УИД22RS0№-30 (производство №)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2022 года г. Камень-на-Оби
Каменский городской суд Алтайского края в составе:
судьи Балакиревой А.Ю.,
при секретаре Биёвой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власовой Н. Н. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 189 «Солнышко» о признании приказов незаконными, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Власова Н.Н. уточнив исковые требования, обратилась в суд с иском к МБДОУ «Детский сад № 189 «Солнышко» о признании незаконными приказа об отстранении от работы и приказа о внесении изменений в приказ, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула за период со дня отстранения от работы по день вынесения решения суда, компенсации морального вреда.
В обоснование требований истец указала, что с *** состоит в должности воспитателя в МБДОУ «Детский сад № 189 «Солнышко». На основании приказа №-л от *** она отстранена от работы в связи с отказом от вакцинации против COVID-19 с *** После обжалования истцом данного приказа в прокуратуру и Государственную инспекцию труда в Алтайском крае приказом работодателя от *** №-л в приказ №-л от *** внесены изменения в дате отстранения от работы, дата отстранения от работы указана «с ***.». С приказом от *** №-л истец ознакомлена не была. Считает действия работодателя по ее отстранению от работы незаконными, поскольку граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок, медицинское вмешательство в Российской Федерации добровольно, на момент вакцинации истца количественный показатель в учреждении был достигнут более 80%, поэтому оснований её отстранения от работы не имелось, так как постановление Главного санитарного врача по Алтайскому краю содержало требование о проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции с охватом не менее 80% от общей численности работников. В результате отстранения истцу не выплачена заработная плата за период с *** по настоящее время. Кроме этого, она испытала моральные и нравственные страдания в связи с незаконным отстранением от работы. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила признать незаконными приказы № от *** «Об отстранении от работы» и №-л от *** «О внесении изменений в п. 1 приказа № от *** «Об отстранении от работы», взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула по день вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в сумме 30000 руб.
В судебном заседании истец Власова Н.Н. и ее представитель Куликова О.В. (в предыдущем судебном заседании) поддержали изложенные исковые требования в полном объеме, просили из удовлетворить, дополнительно пояснили, что с приказом от *** истец была ознакомлена, однако свою подпись в нем поставить отказалась, о чем был составлен акт, в котором она собственноручно указала мотивы отказа от подписи в приказе об ознакомлении с ним. С приказом № от *** истец ознакомлена не была, получила его копию только когда обратилась к заведующей с письменным заявлением при подготовке искового заявления. Приказ №-л от *** является незаконным, поскольку фактически им внесены изменения в несуществующий приказ № от ***, дата издания которого еще не наступила. Просили удовлетворить уточненные изложенные выше исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Сорокина И.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дополнительно пояснила, что в приказе №-л от *** допущена описка в указании даты и номера приказа, в который вносились изменения, при этом дата отстранения истца от работы указана верно. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Суд, выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Власова Н.Н. с *** состоит в трудовых отношениях с МБДОУ «детский сад № 189 «Солнышко» в должности воспитателя.
Приказом заведующей МБДОУ от *** №-о установлены сроки проведения профилактической вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19): первым компонентом – до ***, вторым компонентом или однокомпонентной вакциной – в срок до *** с охватом не менее 60 % от общей численности сотрудников.
С данным приказом Власова Н.Н. ознакомлена ***, что ею не оспаривалось в судебном заседании.
*** Власовой Н.Н. вручено уведомление о необходимости проведения профилактической вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19): первым компонентом – ***, вторым компонентом или однокомпонентной вакциной – в срок до ***, а также о том, что в случае отказа от вакцинации Власова Н.Н. будет отстранена от работы с ***.
Заявлением от ***, поданным работодателю *** Власова Н.Н. уведомила работодателя об отказе от вакцинации против новой коронавирусной инфекции, считая неприемлемым любое принуждение к участию в медицинском эксперименте без добровольного согласия.
В судебном заседании истец подтвердила, что отказалась от прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в связи с тем, что по ее мнению вакцина не прошла все испытания, до настоящего времени она не вакцинирована и отстранена от работы.
Приказом №-№ от *** Власова Н.Н. отстранена от работы с *** в связи с отсутствием прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и отказом от нее. С указанным приказом истец ознакомлена ***, что не оспаривалось истцом и подтверждается актом от *** об отказе от подписи в приказе.
Приказом №-№ от *** «О внесении изменений в п. 1 приказа № от *** «Об отстранении от работы» внесены изменения в указанный выше приказ об отстранении Власовой Н.Н. от работы в части даты отстранения истца, датой отстранения Власовой Н.Н. от работы указана ***.
С данным приказом истец ознакомлена *** при получении его копии по своему письменному заявлению.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе, свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В силу части 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. « 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. № 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее по тексту - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н (действовал до 30 декабря 2021 г.), после чего вступил в силу приказа Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N 1122н.
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. № 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусиой инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 23 июля 2021 г. № 4 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции в Алтайском крае постановлено установить на территории Алтайского края категории граждан, подлежащих иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе работающим в сфере торговли, общественного питания, образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, оказания услуг (банковских, услуг связи, оказания санаторно-оздоровительных услуг, туристических услуг и услуг средств размещения для временного проживания; по перевозке населения общественным транспортом и такси, бытовых услуг, спортивно-оздоровительных услуг и др.).
Согласно пункту 2 данного постановления от 23 июля 2021 г. № 4 руководителям организаций, предприятий всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Алтайского края в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, поручено организовать в срок до 22 августа 2021 г. проведение профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 19 сентября 2021 г. - вторым компонентом вакцины с охватом не менее 60% от общей численности работающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 12.10.2021 г. № 05 «О внесении изменений и дополнений в постановление Главного государственного санитарного врача от 23.07.2021 г. № 4 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям» п. 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача от 23.07.2021 г. № 4 изложен в следующей редакции: «в срок до 22.11.2021 проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 22.12.2021 проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции вторым компонентом вакцины с охватом категорий (групп) граждан, указанных в подпунктах 1.1 - 1.2 пункта 1 настоящего постановления не менее 80%», пункт 3 этого же постановления изложен в следующей редакции «Руководители организаций, предприятий всех форм собственности и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Алтайского края, в сферах, установленных подпунктами 1.1 - 1.2 пункта 1 настоящего Постановления несут ответственность за исполнение настоящего постановления».
Как указывалось выше, в соответствии с положениями статей 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. № 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусиой инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусиой инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Поскольку приведенные выше требования санитарно-эпидемиологического законодательства предписывают вакцинацию работников, в том числе сферы образования, то ответчик как работодатель, во исполнение предписаний главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю обоснованно предложил работникам пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, а поскольку истцом работодателю было указано об отказе выполнить такое распоряжение, то работодатель обоснованно отстранил истца от работы, при этом из пояснений истца следует, что противопоказаний от прохождения вакцинации она не имеет, а материалы дела также не содержат каких-либо доказательств того, что истец имеет препятствия, противопоказания от прохождения вакцинации и такие документы были представлены работодателю.
Не могут быть приняты во внимание доводы истца о том, что число вакцинированных сотрудников ответчика на момент отстранения истца было более 80%, поскольку Постановлением главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от *** № (в соответствующей редакции) поручено организовать в срок до *** проведение профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной, тогда как истцом работодателю *** представлено заявление, в котором она в письменной форме заявила об отказе от профилактической вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Судом, кроме того, учитывается, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей в сфере дошкольного образования, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
Таким образом действия ответчика как работодателя в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Доводы истца о том, что приказом №-№ были внесены изменения в несуществующий приказ (№ от ***.), поскольку дата издания приказа не наступила а номер приказа указан не полностью, что свидетельствует о его незаконности, суд находит несостоятельными, поскольку расценивает эти неточности как техническую ошибку, иных приказов об отстранении Власовой Н.Н. от работы, кроме как приказа от *** №-№ работодателем не издавалось, при этом изменения, внесенные этим приказом в части даты отстранения Власовой Н.Н. от работы (***) соответствуют фактической дате отстранения истца от работы.
Сам по себе приказ №-№ от *** о внесении изменений в приказ № от *** прав истца не нарушает, поэтому оснований для признания его незаконным суд не усматривает.
Иные доводы истца по существу сводятся к утверждению об отсутствии обязанности по вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и основаны на неверном толковании норм права.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании приказов незаконными, а также не находит оснований для удовлетворения производных от них требований о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 189 «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░ 2022 ░░░░.