержденным нормам снабжения (п. 4).
В судебном заседании установлено, что Королев Д.Г. прибыл <Дата> в ФКУ ИК-16 из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области, в последующем <Дата> убыл в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области для дальнейшего отбывания наказания.
Согласно лицевому счету № К-10015 по обеспечению предметами вещевого имущества и постельными принадлежностями Королева Д.Г., последнему по прибытию в ФКУ ИК-16 не было выдано, исходя из исковых требований: свитер трикотажный, носки полушерстяные, брюки утепленные, майка, трусы, носки хлопчатобумажные, полуботинки летние, остальным вещевым имуществом он был обеспечен. Данные обстоятельства не оспариваются ответчиками.
ФКУ ИК-16 находится на территории Онежского района, который Перечнем, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от <Дата> ..., отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах суд признает, что указанное обстоятельство оказывало негативное воздействие на истца в условиях зимнего времени в местностях, приравненных к Крайнему Северу, поскольку доказательств того, что выданные истцу не в полном объеме зимние вещи обеспечивали нормальный температурный режим, в материалах дела не имеется. Согласно ч. 1 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Следовательно, не нуждается в дополнительном доказывании факт негативного воздействия на человека погодных (зимних условий) и низких температур в случае отсутствия теплой одежды.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Конституция РФ, провозглашая права и свободы человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст. 2), гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
Подп. 1 п. 17 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых в г. Женеве 30 августа 1955 г. Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусматривает необходимость получения заключенными, не имеющими права носить собственную одежду, носильных вещей, соответствующих климату и сохраняющих их здоровье, которые не должны иметь ни оскорбительного, ни унижающего характера.
Материалами дела установлено, что в полном объеме теплыми вещами истец обеспечен не был, что противоречит установленным законом требованиям, и что могло повлиять на обеспечение нормального температурного режима, также могло оказать негативное воздействие на его здоровье или нормальный жизненный уровень. Не предоставив осужденному полного вещевого довольствия, исправительное учреждение нарушило его неимущественные права, в связи с чем ему были причинены нравственные страдания, выразившиеся в испытании холода в зимний период.
При этом с учетом п.13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295, согласно которому осужденные имеют право на охрану здоровья, того, что Онежский район Архангельской области отнесен к местностям, приравненным к района Крайнего Севера, суд приходит к выводу, что во исполнение Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений истец, находясь в ФКУ ИК-16 с 17.02.2018, ежедневно при низкой температуре воздуха, не имея одежды по сезону, в частности, свитера трикотажного, брюк утепленных, носков полушерстяных, обеспечить которыми обязана была администрация исправительного учреждения, выходил на утреннюю зарядку, на построение для проверки, ходил в столовую для приема пищи, на помывку в баню, а с учетом низкой температуры воздуха испытывал холод.
Таким образом, факты неисполнения ФКУ ИК-16 своей обязанности по обеспечению Королева Д.Г. предметами вещевого довольствия и причинения истцу морального вреда нашли подтверждение в суде. Доказательств обратного ответчиками в порядке ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.
Доводы ответчика ФКУ ИК-16 о недостаточном финансировании на приобретение вещевого довольствия для осужденных, не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку праву осужденных на охрану здоровья корреспондирует обязанность администрации исправительного учреждения, наряду с прочим, обеспечить их по сезону одеждой установленного образца. Недостаточное финансирование не может являться основанием к освобождению ФКУ ИК-16 от исполнения императивных положений уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения осужденных к лишению свободы вещевым имуществом. Достаточных допустимых доказательств, свидетельствующих о принятии в соответствии с компетенцией необходимых и исчерпывающих мер по устранению имеющихся нарушений действующего законодательства, не представлено.
Обязательства, возникающие в силу применения норм гражданско-правового института возмещения вреда, причиненного актами органов власти или их должностных лиц, представляют собой правовую форму реализации гражданско-правовой ответственности, к которой привлекается в соответствии с предписанием закона причинитель вреда (статья 1064 ГК РФ).
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В соответствии с п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными ст. 59 ГК РФ и ст. 151 указанного кодекса.
Согласно абз. 1 ст. 151, ст. 1101 ГК РФ в случае, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Таким образом, в силу ст. 125, ст. 1069, ст. 1071 ГК РФ, пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ иск о взыскании компенсации морального вреда, причиненных действиями (бездействием) сотрудников уголовно-исполнительной системы предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств – Федеральная служба исполнения наказаний России (ФСИН России).
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из характера причиненных истцу нравственных страданий, вследствие допущенных нарушений по обеспечению его теплой зимней одеждой, что создавало угрозу для его здоровья, периода такого нарушения и количества зимних сезонов нахождения истца в исправительном учреждении без предоставления ему всех необходимых теплых вещей (один сезон), индивидуальных особенностей истца (возраст – 48 лет, ранее состоял на диспансером учете по заболеванию – туберкулез легких, имеет заболевание остеохондроз поясничного отдела позвоночника), учитывает характер причиненных истцу нравственных страданий, и с учетом принципа разумности и справедливости приходит к выводу о взыскании в пользу истца с ФСИН России 5 000 рублей, а в удовлетворении требований к остальным ответчикам суд отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 5 000 (░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ...» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
...
...