Председательствующий: Плетнева Т.А.
Дело № 33-391/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Капустиной Т.М.Прониной А.В.,
при секретаре Немкове С.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 15 февраля 2018 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального образования город Саяногорск Крюковой Маргариты Николаевны на решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 7 декабря 2017 года, которым удовлетворен иск Колобова Валерия Викторовича, Ференчук Екатерины Валерьевны к комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту города Саяногорска, администрации муниципального образования город Саяногорск об обязании организовать выполнение работ по капитальному ремонту жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения истца Колобова В.В., Ференчук Е.В. их представителя Григорьевой Г.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Колобов В.В. и Ференчук Е.В. обратились в суд с иском к комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту города Саяногорска (далее – Комитет) об обязании организовать выполнение работ по капитальному ремонту жилого помещения, мотивируя требования тем, что на основании ордера от 27.04.1995 № Колобову В.В. и членам его семьи предоставлено жилое помещение № в 6-квартирном доме 1988 года постройки, находящееся в муниципальной собственности. Актами обследований дома установлена необходимость проведения капитального ремонта указанного жилого дома и квартиры, однако, несмотря на неоднократные обращения истцов, капитальный ремонт до настоящего времени не проведен. Просили обязать ответчика организовать выполнение капитального ремонта квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией и нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 30.08.2018.
Определением суда от 23.10.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования город Саяногорск (далее - Администрация).
В судебном заседании истцы Колобов В.В. и Ференчук Е.В. настаивали на иске.
Представитель ответчика Администрации Крюкова М.Н. и представитель ответчика Комитета Зубарев С.М иск не признали.
Суд постановил вышеприведенное решение, которым обязал Комитет, Администрацию, в части финансирования, организовать выполнение капитального ремонта квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией и нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 30.08.2018 включительно.
С решением суда не согласен представитель ответчика Администрации Крюкова М.Н.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить в части удовлетворения иска к Администрации, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Анализируя ст. 166 и ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014 - 2043 годы)», утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.03.2014 № 102, обращает внимание на то, что плановый период проведения капитального ремонта названного многоквартирного дома - 2027-2029. Из пп. 5, 7 п. 2.1 и п. 3.5 Положения «О Департаменте архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска» (в новой редакции)», утвержденного постановлением Администрации муниципального образования г. Саяногорск, следует, что он вносит ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, входящих в муниципальный жилищный фонд. Согласно пп. 4 п. 15 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту города Саяногорска, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования г. Саяногорск от 01.09.2017 № 731, к полномочиям названного органа местного самоуправления относится создание условий для управления многоквартирными домами, обеспечение содействия в организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Указывает, что часть работ необходимых для устранения выявленных недостатков, в частности: снаружи со стороны входа в квартиру наблюдается вспучивание облицовочной кирпичной вкладки и «цветение» на высоте 40 см.; в кухне, комнате, в коридорах, местами прогнили и провалились деревянные полы, унитазы не закреплены – относятся к текущему ремонту (приложение № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170). Отмечает, что наниматель жилого помещения - Колобов В.В. не вносит плату за найм, однако это обстоятельство не отражено в судебном постановлении. Считает, что отслоившаяся краска на окнах, вздутые обои на стенах, электропроводка, частично проведенная открытым способом на скобах, свидетельствует о невыполнении истцами обязанности по договору социального найма - проведению текущего ремонта жилого помещения (п. 4 ч. 3 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы истцы Колобов В.В. и Ференчук Е.В. выражают согласие с решением суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Как видно из материалов дела, Колобов В.В. и Ференчук Е.В. зарегистрированы и проживают в муниципальном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, предоставленном на основании ордера N 242 от 27.04.1995 (л.д. 55).
Таким образом, орган местного самоуправления является наймодателем квартиры № по адресу: <адрес>,
<адрес>, истцы - нанимателями.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе требовать в установленном порядке от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Примерный Перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, определен в приложении N 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
В Приложении 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, указан примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, в том числе обследование жилых зданий (включая сплошное обследование жилищного фонда) и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ); ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов); ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%; утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров).
Согласно абз. 2 пп. "е" пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 N 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
Все иные работы относятся к капитальному ремонту жилого помещения, который в соответствии с подп. "в" пункта 5 Типового договора социального найма жилого помещения, обязан осуществлять наймодатель.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.03.2014
N 102 (ред. от 02.11.2017) утверждена Региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014 - 2043 годы)».
Как указано в ст.4 Программы перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, которые финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, включает проведение следующих видов работ:ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;утепление и ремонт фасада; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт фундамента многоквартирного дома; разработка и проведение государственной экспертизы проектной документации (в случае если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности); осуществление строительного контроля.
На неоднократные обращения истцов и жителей названного дома, проводилось комиссионное, в том числе с привлечением представителя собственника, обследование жилых помещений и состояние общего имущества многоквартирного дома.
По результатам осмотра составлялись акты обследования спорной квартиры: от 17.07.2001; от 01.08.2007 ; от 28.06.2016, от 10.07.2017, а также акт обследования дома № 40 от 15.05.2014.
Из указанных актов следует, что спорная квартира нуждается в ремонте, как в текущем, так и в капитальном. Так, в актах указано, что отмостка около входа в квартиру отошла от стены, просела, частично провалилась и частично разрушена; с наружной стороны дома между оконными блоками и кирпичной облицовкой обнаружены трещины; кирпичная облицовка местами в трещинах; двери перекошены, плохо закрываются; в кухне, комнате, коридоре местами прогнили и проваливаются деревянные полы; на кухне по смежной с квартирой 6 стене вверху видны потеки воды по оголенной электропроводке, которая частично проведена открытым способом на скобах; в ванной комнате на потолке наблюдаются следы протекания кровли; в комнатах на потолке имеются трещины и высолы от намокания, шиферная кровля покрыта 3 слоями шифера, на кровле со стороны кухни частично отсутствует шиферплитка, отваливается; все потолки и стены волнообразной формы; окна деревянные деформированные с отслоившейся краской; обои на стенах вздулись и отходят от стен.
Кроме того, указанный дом был проверен межведомственной комиссией. Из акта обследования помещений дома межведомственной комиссии от 22.06.2010 квартир № 2,3,5, следует что, дом представляет собой сборное сооружение из вагончиков, обшитых ДВП с утеплением из минваты, соединенных между собой и облицованных между собой снаружи кирпичом. Кровля двухскатная, дом благоустроенный, 1-но этажный, 6-ти квартирный. Снаружи со стороны входов в квартиры наблюдается вспучивание облицовочной кирпичной кладки и «цветение» на высоту 40 см. Внутри помещений на потолках наблюдается провисание, в местах сопряжения санблока и коридора - трещины около. 1,5 см. по всей длине коридора, полы в коридорах, комнатах и ванных комнатах провисшие, в туалетах полы прогнившие, унитазы не закреплены. В квартире № на кухне следы оплавления электроповодки, имеются трещины, дверные коробки, стыкующие два вагончика, перекошены, верь не закрывается. Шифер уложен в несколько слоев. На шифере большие трещины, выбоины. Необходимо выполнить проект капитального ремонта, согласно которому отремонтировать кровлю, заменить полы, выполнить прокладку электропроводки, восстановить места примыкания отмостки к стенам здания, поменять облицовочный кирпич в местах его отставания от стен вагончиков.
Как следует из сообщений администрации города Саяногорска, дом признан пригодным для проживания. Для проведения капитального ремонта необходим проект, согласно которому планируется проведение ремонтных работ ( л.д.17).
Кроме того, иоруководителя Комитета по ЖХК и Т
г. Саяногорска сообщил, что работы по фундаменту здания невозможны без переселения граждан в другое жилое помещение. Данные мероприятия требуют значительных финансовых затрат, которые в течение длительного времени в бюджете муниципального образования г. Саяногорск отсутствуют.
Согласно пункту 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006, по результатам работы комиссия принимает решения, в том числе и о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
В соответствии с п. 49 Положения в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Поскольку вышеуказанное решение являлось результатом фактического обследования квартиры с участием представителя собственника жилого помещения - администрации муниципального образования, судебная коллегия считает его достаточным и достоверным доказательством необходимости проведения капитального ремонта в спорном жилом помещении.
На основании вышеизложенного, с учетом того, что эффективные меры по исполнению обязанности по проведению капитального ремонта ответчик не принимал, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию г. Саяногорска финансирование и обязанность организовать капитальный ремонт спорного жилого помещения в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией и нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Обязанность нанимателя производить текущий ремонт жилого помещения, предусмотренная подпунктом "е" пункта 10 Правил, основана на положениях пункта 4 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан проводить текущий ремонт жилого помещения, и пункта 1 статьи 681 ГК Российской Федерации, согласно которому текущий ремонт сданного по договору социального найма жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Законодательство не содержит положений, обязывающих наймодателя проводить в занимаемом по договору социального найма жилом помещении ремонтные работы, включенные в перечень работ, относящихся к текущему ремонту жилого помещения. В мотивировочной части решения приведены акты обследования квартиры с указанием всех видов работ, которые необходимо провести в спорном жилом помещении. Однако выводов суда относительно проведения работ относящихся к текущему ремонту решение суда не содержит, в связи с чем доводы жалобы в указанной части отклоняются судебной коллегией.
Ссылка жалобы на то, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что Колобов В.В. не вносит плату за наем, не освобождает собственника жилого помещения от капитального ремонта и не влияет на правильность выводов суда о необходимости капитального ремонта спорного жилого помещения.
Довод жалобы о том, что плановый период проведения капитального ремонта названного многоквартирного дома предусмотрен в 2027-2029 годы, который будет финансироваться за счет средств фонда капитального ремонта, не может повлечь отмену решения суда, поскольку предметом спора является жилое помещение, обязанность по содержанию которого возложена на собственника, который из-за отсутствия денежных средств своевременно не произвел капитальный ремонт квартиры, в то время как из названного фонда финансируется ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Указание в жалобе о том, что Департамент архитектуры градостроительства и недвижимости г. Саяногорска является самостоятельным субъектом правоотношений, на которого возложена обязанность по финансированию взносов на капитальный ремонт, не может повлечь отмену решения суда, поскольку предметом спора является не ремонт общего имущества многоквартирного дома, а квартира, находящаяся в собственности муниципального образования г. Саяногорск, на которого возложена обязанность по содержанию, принадлежащей ей собственности.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности постановленного решения и не влекут его отмену.
Помимо этого, суд первой инстанции, руководствуясь положениями
ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, определил срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Апелляционная жалоба не содержит доводов относительно установленного срока.
Решение суда в части возложения обязанности на Комитет ЖКХиТ
г. Саяногорска организовать выполнение капитального ремонта квартиры
№, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией и нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 30.08.2018 включительно, сторонами не обжаловано и его законность в силу ч.2 ст.327 ГПК РФ, судебной коллегией не проверяется.
Таким образом, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия
от 7 декабря 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика администрации муниципального образования город Саяногорск Крюковой М.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий: А.С. Топоев
Судьи: Т.М. Капустина
А.В. Пронина