Решение по делу № 2-1444/2024 (2-8432/2023;) от 24.11.2023

54RS0010-01-2023-010923-94

Дело № 2-1444/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 сентября 2024 года                                                  г. Новосибирск

<адрес>    суд    г. Новосибирска    в составе:

председательствующего судьи                                                                        Постоялко С.А.,

    при секретаре                                                                                                     Задорожной А.В.,

    рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску Гильмуллина А. А.ича в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты> к мэрии города Новосибирска, правительству по <адрес>, министерству финансов и налоговой политики <адрес>, министерству труда и социального развития <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

    Гильмуллин А.А., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего <данные изъяты> обратился в суд с иском к ответчикам и просил обязать ответчиков солидарно предоставить по договору социального найма Гильмуллину Т.А. на состав семьи 4 человека - <данные изъяты> Гильмуллиной Н.А., Гильмуллина А.А., <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение в границах города Новосибирска общей площадью не менее 60 кв.м.

    В обоснование заявленных требований истец указал, что <данные изъяты> включен в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Семья <данные изъяты> стоит на учете нуждающихся в жилом помещении из 4 человек – <данные изъяты> Гильмуллина Н.А., Гильмуллин А.А., <данные изъяты> Из ответа мэрии г. Новосибирска на обращение истца следует, что жилое помещение не может быть предоставлено добровольно, в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Истцы в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом.

Представитель истца Перетолчин А.Ю., действующий на основании ордера, в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом уточнения.

Представитель министерства труда и социального развития <адрес> Сагура Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и дала пояснения согласно письменным возражениям на иск.

    Ответчики Мэрия города Новосибирска, Правительство по <адрес>, Министерство финансов и налоговой политики <адрес> в судебное заседание своих представителей не направили, извещались судом надлежащим образом.

    Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Гильмуллин А.А. составом семьи 4 человека (Гильмуллин А.А., Гильмуллина Н.А. – жена, <данные изъяты>), что подтверждается справкой о признании гражданина малоимущим (л.д.72).

Приказом <адрес> г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>., состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в составе семьи очередника <данные изъяты> включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, в связи с наличием тяжелой <данные изъяты> (л.д.7).

<данные изъяты>, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.89-90).

Согласно справке (заключению) ВК <данные изъяты>

Гильмуллин А.А., Гильмуллина Н.А., <данные изъяты>. проживают по адресу <адрес>.

    Гильмуллин А.А., Гильмуллина Н.А., <данные изъяты> жилого помещения на праве собственности не имеют, членами семьи собственника жилого помещения не являются, как не являются и нанимателями и членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, право на приватизацию не использовали. Доказательств обратному суду не представлено.

    Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2).

Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.

Согласно статье 6 Федерального закона РФ N 189 от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие ЖК РФ" с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан, в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Части 1 и 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

    Согласно решению Городского Совета Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ «О положении о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

    В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Таким образом, обеспечение инвалидов жилыми помещениями законодатель связывает с нуждаемостью в жилых помещениях при соблюдении в порядке, предусмотренного законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации н от ДД.ММ.ГГГГ.

    Из анализа представленных медицинских документов и нормативных положений Перечня, суд приходит к выводу, что у <данные изъяты>

Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.

К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, относится <данные изъяты> который с момента постановки его на учет по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке, должен быть обеспечен таким жилым помещением.

Обоснованность постановки <данные изъяты> на соответствующий учет ответчиком не оспаривается.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что <данные изъяты>., являясь получателем жилищной льготы, вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма.

Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению, суд приходит к следующему.

Частью 6 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства здравоохранения н от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Перечень заболеваний, дающий инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь», который действует с ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

    Таким образом, на момент принятия на учет нуждающихся в жилых помещения, <данные изъяты> имел право на предоставление жилого помещения вне очереди с учетом права на дополнительную жилую площадь, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза).

Как установлено судом, право на внеочередное предоставление жилого помещения имеет только <данные изъяты> Гильмуллин А.А., Гильмуллина Н.А. и <данные изъяты> имеют право на предоставление жилого помещения в установленном порядке (в порядке очередности).

Вместе с тем, Конституционный суд в своем Постановлении N 4-П от ДД.ММ.ГГГГ "По делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в связи с жалобой граждан Ш.А.А., Ш.М., Ш.А.М." указал, что пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации во всяком случае не предполагает вынесения решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и воспитание, т.е. без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи. Не может данное законоположение рассматриваться и как препятствующее предоставлению жилого помещения исходя из необходимости проживания несовершеннолетнего вместе с членами его семьи, если при оценке обстоятельств конкретного дела правоприменительный орган придет к выводу, что для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество определяющим (предпочтительным) будет именно их совместное проживание, однако при принятии такого решения должны приниматься во внимание как права других членов семьи на благоприятные условия проживания, так и наличие у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади.

С учетом данных разъяснений, обстоятельств дела, согласно которым <данные изъяты> является не единственным членом семьи своих родителей, имеет несовершеннолетнюю сестру <данные изъяты> <данные изъяты>

    Часть 1 статьи 39 Конституции РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    Конституция РФ, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

    В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 49 части 1 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 414-ФЗ "Об общих принципах организаций публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

    Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).

    Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

    Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

    При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).

    Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

    Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.

    В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

    Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    Следовательно, органом, обязанным предоставить жилое помещение <данные изъяты> мэрия г. Новосибирска в соответствии с порядком финансирования, установленного действующим законодательством.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Гильмуллина А. А.ича в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты> удовлетворить частично.

Обязать мэрию города Новосибирска (ИНН 5406285846) предоставить <данные изъяты> Гильмуллину А. А.ичу (СНИЛС <данные изъяты>), Гильмуллиной Н. А. (СНИЛС ), <данные изъяты> вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым благоустроенным помещениям, по договору социального найма общей площадью, исчисленной в соответствии с нормой предоставления на одного человека, в черте города Новосибирска, а также с учетом права <данные изъяты> на предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более, чем в два раза).

В остальной части требований отказать.

    Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Новосибирска.

Судья -

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-1444/2024 (2-8432/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Гильмуллин Артур Артурович
Ответчики
Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области
Министерство труда и социального развития Новосибирской области
Мэрия города Новосибирска
Правительство по Новосибирской области
Суд
Центральный районный суд г. Новосибирск
Дело на сайте суда
centralny.nsk.sudrf.ru
24.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2023Передача материалов судье
01.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.01.2024Предварительное судебное заседание
01.04.2024Судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
17.06.2024Судебное заседание
03.09.2024Судебное заседание
17.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2024Дело оформлено
02.11.2024Дело передано в архив
25.11.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.11.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.01.2025Судебное заседание
03.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее