Судья Матюхина З.Н. Дело № 33-2557/2020
УИД 44RS0011-01-2020-000075-98
№ дела в суде первой инстанции 2-58/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кострома 09 декабря 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.
судей Ивановой О.А., Лукьяновой С.Б.
при секретаре Полищук Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишкова Алексея Валериевича к ООО «Полигон» о понуждении к заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в предложенной им редакции и возложении обязанности заключения этого договора в письменной форме
по апелляционной жалобе Ишкова Алексея Валериевича на решение Нейского районного суда Костромской области от 25 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Ильиной И.Н., выслушав Ишкова А.В. и его представителя Ишкову Е.В., поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ишков А.В. обратился в суд с иском к ООО «Полигон» о понуждении к заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО в письменной форме, при определении предмета и условий договора предусмотреть учет ТКО от жизнедеятельности его семьи, а также периодичность вывоза ТКО и расчет оплаты за оказанные услуги по фактическому объему накопления. В обоснование требований указал, что является собственником <адрес> Территория Парфеньевского района относится ко второй зоне деятельности, которая обслуживается региональным оператором по обращению с ТКО ООО «Полигон» (г. Галич). С июня 2018 года данным Обществом оказывается услуга населению по вывозу твердых коммунальных отходов на основании договора с администрацией Парфеньевского района от 29.01.2018 года на выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО и мусора от населения на территории Парфеньевского района. Его семья услугами данного Общества не пользуется и конклюдентных действий по принятию этих услуг не совершала, и соответственно, данную услугу не оплачивала. Он не возражает против заключения договора с ООО «Полигон» в письменной форме, но с указанием по фактически накапливаемому объему ТКО, поскольку объем ТКО его семьи незначительный, а расходы, установленные на 1 человека в месяц, не соответствуют действительности. Типовой договор предусматривает учитывать конкретное количество ТКО, контейнеры имеют определенный объем, что позволяет вести учет именно по указанному показателю.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Парфеньевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района Костромской области.
Решением Нейского районного суда Костромской области от 25 сентября 2020 года в иске Ишкова Алексея Валериевича к ООО «Полигон» о понуждении к заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в предложенной им редакции и возложении обязанности заключения договора в письменной форме на его условиях отказано.
В апелляционной жалобе Ишков А.В. просит решение суда отменить и принять новое решение. Указывает, что форма типового договора, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. №1156, предусматривает альтернативные варианты по способу складирования ТКО, оплате услуг, способах осуществления учета объема ТКО, т.е. по непосредственному соглашению сторон. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству РФ. Отмечает, что истцом и его семьей не нарушается законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об окружающей среде, поскольку ТКО не складируются в неустановленных для этого местах и не утилизируются запрещенными законодательством способами, от жизнедеятельности его семьи не образуется тот объем ТКО, который заложен в нормативах. Суд не счел нужным провести осмотр вещественных доказательств (мусоросборника), а ограничился указанием в решении суда на несоответствие пояснений истца действительности. Также поясняет, что истцом создано место накопления ТКО (приобретен личный контейнер) с обязательством обеспечения доступности контейнера с ТКО для погрузки в мусоровоз ответчика ООО «Полигон». Данное место находится на маршруте движения мусоровозов ООО «Полигон», количество мест накопления ТКО и удаленность их от ООО «Полигон» не влияет на оплату за оказанные услуги по обращению с ТКО. Истец не отказывается заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, но по предложенной альтернативе пунктов договора. Указывает, что он не пользуется услугами ООО «Полигон», не совершал конклюдентных действий в подтверждение этого, о чем он заявлял неоднократно в суде, и его слова могли быть проверены посредством просмотра видеофайлов с камер видеонаблюдения, установленных у контейнерных площадок, однако суд вновь не применил ст. 58 ГПК РФ (осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения), голословно утверждая в решении об отсутствии доказательств с его стороны. Суд не дал оценку тому факту, что из пяти зарегистрированных по данному адресу членов семьи истца трое фактически длительное время не проживают, а зарегистрированы по месту пребывания в других регионах РФ. Однако вне зависимости от этого с истца будет взиматься фиксированный платеж, не учитывая фактические обстоятельства по расчетным единицам. Полагает, что предложенный истцом конечный предмет договора на оказание услуг по обращению с ТКО не противоречит закрепленным в форме типового договора позициям и нормам права действующего законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено, что Ишков А.В. является собственником трехкомнатной <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м <адрес> в <адрес>. В общей совместной собственности Ишкова А.В. и Ишковой Е.В. имеется земельный участок, категория: земли населенных пунктов, целевое назначение: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
В данном жилом помещении зарегистрированы Ишков А.В., Ишкова Е.В. (по месту пребывания зарегистрирована <адрес>), Ишков Ф.А. (военная служба <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ), Ишков Д.А. (по месту пребывания зарегистрирован <адрес>), Ишкова Т.А.
ООО «Полигон» является региональным оператором по оказанию работ по сбору, транспортированию, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов и мусора от населения на территории Парфеньевского муниципального района Костромской области на основании Соглашения от 25 мая 2018 года об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Костромской области по зоне деятельности №2, подписанного между ООО «Полигон» и департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, и на основании договора с администрацией Парфеньевского муниципального района Костромской области от 29.01.2018 года.
