25RS0008-01-2021-000883-70
Дело № 2-642/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Дальнереченск ДД.ММ.ГГГГ
Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Тур И. А., при секретаре Гуменюк О. Ю., с участием представителя истцов Волошиной И. Л., представителей ответчика Ильиной Н. В., Шкиль И. Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дьяченко Р. А., Соболевской Т. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Приморскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, отпускных выплат, компенсации морального вреда и денежной компенсации за задержку выплат, причитающихся работнику,
У С Т А Н О В И Л:
Дьяченко Р. А., Соболевская Т. А. обратились в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Приморскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, отпускных выплат, компенсации морального вреда и денежной компенсации за задержку выплат, причитающихся работнику.
В обоснование требований указано, что истцы проходили государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС № по Приморскому краю, Дьяченко Р. А. с ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего государственного налогового инспектора аналитического отдела, Соболевская Т. А. с ДД.ММ.ГГГГ в должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок №. Приказом Межрайонной ИФНС № по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № служебный контракт с Дьяченко Р. А. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ Приказом Межрайонной ИФНС № по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № служебный контракт с Соболевской Т. А. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ Истец Дьяченко Р. А. уволена с государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 79-ФЗ) в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы. Истец Соболевская Т. А. уволена с государственной гражданской службы по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон №) по инициативе гражданского служащего. При увольнении Дьяченко Р. А. была выплачена компенсация четырёхмесячного денежного содержания в сумме 126558 рублей 60 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 20475 рублей 60 копеек, Соболевской Т. А. была выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск в сумме 47114 рублей 58 копеек. По мнению истцов при расчёте сумм компенсации ответчиком не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные Дьяченко Р. А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 345437 рублей 85 копеек. Соболевской Т. А. невыплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск составила 25231 рубль, а также за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 г. при расчёте сохраняемого денежного содержания не учитывались суммы материального стимулирования, выплаченные за 12 месяцев, предшествующих дню ухода в отпуск в размере 27007 рублей 83 копейки. Ссылаясь на Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Письмо Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, позицию Верховного Суда Российской Федерации, с учётом уточнения требований: Дьяченко Р. А. считает, что ей не выплачены денежные средства в виде: компенсации четырёхмесячного денежного содержания в сумме 115145 рублей 96 копеек, компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 19649 рублей 60 копеек, суммы отпускных выплат, произведённых в ДД.ММ.ГГГГ в размере 39175 рублей 40 копеек, а также судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей; Соболевская Т. А. считает, что ей не выплачены денежные средства в виде: компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 29328 рублей 22 копейки, отпускных выплат, произведённых в 2020 г. в размере 27007 рублей 83 копейки. Ссылаясь на положения ст. ст. 236 и 237 ТК РФ истцы также просят взыскать с ответчика компенсацию морального вреда по 5000 рублей, денежную компенсацию за задержку выплат, причитающихся работнику, на день вынесения решения суда.
Ответчик в письменных возражениях с требованиями истцов не согласен, просит в иске отказать. Указал, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 50 Федерального Закона № оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, перечень которых установлен частью 5 статьи 50 Федерального закона № №. Таким образом, указанными положениями Федерального закона № определён состав денежного содержания гражданского служащего. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. В пункте 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Федерального закона №, в указанном пункте Правил не предусмотрены. Расчёт месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с пунктом 8 Правил. При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктами 6 и 8 Правил не предусмотрены. Таким образом, из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учёту подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом №. При расчёте истцам сумм отпускных выплат, компенсации четырёхмесячного денежного содержания не принимались во внимание средства материального стимулирования и единовременного поощрения, производимые за счёт дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, поскольку указанные выплаты не могут быть отнесены к дополнительным (иным) выплатам, предусмотренным п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, перечень которых носит исчерпывающий характер, и расширительному толкованию не подлежит. Таким образом, выплаты, по поводу которых возник спор, не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, а потому не подлежат включению в расчёт денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и в выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации четырёхмесячной заработной платы. Нормы права, устанавливающие выплату материального стимулирования на постоянной основе, законодательством Российской Федерации не предусмотрены. Ссылаясь на нормы Трудового кодекса Российской Федерации, Постановление Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», ответчик указал, что предмет доказывания по спорам о компенсации морального вреда включает факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию, и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Поскольку истцы не представили доказательств того, что им причинены нравственные страдания в связи с неверным расчётом компенсации за отпуск, а также не указывают на объём причинённых ей страданий, Межрайонная ИФНС России № по Приморскому краю считает, что требования о возмещении морального вреда, причинённого действиями инспекции, а также причинение нравственных страданий, не подлежат удовлетворению.
