Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2024 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе :
председательствующего судьи Бабкина С.В.,
при секретаре судебного заседания Шкариной Д.Д.,
с участием истца Кудрявцева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1340/2024 по иску Кудрявцева * * * к Администрации городского округа Сызрань Самарской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
Установил :
Кудрявцев А.А. обратился в суд с иском к Администрации г.о. Сызрань, в котором просит обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что он относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 06.06.2022 №1562 он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о. Сызрань Самарской области, на сегодняшний день его порядковый номер в данном списке 306. Право на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда у него возникло с момента включения в указанный список, т.е. с 06.06.2022 г. Однако, до настоящего времени жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Администрацией г.о. Сызрань ему не предоставлено. Таким образом, считает, что Администрацией г.о. Сызрань нарушены его жилищные права и право на социальную поддержку от государства.
Истец Кудрявцев А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал и пояснил, что ему положено жилое помещение, поскольку стоит на очереди, включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. Трехкомнатная квартира, в которой он проживает, была предоставлена как многодетной семье. Каждому члену семьи принадлежит 1/9 доля, что составляет менее 7 кв.метров.
Представитель ответчика Администрации г.о. Сызрань по доверенности Калинина Е.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
В письменных возражениях просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что по состоянию на 01.03.2024 г. в г.о. Сызрань в списке состоят 384 гражданина, относящихся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все они имеют равные права на получение жилого помещения. Из них 205 человек достигли 18-летнего возраста. Кудрявцев А.А. по данному списку 131. Достижение Кудрявцевым А.А. 18-летнего возраста не дает ему права внеочередного предоставления жилого помещения в обход других лиц, включенных в список ранее.
Представитель третьего лица Министерства строительства Самарской области по доверенности Сливина Е.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без их участия. В представленном письменном отзыве просила отказать в исковых требованиях об обеспечении жилым помещением, поскольку истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда не под номером первым и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном порядке, а обеспечение жилым помещением вне очереди на основании решения суда приведет к нарушению прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее него.
По состоянию на 01.01.2024 г. Кудрявцев А.А. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под номером 2352.
Законом Самарской области от 01.12.2023 № 97-ГД «Об областном бюджете на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 годов» на цели реализации органами реализации органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, местным бюджетам из областного бюджета распределено 132655 тыс. руб. Субвенции предоставляются министерством на определенное количество лиц из числа детей-сирот, а не конкретному лицу из числа детей-сирот, а не конкретному лицу из числа детей-сирот, а муниципальные образования распределяют их согласно утвержденным на местах спискам. Таким образом, предоставление субвенций не носит персонифицированного характера: их средства идут не на приобретение (строительство) жилых помещений конкретным заранее определенным лицам из числа детей сирот, а на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность муниципального образования, после чего уже самим муниципальным образованием в рамках осуществления им его непосредственных полномочий осуществляется распределение жилых помещений между конкретными лицами. Законодательством установлено предельное количество лиц из числа детей-сирот в целом по Самарской области, право на жилище которых должно быть реализовано в 2024 г. - 604 человека, также предельное количество лиц указанной категории в г.о. Сызрань в этом же году - 51 человек. Согласно Закона об областном бюджете в 2024 г. органам местного самоуправления Самарской области на указанные цели запланировано выделение 1650964 руб. для обеспечения жилыми помещениями 604 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, учитывая, что судебные акты исполняются в первоочередном порядке, решение суда об обеспечении одного из включенных в список жилым помещением вне очереди фактически перемещает заявление лица, в чьих интересах подан иск, наверх списка. Перемещение в начало списка заявления одного из лиц указанной категории и, соответственно, обеспечение его жилым помещением во внеочередном порядке будет являться нарушением положений Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ.
Таким образом, обеспечение жилым помещением вне очереди на основании решения суда повлечет нарушение прав на жилище других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее.
Суд, заслушав пояснения истца, проверив письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» от 28.12.2012 № 135-ГД, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия). Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (ч. 1 ст. 2 вышеуказанного закона Самарской области).
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 4 ст. 2 вышеуказанного закона Самарской области).
В силу ч. 5 ст. 2 вышеуказанного Закона Самарской области жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с п. 1 ст. 3 вышеуказанного Закона Самарской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится местожительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что Кудрявцев А.А., * * * относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Его отец Кудрявцев А.Ю. умер * * *., что подтверждено свидетельством о смерти серии * * *
Его мать Урвачева Н.А. умерла * * * что подтверждено свидетельством о смерти серии * * *
Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 20.02.2019 г. № 398 над несовершеннолетним Кудрявцевым А.А. установлено попечительство. Попечителем, исполняющим свои обязанности безвозмездно, назначена Кудрявцева В.Е.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Сызрань от 25.02.2020 г. № 399 Кудрявцев А.А., * * * включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о. Сызрань Самарской области.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 13.03.2024 г. № КУВИ-001/2024-72900213 Кудрявцеву А.А. по состоянию на 05.03.2024 г. принадлежат следующие объекты недвижимости : 1/9 доля в жилом помещении площадью 59,1 кв. метров по адресу : Самарская область, г. Сызрань, * * *
Сособственниками указанного жилого помещения являются Кудрявцева В.А., Кудрявцева Д.А., Кудрявцева Е.А., Кудрявцева Ю.А., Кудрявцев А.А., Кудрявцев В.А., Кудрявцева Т.А., Урвачева Н.А. по 1/9 доле каждый, что подтверждено выпиской из ЕГРН от 13.03.2024 г. № КУВИ-001/2024-72892999.
Таким образом, суд считает, что Кудрявцев А.А. 16.09.2003 г.р., в настоящее время имеет право на обеспечение со стороны Администрации г.о. Сызрань Самарской области жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о. Сызрань, однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, что нарушает его право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
С учетом изложенного заявленные требования Кудрявцева А.А. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кудрявцева * * * удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань Самарской области (ОГРН 1026303059628, ИНН 6325017706) предоставить Кудрявцеву * * * благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм в пределах городского округа Сызрань.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья : Бабкин С.В.
Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2024 года.
Судья : Бабкин С.В.