Дело № 2-1613/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июля 2015 года г. Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновск в составе:
председательствующего судьи Зобовой Л.В.,
при секретаре Шинкиной С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суржина А.Н. к ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области о признании решения комиссии незаконным, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения с соответствующим заявлением,
УСТАНОВИЛ:
Суржин А.Н. обратился в Железнодорожный районный суд города Ульяновска с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области о признании решения комиссии незаконным, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения с соответствующим заявлением. Свои требования мотивировал тем, что проходит службу в должности <данные изъяты> ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области. Выслуга лет в календарном исчислении оставляет более 24 лет. 19 ноября 2013 года он подал рапорт директору ФСИН России с просьбой принять его с составом семьи 3 человека: супруга - Суржина О.А., дочь - Суржина Е.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года №369. К рапорту он приложил все необходимые документы, предусмотренные п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 N 369. В этот же день рапорт и приложенные документы были сданы им в комиссию УФСИН России по Ульяновской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, что подтверждается справкой, выданной секретарем комиссии. В соответствии с пунктом 10.2 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом ФСИН России от 29.08.2013, и действовавшего на момент подачи мной рапорта, комиссия УФСИН России по Ульяновской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязана провести проверку представленных документов на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, в течение 15 рабочих дней, со дня регистрации рапорта. При выявленных недостатках в вышеуказанных документах возвратить их сотруднику. В 20-дневный срок обязаны рассмотреть заявление с приложенными документами на заседании комиссии в целях принятия решения об их направлении в Комиссию ФСИН России. Комиссия УФСИН России по Ульяновской области рассмотрела его рапорт, с приложенными документами 03 марта 2014 года, то есть с нарушением срока, предусмотренного п. 10.2 Порядка. Согласно протокола заседания комиссии УФСИН России по Ульяновской области от 03.03.2014 №01-2014, комиссия единогласно решила, что представленный им пакет документов соответствует перечню документов предусмотренных п. 5 Правил, а так же установленному порядку их оформления, и приняла решение о направлении пакета документов, предоставленный им в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке его и членов его семьи на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно п. 11 Порядка, территориальные подкомиссии и подкомиссии в течение 3 рабочих дней со дня принятия ими решений о направлении документов для получения единовременной выплаты в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет осуществляет подготовку для направления в ФСИН России пакета документов. В соответствии с п. 19 Порядка, документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены Комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев, с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений. Однако, в нарушении п.п. 11,19 Порядка, его документы были рассмотрены на заседание комиссии ФСИН России, только через один год, а именно 17 марта 2015 года. Согласно выписки из протокола № 9 заседания комиссии ФСИН России от 17 марта 2015 года, ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.13 № 369, а так же в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. метров (заявитель является собственником и членом семьи собственника жилого помещения в соответствии со ст.31 ЖК РФ.) Считает решение комиссии ФСИН России от 17 марта 2015 года незаконным. Решение комиссии ФСИН России в части отсутствия обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, полностью противоречит решению заседания комиссии УФСИН России по Ульяновской области от 03.03.2014 №01-2014, которым установлено, что им представлен полный пакет документов, предусмотренный п.5 Правил, в связи с чем, мои документы и рапорт были направлены в комиссию ФСИН России. Кроме этого, утверждение комиссии ФСИН РФ о необходимости представления выписки из ЕГРП на объекты недвижимого имущества на девичью фамилию его супруги не основано на действующем законодательстве, так как п. 5 Правил не предусмотрено представление выписки из ЕГРП на девичью фамилию супруги, подпункт «и» п.5 Правил предусматривает предоставление документа, подтверждающего наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений. Он предоставил выписки из ЕГРП и справки из БТИ на себя и всех членов семьи, которые подтверждают отсутствие в его собственности и собственности членов его семьи жилых помещений. Требование комиссии ФСИН России о предоставление копии домовой книги и выписки из финансово-лицевого счета не основан на законе. Так как подпункт «з» п.5 Правил предусматривает представление выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения. Им была предоставлена справка о составе семьи формы № 10 и выписка из лицевого счета, которые заменяют домовую книгу и выписку из финансово-лицевого счета. Действительно, он и члены его семьи зарегистрированы в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Суржиной Е.Е. Суржина Е.Е. членом его семьи не является, она с 09.07.1966 года она проживает и зарегистрирована по адресу: Волгоградская область, г. Фролово ул. Ермольевой д. 40 и с его семьей совместно хозяйства не ведет. Ссылаясь на Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указывает на то, что они имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и просит суд, с учетом уточненных исковых требований, признать решение ФСИН России от 17 марта 2015 года, связанное с отказом в постановке его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, обязать ФСИН России поставить его на учет нуждающихся в получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека с 19.11.2013.
В судебном заседании Суржин А.Н. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал в полном объеме, привел доводы аналогичные указанном в иске. Дополнительно пояснил, что каких-либо замечаний по предоставлению документов по его последнему месту жительства не было. Он вместе с семьей проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора найма служебного жилого помещения от 30.05.2012. Указанное жилое помещение находится в оперативном управлении УФСИН России по Ульяновской области. Указанное жилое помещение предоставлено на время службы.
Представитель УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России Мошков А.Ю. исковые требования не признал в полном объеме, указав на то, что комиссия ФСИН России при поступлении документов из территориальных подкомиссий вправе вновь проверить весь пакет документов. Комиссия ФСИН России не связана выводами территориальной подкомиссии УФСИН России по Ульяновской области. Суржину А.Н. обоснованно отказано в постановке на учет нуждающихся в получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так как им предоставлен не полный пакет документов. Кроме того, Суржин А.Н. и члены его семьи обеспечены жилой площадью. Дополнительно при проверке документов было выявлено, что Суржиным А.Н. не представлена выписка из финансового - лицевого счета на жилое помещение по адресу: <адрес>, справки из ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ» и ЕРГП на девичью фамилию супруги заявителя.
Представитель третьего лица ФКУ ИК-10 УФСИН России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Третьи лица Суржина Е.А., Суржина А.А. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Из материалов дела следует, что Суржин А.Н. на момент обращения с заявлением (рапортом) о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения проходил службу в ФКУ ИК – 10 УФСИН России по Ульяновской области в должности <данные изъяты> ФКУ ИК – 10 УФСИН России по Ульяновской области с 14.07.2010. На 19.11.2013 общая выслуга лет в календарном исчислении составила 23 года 05 месяцев 16 дней.
Суржин А.Н. с составом семьи 3 человека, включая супругу и дочь, зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>.
Суржин А.Н., Суржина О.А. временно зарегистрированы в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>
19.11.2013 Суржин А.Н. обратился в подкомиссию по рассмотрению вопросов о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФСИН России по Ульяновской области с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
03.03.2014 подкомиссией было принято решение о направлении документов заявителя в ФСИН России для принятия решения о постановке его на соответствующий учет.
17.03.2015 комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты, приняла решение об отказе в постановке Суржину А.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из содержания ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата) (ч.1). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (ч.3). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч.5). Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 6). Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч.7). Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей (ч.8).
В свою очередь постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369 были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В пункте 5 Правил закреплен перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях подтверждения наличия соответствующих оснований для этого.
К указанным документам относятся:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Основанием для отказа в постановке Суржину А.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения послужил тот факт, что заявителем не была представлена выписка из финансового – лицевого счета и домовой книги по адресу: <адрес> выписка из ЕГРП на объекты недвижимого имущества на девичью фамилию супруги заявителя, заявитель обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Кроме того, в отзыве ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области на настоящее заявление дополнительно указывалось на то, что аналогичный документ не был предоставлен и в отношении того жилья, в котором в данное время проживает семья заявителя, не предоставлена справка из органов БТИ на девичью фамилию супруги заявителя.
Назначение домовой книги закреплено в Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, в соответствии с которым в домовой книге отражаются сведения о лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета за весь период эксплуатации жилого помещения, даты регистрации и снятия с учета, даты рождения, степень родства зарегистрированных, сведения о документе, подтверждающем право на жилое помещение.
При этом предусмотрено, что оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг осуществляется лишь в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение работы, связанной с регистрацией граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности.
В данном случае из материалов дела следует, что Суржин А.Н., Суржина О.А., Суржина Е.А. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>
При обращении с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, Суржин А.Н. предоставил в отношении указанного жилья справку о количестве зарегистрированных лиц, справку о начислении коммунальных услуг.
Финансово-лицевой счет содержит сведения об общей площади жилого помещения, количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц, сведении о начисляемых услугах, указанная информация содержится в справке о начислении коммунальных услуг.
Таким образом, документы, представленные Суржиным А.Н., содержали в себе сведения аналогичные тем, которые указываются в домовой книге и финансово-лицевом счете.
В отношении занимаемого жилья Суржиным А.Н. был предоставлен договор найма служебного жилого помещения № от 30.05.2012.
Из текста указанного договора следует, что договор заключен на период прохождения службы в Уголовно-исполнительной системе Ульяновской области.
Наймодателем является УФСИН России по Ульяновской области.
Жилое помещение находится в оперативном управлении УФСИН России по Ульяновской области.
Вся информация, характеризующая указанное жилое помещение содержится в предоставленном договоре.
Таким образом, Суржиным А.Н. при обращении с заявлением предоставлены документы, заменяющие домовую книгу и финансово-лицевой счет.
Из прокола № 9 от 17.03.2015 заседания комиссии УФСИН России следует, что Суржиным А.Н. не представлена справка из ЕГРП на девичью фамилию супруги.
Государственная регистрация права на недвижимое имущество и сделки с ним осуществляется на основании Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Брак между Суржиным А.Н. и Суржиной (Трелиной) О.А. зарегистрирован 08.09.1990.
Таким образом, в Едином государственном реестре прав не имеется сведений об объектах недвижимости на девичью фамилию супругу Суржина А.И.
Из материалов учетного дела № 19 следует, что Суржиным А.И. представлены справка из органов БТИ на имя супруги.
В справке, выданной УОГУП БТИ выданной на имя супруги Суржина А.Н., указана её девичья фамилия, в справке выданной ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (Волгоградский филиал Фроловское отделение) не указана девичья фамилия супруги Суржина А.Н.
Неверное оформление документов органами БТИ не может служить доказательством того, что Суржин А.Н. не представил документы, подтверждающие отсутствие у него и членов его семьи в собственности жилых помещений. Кроме того, из материалов дела следует, что Суржина (Трелина) О.А. в собственности недвижимого имущества не имеет.
При таких обстоятельствах в их совокупности суд приходит к выводу о том, что представленные истцом документы давали компетентному органу возможность рассмотреть вопрос о постановке Суржина А.Н. на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Отказывая Суржину А.Н. в постановке на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФСИН России указало на то, что Суржин А.Н. обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Из материалов учетного дела № 19 следует, что Суржин А.И., Суржина О.А., Суржина Е.А. с 08.11.2005 зарегистрированы по адресу: <адрес>
Указанная квартира состоит из 3 жилых комнат, общая площадь 57,5 кв.м., жилая площадь 44,5 кв.м.
Собственником указанного жилого помещения является мать Суржина А.И. – Суржина Е.Е.
Право собственности на указанное жилое помещение у Суржиной Е.Е. возникло на основании договора мены от 25.09.2005.
Суржина Е.Е. в указанном жилом помещении не зарегистрирована.
Суржина Е.Е. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом является Суржин Н.В., 2/3 доли – Павлова Т.Н. Жилой дом состоим из 2 комнат, жилая площадь 49,3 кв.м.
ФСИН России указывает на то, что Суржина Е.Е. является членом семьи Суржина А.И.
В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Из содержания п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Из материалов учетного дела следует, что Суржин А.Н. с 1991 года совместно с Суржиной Е.Е. не проживал.
При таких обстоятельствах, оснований для признания Суржиной Е.Е. членом семьи Суржина А.Н. не имеется.
Таким образом, решение Комиссии ФСИН России об отказе в принятии на указанный учет правильно является незаконным.
Из материалов дела следует, что Суржин А.Н. обратился с рапортом о принятии на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 19.11.2013.
В указанный период рассмотрения заявлений осуществлялось в соответствии с Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369.
Из анализа положений указанных правил, следует, что Комиссия ФСИН России ведет Книгу учета заявлений (рапортов) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, которая заполняется в порядке очередности в соответствии с датой регистрации в Книге учета заявлений.
Таким образом, Суржин А.Н. подлежит принятию на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 19.11.2013.
При обращении Суржина А.Н. с рапортом о принятии на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения указанные рапорта рассматривались в соответствии с приказом ФСИН России от 29 августа 2013 г. N 496 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
Указанный приказ признан утратившим силу Приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
Из содержания п. 4 Приказа ФСИН России от 16.10.2014 N 550 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" следует, что заявления (рапорты), поданные сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членами их семей и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, до вступления в силу настоящего приказа, рассматриваются комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При таких обстоятельствах, Суржин А.Н. должен быть поставлен на учет нуждающихся в получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФСИН России.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Суржина А.Н. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ФСИН России об отказе в постановке Суржина А.Н. на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать ФСИН России поставить Суржина А.Н. на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека с 19.11.2013.
В удовлетворении исковых требований УФСИН России по Ульяновской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Л.В. Зобова