Представитель истцов в судебном заседании на уточнённых требованиях настаивала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковых заявлениях. Пояснила, что действиями работодателя истцам причинены нравственные страдания, вызванные несправедливым отношением при увольнении в части полной выплаты всех причитающихся денежных сумм. Они не получили заслуженный расчёт при увольнении и были лишены возможности использовать заработанные денежные средства. Для истца Дьяченко Р. А. денежная компенсация за задержку выплат, причитающихся работнику, на день вынесения решения суда в её пользу составляет 12912 рублей 24 копейки. Истец Дьяченко Р. А. просит компенсировать судебные расходы за услуги представителя 10000 рублей. Для истца Соболевской Т. А. денежная компенсация за задержку выплат, причитающихся работнику, на день вынесения решения суда в её пользу составляет 3705 рублей 74 копейки.
Представители ответчиков с исковыми требованиями не согласились, полагали, что начисления в виде материального стимулирования не могут быть учтены при расчётах отпускных выплат, выплат при увольнении, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства РФ и не входят в состав денежного содержания гражданского служащего на основании п. 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утверждённых приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Представленные истцами расчёты арифметически верны, в случае включения в них сумм материального стимулирования. Судебные расходы в размере 10000 рублей в пользу истца Дьяченко Р. А. считают разумными, но не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.
Выслушав участвующих лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит требования истцов подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Положениями ст. 50 Федерального закона № предусмотрено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч. 1). Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2). К дополнительным выплатам относятся ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учётом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается), ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5).
Согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона № гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Как следует из ст. 51 Федерального закона №, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч. 1). При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): оклада за классный чин – в размере четырёх должностных окладов, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе – в размере трёх должностных окладов, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы – в размере четырнадцати должностных окладов, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов, премий за выполнение особо важных и сложных заданий – в размере двух окладов денежного содержания, ежемесячного денежного поощрения – в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания (ч. 2). Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных ч. 2 ст. 50 указанного Федерального закона, а также за счёт средств на выплату районного коэффициента (коэффициента), на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации, на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3).
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона № порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее Указ Президента РФ №) фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты должностных окладов, окладов за классный чин и дополнительных выплат, ежемесячного денежного поощрения (в расчёте на год).
Пунктом 9 Указа Президента РФ № предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных п. 8 названного Указа, а также за счёт средств, направляемых для выплаты денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учётом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации, других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учётом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу 8 пп. «р» п. 2 Указа Президента РФ ДД.ММ.ГГГГ № «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы определён Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждёнными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила №).
В соответствии с п. 2 Правил № денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь, выплачиваемая за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно ч. 13 ст. 46 Федерального закона № при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В силу п. 6 Правил № при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путём деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В соответствии с п. 8.2 ч. 1, ч. 3 ст. 37 Федерального закона № служебный контракт, может быть, расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобождён от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе. При расторжении служебного контракта по указанному основанию гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания.
Согласно положениям п. 8 Правил № в случае увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. «а»–«г» п. 2 указанных Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп. «д»–«ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Из материалов гражданского дела следует, что истец Дьяченко Р. А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Приморскому краю, была уволена с должности старшего государственного налогового инспектора аналитического отдела на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.
Соболевская Т. А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Приморскому краю, с ДД.ММ.ГГГГ временно переведена государственным налоговым инспектором Отдела камеральных проверок № Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Приморскому краю, на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения возраста трёх лет основного работника. ДД.ММ.ГГГГ была уволена с должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № на основании п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ по инициативе государственного гражданского служащего.
Согласно приказу ФНС России № ЕД-7-4/663 от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России № по Приморскому краю реорганизована путём присоединения к Межрайонной ИФНС № России по Приморскому краю, которая является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной ИФНС России № по Приморскому краю.
При увольнении Дьяченко Р. А. были выплачены: компенсация за неиспользованный отпуск продолжительностью 20 дней в сумме 20475 рублей 60 копеек, компенсация четырёхмесячного денежного содержания при увольнении в сумме 126558 рублей 60 копеек, Соболевской Т. А. была выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск продолжительностью 46 дней в сумме 47114 рублей 58 копеек, что сторонами не оспаривается и подтверждается расчётными листками.
Согласно представленным расчётам и пояснениям представителей ответчика при исчислении указанных выплат, а также при расчёте отпускных выплат, начисленных истцам в 2020 году, не учитывались суммы материального стимулирования.
Между тем, из приведённых положений Федерального закона № 79-ФЗ, Указа Президента РФ №, Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в их взаимосвязи следует, что материальное стимулирование, выплачиваемое Дьяченко Р. А. и Соболевской Т. А., подлежит учёту при расчёте компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск, поскольку производится за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.
Указанная позиция изложена и в письме Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №».
Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрены ассигнования из федерального бюджета на ДД.ММ.ГГГГ на реализацию решений Правительства Российской Федерации, направленных на совершенствование системы материальной мотивации федеральных государственных гражданских служащих.
Суд признаёт неубедительными доводы представителей ответчика о невозможности учёта выплаченного материального стимулирования при расчёте выплат при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск и отпускных выплат в ДД.ММ.ГГГГ в силу следующего.
Положениями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» было предусмотрено его осуществление с ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ г. в Федеральной налоговой службе сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов.
В целях исполнения указанного Постановления Правительства РФ приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н был утверждён Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, пунктами 1, 2 которого предусмотрено, что названный Порядок устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы. Материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счёт средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ представителями ответчика не представлено доказательств, что материальное стимулирование выплачивалось истцам в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Порядком, утверждённым приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что суммы материального стимулирования, выплаченные истцам в ДД.ММ.ГГГГ, подлежат учёту при расчёте выплат при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, а также при расчёте денежного содержания на период нахождения истцов в отпусках в ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представителями ответчика расчёт, представленный истцами, признан арифметически правильным, не оспаривается.
С учётом представленных расчётных листков истцов за ДД.ММ.ГГГГ, а также изложенной позиции о необходимости включения средств материального стимулирования при расчёте спорных выплат, суд признаёт верным расчёт недоплаченных истцам компенсаций при увольнении, за неиспользованный отпуск и отпускных выплат, в связи, с чем с ответчика подлежат взысканию: в пользу Дьяченко Р. А. невыплаченные при увольнении: четырёхмесячное денежное содержание в сумме 115145 рублей 96 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 19649 рублей 60 копеек, отпускные выплаты за 2020 год в сумме 39175 рублей 40 копеек; в пользу Соболевской Т. А. компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 29328 рублей 22 копейки, отпускные выплаты за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 27007 рублей 83 копейки.
Согласно ч. 10 ст. 46 Федерального закона № выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее, чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
Как следует из положений ст. 5 Федерального закона № регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 70 Федерального закона № индивидуальные служебные споры рассматриваются комиссией государственного органа по служебным спорам и судом (ч. 1). В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом № 79-ФЗ или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о взыскании в пользу гражданского служащего денежной компенсации причинённого ему морального вреда. Размер этой компенсации определяется судом (ч. 16). Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров (ч. 17).
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку судом установлено нарушение ответчиком прав истцов на оплату труда в предусмотренных законом размерах и в установленные сроки, факт причинения истцам морального вреда сомнений у суда не вызывает. В результате нарушения трудовых прав, кроме осознания попрания принципа справедливости, истцы был лишены возможности получить заработанные средства и использовать их на достойную жизнь для себя и своих близких. С учётом степени вины работодателя, причинённых Дьяченко Р. А. и Соболевской Т. А. страданий, выразившихся в характере нарушения их прав, а также требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов о компенсации морального вреда в размере по 5000 рублей каждой.
Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчёта включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Судом установлено, что истцу Дьяченко Р. А. не в полном объёме были выплачены денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году, компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск. Истцу Соболевской Т. А. не в полном объёме были выплачены денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в ДД.ММ.ГГГГ г., а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск.
С учётом положений ч. 10 ст. 46 Федерального закона № о сроках выплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, приказов о предоставлении отпусков Дьяченко Р. А. и Соболевской Т. А. в 2020 году, порядка расчёта денежной компенсации, предусмотренного ст. 236 ТК РФ, суд приходит к выводу о правильности расчёта указанной компенсации, сделанных истцами, об удовлетворении исковых требований в данной части и о взыскании с ответчика денежной компенсации за задержку выплат, причитающихся работнику, в пользу Дьяченко Р. А. в сумме 12912 рублей 24 копейки, в пользу Соболевской Т. А. в сумме 3705 рублей 74 копейки.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из содержания указанной нормы следует, что возмещение судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда.
Поскольку исковые требования Дьяченко Р. А. подлежат удовлетворению в полном объёме, суд приходит к выводу о праве истца на возмещение судебных расходов по оплате услуг представителя.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату юридических услуг, понесённые лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объём заявленных требований, цена иска, сложность дела, объём оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Между Дьяченко Р. А. и Волошиной И. Л. было заключён договор на оказание услуг б/н от ДД.ММ.ГГГГ в виде: изучения документов по факту невыплаты заработной платы, консультации по делу, составления искового заявления и представительства в суде. Стоимость юридических услуг составила 10000 рублей. Услуги оплачены Дьяченко Р. А. в полном объёме, что подтверждается чеком № от ДД.ММ.ГГГГ
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что документально подтверждено оказание Дьяченко Р. А. юридических услуг представителем Волошиной И. Л.
Судебные расходы истца состоят из издержек на оплату услуг представителя и являются непосредственно связанными с рассмотрением дела, так как отвечают требованиям ст. 94 ГПК РФ.
Оплаченная за указанные услуги сумма в размере 10000 рублей является разумной, определённой с учётом характера иска, времени затраченного на подготовку документов и участия в суде.
Стороны от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 10, 14, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить полностью исковые требования Дьяченко Р. А., Соболевской Т. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Приморскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, отпускных выплат, компенсации морального вреда и денежной компенсации за задержку выплат, причитающихся работнику.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Приморскому краю в пользу Дьяченко Р. А. невыплаченные при увольнении: четырёхмесячное денежное содержание в сумме 115145 рублей 96 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 19649 рублей 60 копеек, отпускные выплаты за 2020 год в сумме 39175 рублей 40 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, денежную компенсацию за задержку выплат, причитающихся работнику, в сумме 12912 рублей 24 копейки, в возмещение судебных расходов 10000 рублей, всего 201883 рубля 20 копеек.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Приморскому краю в пользу Соболевской Т. А. невыплаченные при увольнении: компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 29328 рублей 22 копейки, отпускные выплаты за 2020 год в сумме 27007 рублей 83 копейки, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, денежную компенсацию за задержку выплат, причитающихся работнику, в сумме 3705 рублей 74 копейки, всего 65041 рубль 79 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Дальнереченский районный суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья И. А. Тур