УИД 72RS0012-01-2021-000200-53
№ 2-111/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2021 г.
село Казанское Казанского района Тюменской области
Казанский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Первухиной Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Полукеевой Н.В.,
с участием: помощника прокурора Казанского района Тюменской области Шмидт В.Я., представителя ответчика - Правительства Тюменской области Ракитиной Т.Л., действующей на основании доверенности №139-19 от 29.11.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Казанского района Тюменской области в защиту интересов Шубиной Натальи Александровны к Правительству Тюменской области, администрации Казанского муниципального района <адрес> о предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор Казанского района Тюменской области обратился в суд в защиту интересов Шубиной Н.А. с иском к Правительству Тюменской области, администрации Казанского муниципального района Тюменской области о предоставлении Шубиной Н.А. жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Казанского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., в котором также просит обязать администрацию Казанского муниципального района Тюменской области принять решение о предоставлении Шубиной Н.А., обеспеченного Правительством Тюменской области из специализированного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного (применительно к условиям Казанского района) жилого помещения на территории Казанского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям, а также заключить с Шубиной Н.А. договор найма специализированного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что Шубина Н.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать В. (с ДД.ММ.ГГГГ – В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, в свидетельстве о рождении Шубиной Н.А. в графе отец стоит прочерк. В 2020 году Шубина Н.А. окончила обучение в *** средняя общеобразовательная школа, получила аттестат об основном общем образовании. С ДД.ММ.ГГГГ Шубина Н.А. обучается по очной форме на 1 курсе ***. Шубина Н.А. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, номер очереди в списке - 20. Жильём она не обеспечена. Считает, что Шубина Н.А. имеет право на получение жилья в льготном порядке, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку закреплённое законодательно право по обеспечение ее жилым помещением не было реализовано.
В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердил.
Истец Шубина Н.А., будучи своевременно и надлежащим образом уведомлённой о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, согласно заявления и телефонограммы, просила дело рассмотреть в её отсутствие, указав, что исковые требования прокурора поддерживает в полном объёме (л.д.47,58).
Представитель ответчика - Правительства Тюменской области Ракитина Т.Л. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, подтвердила, что Шубина Н.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение её жильём, которым в настоящее время не обеспечена, на момент рассмотрения дела в суде номер очереди – 20.
Представитель ответчика - администрации Казанского муниципального района, будучи своевременно и надлежащим образом уведомлённым о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации, в котором указано об отсутствии возражений относительно заявленных исковых требований (л.д.59).
Суд, с согласия участников процесса, в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Шубиной Н.А. и представителя ответчика - администрации Казанского муниципального района.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Шубина Н.А. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается следующими документами:
- свидетельством о рождении (серия №), выданным повторно ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, из которого следует, что Шубина Н.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, её матерью является А., в графе отец стоит прочерк (л.д.16);
- из справки о заключении брака № следует, что В. и А. ДД.ММ.ГГГГ заключили брак. После заключения брака супругам присвоена фамилия В. (л.д.17);
- свидетельством о смерти (серия №), выданным повторно ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, подтверждается, что В. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18);
- справкой № от 25.02.2021 выданной сектором по опеке, попечительству и охране прав детства Межрайонного управления социальной защиты населения (Казанский и Сладковский районы) Департамента социального развития Тюменской области следует, что Шубина Н.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.19).
Справкой № от 05.03.2021, выданной *** СОШ подтверждается, что в 2020 году Шубина Н.А. окончила *** СОШ филиал МАОУ <адрес> с получением аттестата о среднем общем образовании (л.д.20).
Согласно справке № от 03.02.2021 Шубина Н.А. обучается на 1 курсе по очной форме обучения на бюджетной основе *** (л.д.21).
Шубина Н.А. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>; имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> сроком по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-15).
Из информации администрации Казанского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шубиной Н.А. жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось (л.д.23).
Шубина Н.А. в собственности жилья не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24).
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сектором по опеке, попечительству и охране прав детства Межрайонного управления социальной защиты населения (Казанский, Сладковский районы) Департамента социального развития Тюменской области следует, что Шубина Н.А. не является нанимателем жилых помещений по договору социального найма, или членом семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма, либо собственником жилых помещений и включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Казанского района. Номер очереди в списке – 20 (л.д.22).
Таким образом, истец Шубина Н.А., являясь лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, то есть имеет право на получение жилой площадью по договору найма специализированного жилого помещения на территории Казанского района, общей площадью не менее 18 кв.м.
Данные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании участниками процесса.
В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01.01.2013, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом следует учитывать, что статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ не ставит право на предоставление жилья по достижению совершеннолетия в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилья. Также в ней отсутствует указание на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
На основании вышеуказанных норм, а также принимая во внимание то, что Шубина Н.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла совершеннолетия, состоит на учёте в качестве нуждающейся в жилье, включена в список детей (лиц), подлежащих обеспечению жилым помещением, однако на момент рассмотрения судом дела таковым не обеспечена, суд считает право истца на жилище подлежащим защите в судебном порядке.
Согласно ч. 7 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Тюменской области устанавливается в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи (ст.1 Закона Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставлениях жилых помещений в Тюменской области»).
В соответствии с п.п. 24 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. 3, 6 п. 7 ст. 41 Устава Тюменской области, обеспечение исполнения областного бюджета, а также подготовка отчета об исполнении указанного бюджета и отчетов о выполнении программ социально-экономического развития Тюменской области, разработка, корректировка и исполнение областных программ относятся к компетенции Правительства Тюменской области.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
На основании изложенного, в соответствии с положениями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд считает, что обязанность по обеспечению предоставления Шубиной Н.А. жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области на территории Казанского муниципального района, общей площадью не менее 18 кв.м., должна быть возложена на Правительство Тюменской области.
Согласно пп. 6 и 7 п.8 ст.1 Закона Тюменской области от 26.12.2014 № 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов Тюменской области отнесены полномочия органов государственной власти Тюменской области, в том числе, в части принятия решения о заключении договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также в части заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области и осуществлению предусмотренных действующим законодательством прав и обязанностей наймодателя, за исключением осуществления капитального ремонта указанных жилых помещений.
В соответствии с п.4.12 Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 29.12.2012 № 583-п, договор найма специализированного жилого помещения заключается уполномоченным органом (органом местного самоуправления - в случае наделения государственным полномочием по заключению договоров найма специализированного жилого помещения) с лицом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, в течение 15 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом (органом местного самоуправления - в случае наделения государственным полномочием по принятию решений о заключении договоров найма специализированного жилого помещения) решения о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Поэтому обязанность по принятию решения о предоставлении жилья Шубиной Н.А. и заключению с ней договора найма должна быть возложена на администрацию Казанского муниципального района.
Руководствуясь статьями 12, 35, 45, 56, 67, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Исковые требования прокурора Казанского района Тюменской области в защиту интересов Шубиной Натальи Александровны удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области предоставить Шубиной Наталье Александровне, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Казанского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., соответствующее требованиям жилищного законодательства.
Обязать администрацию Казанского муниципального района после предоставления Правительством Тюменской области Шубиной Н.А. жилого помещения принять решение о предоставлении Шубиной Наталье Александровне, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, обеспеченного Правительством Тюменской области из специализированного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного (применительно к условиям Казанского района) жилого помещения на территории Казанского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям, а также заключить с Шубиной Н.А. договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Казанский районный суд Тюменской области.
Решение в окончательной форме изготовлено в печатном варианте 14 мая 2021 года.
Председательствующий судья /подпись/ Л.В. Первухина
Подлинник решения подшит в гражданское дело № 2-111/2021 и хранится в Казанском районном суде Тюменской области.