Решение по делу № 2а-319/2021 от 17.06.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р.п.Куйтун 16 августа 2021 года

    Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Верещагиной Е.О.,

с участием представителя административного истца заместителя прокурора Куйтунского района Ханхашкеевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-319/2021 по административному исковому заявлению прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к Думе Алкинского муниципального образования о признании незаконным бездействия,

у с т а н о в и л:

В обоснование иска прокурор указал, что Прокуратурой Куйтунского района в рамках осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов проведен анализ практики приведения органами местного самоуправления Куйтунского района уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным и региональным законодательством, соблюдения сроков их приведения. По результатам правового анализа Устава Алкинского муниципального образования установлено, что в нарушение ч. 9 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N" 131-ФЗ) представительным органом Алкинского муниципального образования установленный законом 6-месячный срок приведения указанного правового акта в соответствие с действующим федеральным законодательством не соблюдается, длительное время меры по внесению изменений и дополнений в Устав не принимаются, в связи с чем до настоящего времени отдельные положения Устава Алкинского муниципального образования не соответствуют закону. Последняя регистрация изменений в Устав Алкинского муниципального образования, внесенных решением Думы Алкинского муниципального образования от 14.06.2019 № 50 «О внесении изменений и дополнений в Устав Алкинского муниципального образования, осуществлена в Управлении Министерства юстиции России по Иркутской области 12.08.2019. Между тем, основания для приведения положений Устава Алкинского муниципального образования в соответствие с действующим федеральным законодательством имелись, поскольку в период 2019-2020 г.г. в Федеральный закон №131-ФЗ федеральными законами внесены изменения и дополнения, требующие корректировок муниципальной правовой базы. 15.05.2020, 16.04.2021 прокуратурой района по результатам правовых анализов положений Устава в адрес главы Алкинского муниципального образования вносились представления об устранении нарушений закона с требованиями о внесении в Устав изменений и приведении его в соответствие с Федеральным законом № 131-ФЗ. Однако до настоящего времени Думой Алкинского муниципального образования меры по приведению Устава в соответствие с федеральным законодательством не приняты, изменения в нормативный правовой акт не внесены, Управлением Министерства юстиции России по Иркутской области не зарегистрированы, что недопустимо и свидетельствует о бездействии представительного органа муниципального образования, выразившемся в непринятии исчерпывающих мер по своевременному внесению изменений и дополнений в Устав. Просит признать бездействие Думы Алкинского муниципального образования Куйтунского района Иркутской области, выразившееся в неприведении Устава Алкинского муниципального образования в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» незаконным. Обязать Думу Алкинского муниципального образования Куйтунского района Иркутской области привести Устав Алкинского муниципального образования в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем внесения изменений и дополнений в Устав Алкинского муниципального образования, зарегистрировать изменения в Устав Алкинского муниципального образования в Управлении Министерства юстиции России по Иркутской области в установленном законом порядке.

    В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Куйтунского района Ханхашкеева С.В. административный иск поддержала.

    Представитель административного ответчика Думы Алкинского муниципального образования, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

    Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями, в том числе, по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

В силу ч. 2 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Частью 9 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, т.е. Управление Министерства юстиции России по Иркутской области.

    Судом установлено, что в нарушение ч. 9 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N" 131-ФЗ) представительным органом Алкинского муниципального образования установленный законом 6-месячный срок приведения указанного правового акта в соответствие с действующим федеральным законодательством не соблюдается, длительное время меры по внесению изменений и дополнений в Устав не принимаются, в связи с чем до настоящего времени отдельные положения Устава Алкинского муниципального образования не соответствуют закону. Последняя регистрация изменений в Устав Алкинского муниципального образования, внесенных решением Думы Алкинского муниципального образования от 14.06.2019 № 50 «О внесении изменений и дополнений в Устав Алкинского муниципального образования, осуществлена в Управлении Министерства юстиции России по Иркутской области 12.08.2019. Между тем, основания для приведения положений Устава Алкинского муниципального образования в соответствие с действующим федеральным законодательством имелись, поскольку в период 2019-2020 г.г. в Федеральный закон №131-ФЗ федеральными законами внесены изменения и дополнения, требующие корректировок муниципальной правовой базы. 15.05.2020, 16.04.2021 прокуратурой района по результатам правовых анализов положений, а именно были приняты следующие федеральные законы:

-    Федеральный закон от 26.07.2019 № 228-ФЗ «О внесении изменений в статью
40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» и статью 13.1 Федерального закона «О
противодействии коррупции»;

Федеральный закон от 02.08.2019 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.04.2020 № 148-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральный закон от 20.07.2020 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 20.07.2020 №. 241-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 09.11.2020 № 363-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 08.12.2020 № 411-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29.12.2020 № 464-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения»;

Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»,

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

    Суд приходит к выводу, что бездействие Думы Алкинского муниципального образования, выразившееся в длительном невнесений изменений и дополнений в Устав Алкинского муниципального образования, является незаконным.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к Думе Алкинского муниципального образования о признании незаконным бездействия удовлетворить.

Признать бездействие Думы Алкинского муниципального образования Куйтунского района Иркутской области, выразившееся в неприведении Устава Алкинского муниципального образования в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» незаконным.

Обязать Думу Алкинского муниципального образования Куйтунского района Иркутской области привести Устав Алкинского муниципального образования в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем внесения изменений и дополнений в Устав Алкинского муниципального образования, зарегистрировать изменения в Устав Алкинского муниципального образования в Управлении Министерства юстиции России по Иркутской области в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Куйтунский районный суд Иркутской области.

Судья Степаненко В.П.

2а-319/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Куйтунского района
Ответчики
Дума Алкинского муниципального образования
Суд
Куйтунский районный суд Иркутской области
Судья
Степаненко Владимир Павлович
Дело на сайте суда
kuytunsky.irk.sudrf.ru
17.06.2021Регистрация административного искового заявления
17.06.2021Передача материалов судье
18.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
18.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2021Судебное заседание
17.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2021Дело оформлено
16.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее