РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2021 года город Ногинск,
Московская область
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грибковой Т. В.,
при ведении протокола по поручению председательствующего помощником судьи Амелиной И. С.,
с участием представителя административного истца по доверенности Шутина В. В., представителя административного ответчика по доверенности Алексашиной И. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску В. В. В. к администрации Богородского городского округа <адрес>
об оспаривании решения, возложении обязанности,
установил:
В. В. В. обратился в суд с указанным административным иском к администрации Богородского городского округа <адрес> (далее – Администрация).
Требования мотивированы тем, что административный истец обратился с заявлением об утверждении схемы расположения в целях перераспределения земельных участков к административному ответчику, которым принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги со ссылкой
на несоответствие цели, для которой испрашивается земельный участок, основному виду его разрешенного использования.
Просил признать незаконным решение Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Р№45884751 об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности»;
обязать административного ответчика предоставить ему в собственность
за плату путем заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые
не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, указанный земельный участок, для чего утвердить схему расположения земельного участка в границах согласно приложению к заявлению, с целью постановки земельного участка на кадастровый учет с категорией земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, подать документы в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет земельных участков.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 63), обеспечил явку в суд представителя
по доверенности – Шутина В. В. (л.д. 41-42, 103-104), который в судебном заседании предъявленные требования поддержал по доводам административного искового заявления (л.д. 3-7) и дополнениям к нему (л.д. 65-70, 102), дал суду объяснения аналогичного содержания.
Административный ответчик обеспечил явку представителя
по доверенности – Алексашиной И. В. (л.д. 105-106), которая в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска полностью по основаниям и доводам, приведенным в оспариваемом решении (л.д. 10).
Заинтересованное лицо – общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Виктория Эстейт» (далее – ООО «УК «Виктория Эстейт») – явку в суд представителя не обеспечило, извещено надлежащим образом (л.д. 63) – в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), сведений о причинах неявки не представило.
С учетом мнения явившихся лиц, суд в соответствии с правилами статей 150, 152, части 6 статьи 226 КАС РФ, – определил возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив их доводы
в обоснование предъявленных требований и возражений, исследовав материалы административного дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, – суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд
с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого
в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца. При этом
на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, равно как и не принятие такового – соответствует закону.
Судом установлено, что В. В. В., является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:16:0601057:14, площадью 2 753 м2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, по адресу: <адрес>, местечко Родинки, участок 16 –
на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельного участка под ИЖС из земель ТОО «МАКО» (л.д. 11-13), в границах согласно решению Ногинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № (л.д. 14-28), оставленному без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-34).
Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> (запись регистрации №; л.д. 78-84).
По заданию административного истца специалистами общества с ограниченной ответственностью «Содружество НГ» (ИНН 5031063338) составлена схема расположения земельного участка площадью 5 185 м2, местоположением: Российская Федерация, <адрес>, Богородский городской округ, местечко Родинки – с целью постановки земельного участка на кадастровый учет с категорией земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство,
для дальнейшего утверждения и заключения соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной и в частной собственности (л.д. 35).
В. В. В. ДД.ММ.ГГГГ через портал государственных услуг в Администрацию подано заявление об утверждении схемы расположения
в целях дальнейшего утверждения и заключения соглашения
о перераспределении земельных участков в отношении земельного участка площадью 5 185 м2, местоположением: Российская Федерация, <адрес>, Богородский городской округ, местечко Родинки (л.д. 90-95), однако ДД.ММ.ГГГГ получено решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» (л.д. 71-89).
В качестве основания для отказа в предоставлении данной государственной услуги административным ответчиком указано
на несоответствие цели, для которой испрашивается земельный участок, основному виду разрешенного использования, установленному в градостроительном регламенте для соответствующей территориальной зоны
в документах градостроительного зонирования. Одновременно разъяснено, что согласно правилам землепользования и застройки территории
(части территории) Богородского городского округа, утвержденным решением Совета депутатов Богородского городского округа <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ № вид разрешенного использования испрашиваемого участка отсутствует в градостроительном регламенте (л.д. 71).
В соответствии с пунктом 1 статьи 112 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся
в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 113 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), образование земельных участков
из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков
на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 1110 ЗК РФ.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 3928 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Пунктом 9 статьи 3929 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе
в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Так согласно пункту 9 статьи 3929 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях,
не предусмотренных пунктом 1 статьи 3928 ЗК РФ; не представлено
в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 112 ЗК РФ,
если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц; на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 3936 ЗК РФ; проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ; образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 3911 ЗК РФ, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек; образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении; в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков; образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель,
из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок
без нарушения требований, предусмотренных статьей 119 ЗК РФ,
за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 3928 ЗК РФ; границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 1110 ЗК РФ; приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Принимаемое органом местного самоуправления решение об отказе
в перераспределении земель не может быть произвольным, должно быть мотивированным и обоснованным, то есть – содержать основания со ссылкой на конкретные нормативные правовые акты с разъяснением содержания приведенных в нем норм, по которым произведен такой отказ. Получив такое решение заявитель (гражданин) должен располагать конкретной информацией о его характере и иметь возможность понять, является ли данный отказ окончательным либо он вправе повторно обратиться с соответствующим заявлением, после устранения указанных недостатков в представленных им документах.
Судом также установлено, что согласно генеральному плану Богородского городского округа <адрес>, утвержденному решением Совета депутатов Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 97), образуемый земельный участок расположен в зоне
О-1 – многофункциональная общественно-деловая зона (л.д. 96).
Согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) Богородского городского округа <адрес>, утвержденным решением Совета депутатов Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 100-101), образуемый земельный участок расположен в зоне КУРТ-19 – зона комплексного устойчивого развития территории (5 185,24 м2). В состав территориальных зон комплексного устойчивого развития территорий включаются зоны, определенные в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории, осуществления деятельности по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимые для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов (л.д. 98-99).
Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 3928 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Основанием для подготовки документации по проекту межевания территории является соответствующий правовой акт Министерства строительного комплекса <адрес>. Документы, необходимые для рассмотрения данного вопроса установлены Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которое размещено
на интернет-портале <адрес>.
Поскольку испрашиваемый земельный участок находится в зоне осуществления деятельности по развитию территории, в которой
не предусмотрено ИЖС, Администрацией принято решение об отказе
в предоставлении В. В. В. государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о соответствии обжалуемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства и соблюдении прав административного истца в результате принятия такого решения, что применительно к требованиям части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ – является основанием
для отказа в удовлетворении административного иска, рассматриваемого
в порядке главы 22 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного иска В. В. В. к администрации Богородского городского округа <адрес> об оспаривании решения, возложении обязанности.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Московский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ногинский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т. В. Грибкова