дело № 2-238/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2015 года р.п. Мокшан
Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Уткиной Е.В., с участием заместителя прокурора Завалина С.С., при секретаре судебного заседания Моисеевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в непринятии мер по содержанию территории Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области и о понуждении устранения несанкционированной свалки мусора, твердых фракций бытовых отходов производства и потребления, расположенной на территории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенной в 5 метрах по направлению на юг от кладбища по адресу: ул.Советская, 29, с.Царевщино Мокшанского района Пензенской области,
установил:
прокурор Мокшанского района Пензенской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в неприятии действенных мер по содержанию территории Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, а именно непринятии мер по устранению несанкционированной свалки мусора, твердых фракций бытовых отходов производства и потребления, расположенной на территории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенной в 5 метрах по направлению на юг от кладбища по адресу: ул.Советская, 29, с.Царевщино Мокшанского района Пензенской области. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мокшанского района в ходе проверки исполнения законодательства в сфере землепользования установлено, что на территории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в 5 метрах по направлению на юг от кладбища по адресу: ул. Советская, 29, с. Царевщино Мокшанского района, имеется несанкционированная свалка мусора, твердых фракций бытовых отходов производства и потребления. В соответствии со ст. 12 Земельного Кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. Согласно п.2 ч.1 ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие да окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Как предусмотрено ст. 51 данного Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов. Статьей 7 данного закона к вопросам местного значения муниципальных образований отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные обязанности на муниципальные образования возложены п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ "Об обоих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" согласно которому, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии экологическими, санитарными и иными требованиями.
На основании положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской федерации в области обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно п.п. 3.1, 3.2 СаНПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Вопреки изложенным правовым нормам администрацией Царевщинского сельсовета не осуществляются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также требованиями земельного законодательства. Дальнейшее бездействие создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую среду, препятствует обработке земли должным образом и ставит под угрозу способность земли воспроизводить.
В судебном заседании заместитель прокурора Мокшанского района Завалин С.С. заявленные прокурором требования поддержал в полном объеме.
Администрация Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области просит дело рассмотреть без участия ее представителя.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заместителя прокурора Мокшанского района, суд считает требования прокурора Мокшанского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст.12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должно осуществляться, в частности, на основе таких принципов, как:
соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 51 данного Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии с п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и со ст.7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии со ст.21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30.03.1999, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии п.3.1, 3.2 санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий, населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690 обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
В ходе проверки установлено, что на территории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в 5 метрах по направлению на юг от кладбища по адресу: ул. Советская, 29 с.Царевщино Мокшанского района Пензенской области имеется место несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
Наличие указанной свалки и непринятие мер по ее ликвидации, свидетельствует о бездействии со стороны администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, что создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и здоровье жителей, проживающих на территории Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по содержанию территории Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области и о понуждении устранения несанкционированной свалки мусора, твердых фракций бытовых отходов производства и потребления, расположенной на территории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенной в 5 метрах по направлению на юг от кладбища по адресу: ул.Советская, 29, с.Царевщино Мокшанского района Пензенской области, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области незаконным.
Обязать администрацию Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в срок до 25 мая 2015 года организовать выполнение работ по устранению несанкционированной свалки, расположенной на территории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенной в 5 метрах по направлению на юг от кладбища по адресу: ул.Советская, 29, с.Царевщино Мокшанского района Пензенской области.
Обязать администрацию Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области информацию о данном решении суда опубликовать в информационном бюллетене "Вести Царевщинского сельсовета".
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Мокшанский районный суд.