Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
12 октября 2021 года <адрес>
Судья Белогорского районного суда Республики Крым Калиниченко Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Земляничненского сельского совета – главы Администрации Земляничненского сельского поселения ФИО1 на постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору <адрес> Республики Отделения надзорной деятельности по <адрес> Управление надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо Администрация Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением представитель юридического лица Администрации Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым – председатель Земляничненского сельского совета – глава Администрации Земляничненского сельского поселения ФИО1 обратился в Белогорский районный суд Республики Крым с жалобой, в которой просил отменить постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору <адрес> Республики Отделения надзорной деятельности по <адрес> Управление надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Представитель юридического лица ФИО1 и его защитник ФИО3 в судебном заседании настаивали на удовлетворении жалобы по изложенным в ней основаниям.
Главный государственный инспектор по пожарному надзору <адрес> Республики Крым майор внутренней службы ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, поданные письменные возражения поддержал, указал, что Администрация обязана была предпринять принять все меры направленные на соблюдение требований пожарной безопасности, что сделано не было.
Выслушав пояснения заявителя, его защитника и государственного инспектора по пожарному надзору <адрес> Республики Крым, исследовав письменные доказательства, считаю, что жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ №, и.о. начальника отделения надзорной деятельности по <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес>, инспектором отделения надзорной деятельности по <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес>, младшим лейтенантом внутренней службы ФИО5 проведена плановая выездная проверка соблюдения Администрацией Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым правил пожарной безопасности, по результатам которой установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- не произведен покос травы по всей территории общего пользования в границах населенных пунктов (<адрес>);
- вокруг территории населенных пунктов (<адрес>) не выполнены минерализованные полосы шириной не менее 10 метров в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов;
- территории населенных пунктов (<адрес>), прилегающие к лесу не очищены от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса и не выполнена противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 0,5 метра или иной противопожарный барьер;
-не обеспечены первичные меры пожарной безопасности, а именно:
а) не реализованы полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
б) не разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
в) не разработаны муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
г) не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроля за его выполнением;
д) не обеспечено оповещение населения о пожаре;
е) не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
ё) не обеспечено социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
- на территории населенных пунктов (<адрес>) отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров;
- на территории населенного пункта (<адрес>) источник наружного противопожарного водоснабжения (пожарный водоем объемом 80 м3) не обеспечивает необходимого запаса воды для целей пожаротушения и находится в неисправном состоянии;
- у водоема (<адрес>), являющимся источником противопожарного водоснабжения, отсутствуют площадка (пирс) с твердым покрытием, размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды, в любое время года;
- руководителем не пройдено обучение по пожарной безопасности.
По результатам проведенной проверки был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ инспектором по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧА России по <адрес> младшим лейтенантом внутренней службы ФИО5 в адрес Администрации Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым вынесено предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара. В указанном предписании ссылаясь на ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности», инспектор указала на необходимость устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки. Срок устранения нарушения требований пожарной безопасности по п.п. 1,2,3,8 установлен до ДД.ММ.ГГГГ, по п.п.4-7 до ДД.ММ.ГГГГ.
Выявленные в ходе проведенной проверки нарушения послужили основанием для составления должностным лицом государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору – инспектором ОНД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым младшим лейтенантом внутренней службы ФИО5 в отношении юридического лица Администрации Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым протокола № об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении главный государственный инспектор по пожарному надзору <адрес> Республики Крым майор внутренней службы ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ вынес постановление № о признании юридического лица Администрации Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Согласно ст. 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судом проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в совершении действий, предусмотренных частью 1 указанной статьи, но при условии наличия квалифицирующего признака - совершение таких действий в условиях особого противопожарного режима.
Особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях (статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В силу ч. 6 ст. 25.7 КоАП РФ в случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Как указано в ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются, помимо Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», иными, принимаемыми в соответствии с названными федеральными законами нормативными правовыми актами (ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Исходя из положений статей 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ), к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ», лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования. Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
На основании п. 67 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ», правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
В п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, указано, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
На основании п. 75 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ», органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В ст. 28.2 КоАП РФ подробно регламентирована процедура составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, протокол является основной формой фиксации доказательств по делу об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч.2 ст.28.2 КоАП РФ).
При этом имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении 15/2021/46 от ДД.ММ.ГГГГ, не содержит указания на место и время совершения административного правонарушения, в протоколе не конкретизировано место выявленных нарушений, не отражены географические координаты местоположения данных нарушений.
В силу изложенного становится очевидным, что протокол об административном правонарушении 15/2021/46 от ДД.ММ.ГГГГ является недопустимым доказательством совершения Администрация Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и подлежит исключению из их числа.
Отсутствие в протоколе конкретных данных о местоположении выявленных нарушений пожарной безопасности в виде: отсутствия покоса травы, невыполнения минерализованных полос, не очищения участков местности от сухой растительности и мусора, лишает суд возможности проверить доводы ФИО1 о том, что земельные участки, на которых выявлены нарушения, являются частной собственностью жителей Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, доступ к которым он не имеет.
Кроме того, Администрация Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в том числе за то, что у водоема (<адрес>), являющимся источником противопожарного водоснабжения, отсутствуют площадка (пирс) с твердым покрытием, размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды, в любое время года.
Однако, судом установлено, что у указанного водоема имеется площадка с твердым покрытием размером 20х20 м для подъезда пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, и расстояние от площадки до водоема составляет 19,2 м, что подтверждается фототаблицей, которую предоставил административный орган.
Так, в соответствии с п.10.10 раздела 10 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», п.75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п.8 ст.98 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», к пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12x12 метров.
Таким образом, указанные нормативные акты не содержат требований о расстоянии между водоемом и оборудованной площадкой. Такое требование так же отсутствовало в указанном выше предписании. Более того, указанный водоем наполняется естественным путем (осадками, водами реки), а поэтому его уровень зависит от погодных и сезонных условий, что так же не было принято во внимание уполномоченным лицом административного органа.
При указанных обстоятельствах имеющаяся площадка у водоёма соответствует установленным требованиям.
Также, юридическое лицо привлечено к административной ответственности в том числе за то, что руководителем не пройдено обучение по пожарной безопасности (п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Однако, как установлено в судебном заседании ФИО1 – председатель Администрации Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым повысил квалификацию по дополнительной профессиональной программе «Пожарно-технический минимум», обучение проходил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Группа компаний Крымресурс», что подтверждается удостоверением о повышении квалификации РК 21 № и свидетельствует о том, что на дату вынесения постановления о привлечении к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 прошел обучение по пожарной безопасности.
Изучив материалы дела, становится очевидным, что они не содержат безусловных доказательств совершения Администрацией Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу изложенного, выводы главного государственного инспектора по пожарному надзору <адрес> Республики Отделения надзорной деятельности по <адрес> о виновности Администрации Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, нельзя признать такими, которые подтверждаются материалами дела, в связи с чем постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору <адрес> Республики Отделения надзорной деятельности по <адрес> Управление надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору <адрес> Республики Отделения надзорной деятельности по <адрес> Управление надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица Администрации Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым» прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Жалобу представителя Администрации Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым – председателя Земляничненского сельского совета – главы Администрации Земляничненского сельского поселения ФИО1 – удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Белогорский районный суд Республики Крым Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Н.В. Калиниченко