На основании этого соглашения с 1 июня 2018 года ответчик оказывает всем жителям с. Парфеньево услуги по сбору, транспортировке и захоронению ТКО.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов установлен постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 6 марта 2018 года № 5-НП для индивидуальных жилых домов, расположенных в городских поселениях, являющихся поселками городского типа, и сельских поселениях Костромской области в размере 16 м3/чел в месяц или 20,48 кг/чел в месяц.
Постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 20 ноября 2018 года № 18/356, вступившим в силу 1 января 2019 года был установлен предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Полигон» на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора № 2 на 2019 год в размере 497,07 руб./куб.м с 01.01.2019 по 30.06.2019, 488,55 руб./куб.м с 01.07.2019 года. Впоследствии постановлениями соответствующего департамента от 28.03.2019 года и от 20.12.2019 года этот тариф устанавливался на следующие периоды. В настоящее время он составляет 510,84 руб./куб.м.
Истец, не соглашаясь с типовой формой договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, просил изложить некоторые пункты договора в своей редакции, в частности просил изменить место складирования ТКО – в контейнер, принадлежащий потребителю, расположенный на придомовой территории потребителя; дату начала оказания услуг по обращению с ТКО указать 01.01.2019 г., дополнить договор пунктом об осуществлении услуг по заявке истца, направленной региональному оператору любым доступным способом, исключении 6 пункта, изложении его «в течение 10 календарных дней с момента фактического оказания услуг потребителю»; исключении п.п. «з», п.п. «и» п. 10 договора, изменении п. 12 в части определения способа расчета, внесении исправлений в п. 13 в части указания союза «и», корректировки п.п. 23, 24, 26.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался ст. ст. 30, 153, 154, 157 ЖК РФ, ст. ст. 309, 432, 433 ГК РФ, Федеральными законами от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами благоустройства территории Парфеньевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района Костромской области, Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. №155, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства от 12.11.2016 г. №1156, и пришел к выводу, что в силу закона собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором, и если потребитель не направил заявку и документы, договор считается заключенным и вступает в силу на шестнадцатый рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора, оснований для применения способа коммерческого учета ТКО расчетным путем исходя из объема контейнера для складирования ТКО семьей Ишковых не имеется. Указанные истцом дополнения и изменения в договор в редакции истца не достигнуты обоюдным соглашением сторон и не обусловлены императивными требованиями нормативных актов, поэтому приняты быть не могут.
Оснований не согласиться с этим выводом у судебной коллегии не имеется.
Согласно ст. 24.7 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (п.1). По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора ( п.2). Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (п.4). Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями ( п.5).
Согласно пункту 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил. При наличии разногласий при заключении договора региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий. В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил ( р.8.15). В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ( п.8 (17). До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.8.18).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 ГК РФ, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением №1156, что следует из пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ. В случае не достижения между истцом и ответчиком соглашения по всем условиям этого договора он считается заключенным на условиях типового договора с согласованием существенных его условий, в том числе и в отношении мест накопления отходов, объема и платы.
Таким образом, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктами 5 и 7 Постановления №1156.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, оснований для заключения его в редакции, предложенной истцом не имеется.
Как установлено в п.п.9 и 10 Правил потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
У истца отсутствует мусороприемная камера и (или) контейнерная площадка.
Согласно ст. 13.4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Как следует из содержания п.3-8 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления. Если обязанность по созданию этих мест лежит в соответствии с законодательством РФ на других лицах, такие лица согласовывают создание мест накопления ТКО с органом местного самоуправления, для чего обращаются с соответствующей заявкой. В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения к местам накопления ТКО уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. И только после получения заключения принимает решение по результатам рассмотрения заявки.
Таким образом, одного волеизъявления истца на размещение такой площадки на принадлежащей ему придомовой территории не достаточно, заключение органа в сфере санитарно-эпидемиологического надзора о возможности складирования отходов на этом земельном участке отсутствует.
Кроме того, вопреки заявлению истца, беспрепятственный доступ на частную закрытую территорию домовладения ответчику может быть обеспечен не в любое время, необходимо каждый раз согласовывать точное время вывоза отходов, что для ответчика затруднительно.
Кроме того, услуга по вывозу твердых бытовых отходов для граждан-потребителей должна быть оказана с периодичностью, установленной приложением N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства №354 от 06.05.2011, в п.17 которого предусмотрено, что обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Таким образом, несоответствие действующему законодательству условия о месте накопления ТКО, об обеспечении беспрепятственного проезда мусоровозов и бункеровозов; противоречие периодичности вывоза ТКО, предложенной потребителем, действующему законодательству; отсутствие императивных норм, регулирующих иные предложенные истцом условия, которые в отсутствие согласия другой стороны не могут быть включены в договор, является достаточным основанием для отказа в иске Ишкову А.В.
Ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги как вывоз и утилизация ТКО размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения исходя из определенных в законном порядке нормативов потребления и установленного тарифа, которые недействительными не признаны. Предложенное оператором условие договора об учете объема и (или) массы ТКО расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, соответствует действующему законодательству.
Согласно п.2 ст. 428 ГК РФ присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
Таких условий предложенный истцу к заключению договор не содержит.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Нейского районного суда Костромской области от 25 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ишкова Алексея Валериевича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: