Дело № 2-3201/2020 (УИД 52RS0012-01-2019-003069-62)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.о.г. Бор Нижегородской области 22 декабря 2020 года
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Шабровой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тюковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сокуренко В.В. к Территориальному управлению Росимущества в Нижегородской области, Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании отсутствующим права Российской Федерации, признании недействительными сведений государственного лесного реестра, исключении из государственного лесного реестра сведений,
УСТАНОВИЛ:
Сокуренко В.В. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, к Департаменту лесного хозяйства <адрес>, Федеральному агентству лесного хозяйства, в котором просит признать отсутствующим право Российской Федерации на земельный участок лесного фонда кадастровый номер № в точках пересечения, определенных экспертным заключением № № с земельными участками, принадлежащими истцу на праве собственности, категория земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», разрешенное использование «<данные изъяты>», расположенными по адресу: <адрес> кадастровые номера №; №; №. Признать недействительными и исключить сведения государственного лесного реестра об отнесении к лесному фонду земельных участков с кадастровыми номерами №; № №, расположенных по адресу: <адрес>, в точках пересечения с земельным участком №.
Свои исковые требования мотивировал тем, что в результате межевания земельного участка, кадастровый №, по адресу: <адрес> 3 категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадь: 57 578 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Сокуренко В.В. на 4 земельных участка:
кадастровый №, по адресу: <адрес>, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадью 1000 кв.м.,
кадастровый №, по адресу: <адрес>, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадью 2105 кв.м.;
кадастровый №, по адресу: <адрес> категория земель: земли особоохраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадью 54076 кв.м.;
кадастровый №, по адресу: <адрес>, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадью 396 кв.м.;
Также, Сокуренко В.В. принадлежат на праве собственности земельные участки:
- кадастровый №, по адресу: <адрес>, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадь: 2 743 кв.м., свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
- кадастровый №, по адресу: <адрес>, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадь: 3 112 кв.м., свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
История образования земельных участков кадастровые номера №, №, № изложена в Письме от ДД.ММ.ГГГГ № филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> и Схеме образования на ЗУ кадастровый №,№,№.
Земельный участок земель лесного фонда кадастровый №, категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: дня ведения лесного хозяйства, правообладатель: РФ, имеет пересечение с земельными участками кадастровые номера №, № №, № №, принадлежащими истцу.
В письме Департамента лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что границы земельного участка с кадастровым номером №, пересекаются с границами земель лесного фонда в квартале № (выдел 1) Борского участкового лесничества <адрес> лесничества <адрес>.
Согласно ст.6.1 Лесного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 200-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса ( ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
ДД.ММ.ГГГГ в силу вступил Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
В частности, указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 201 6 года. Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: - расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; - земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; - земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № Ю1-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 60.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции Закона №ФЗ), границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до ДД.ММ.ГГГГ, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 Настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Истец Сокуренко В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, воспользовался правом ведения дела через представителя.
Представитель истца Сокуренко В.В. Лебедева А.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в нем, а также в дополнениях к иску. Дополнительно пояснила, что свои исковые требования основывает на том, что ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель». Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра. Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201 -ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ (статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 280-ФЗ). По смыслу вышеприведенных норм права при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель приоритет имеют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости либо сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки. При этом данное правило применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра. Право собственности Сокуренко В.В., а также правопредшественников на спорные земельные участки, приобретенные на законном основании, возникло до ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на Земельные участки № № № зарегистрировано в ЕГРН на основании договора купли-продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительного соглашения к договору № от ДД.ММ.ГГГГ; купли-продажи земельных участков и строений от ДД.ММ.ГГГГ; договора купли-продажи земельных участков и строений, находящихся на них от ДД.ММ.ГГГГ №, договора купли-продажи земельного участка и объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения к договору купли-продажи земельных участков и объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом этого, по мнению истца, подлежат применению Законы № 172-ФЗ, 218-ФЗ в редакции Закона №. Сокуренко В.В. узнал о том, что земельный участок кадастровый № (из которого были образованы путем раздела новые участки №, №, №, №, №) согласно Правилам землепользования и застройки, затрагивает земли лесного фонда, при получении письма от Администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. В письме указано, что градостроительные регламенты на территории городского округа не установлены для земель лесного фонда. Согласно ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда. Соответственно Сокуренко В.В. был лишен возможности использовать принадлежащие ему земельные участки по назначению, указанному в ЕГРН «земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование «для базы отдыха». Сокуренко В.В. обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Правила землепользования и застройки городского округа <адрес>, утвержденные решением Совета депутатов городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа <адрес>», в части отнесения земельного участка кадастровый № к нескольким территориальным зонам. В этом судебном процессе участвовал и представитель Департамента лесного хозяйства <адрес>, которым была предоставлена в суд схема пересечения земельного участка Сокуренко В.В. с землями лесного фонда. По данному делу ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение Нижегородского областного суда, в мотивировочной части которого указано, что факт пересечения земельного участка № с землями лесного фонда согласно представленным документам существует. Но в рамках административного иска не рассматривается спор о границах земельных участков, владении и пользовании ими. Поэтому и возник настоящий спор.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в деле по ходатайству представителя истца Лебедевой А.В. произведена замена ненадлежащего ответчика, а именно в качестве ответчика привлечен Департамент лесного хозяйства <адрес>, а ГБУ <адрес> «Государственный лесной реестр» привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
К участию в деле протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 3 ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика по делу привлечено Территориальное Управление Росимущества в <адрес>.
Представитель ответчика Территориального Управления Росимущества в <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Федерального агентства лесного хозяйства, в удовлетворении исковых требований возражают. Ранее, в судебном заседании, представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства Дубов К.С., действующий на основании доверенности, исковые требования также не признал, поддержал возражения, изложенные в отзыве на иск (<данные изъяты>), полагал Федеральное агентство лесного хозяйства ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика Департамента лесного хозяйства <адрес> Царева Г.Н. в судебном заседании исковые требования также не признала, по доводам, изложенным в отзыве на иск <данные изъяты>).
Представители третьих лиц ГБУ НО «Государственный лесной реестр», Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, а также администрации городского округа <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом путем направления судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Борского городского суда <адрес> borsky.nnov@sudrf.ru.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, заслушав явившихся представителей сторон, суд установил следующее.
Согласно сведениям ЕГРН истцу Сокуренко В.В. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
кадастровый №, по адресу: <адрес> категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадью 1000 кв.м.,
кадастровый №, по адресу: <адрес> категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадью 2105 кв.м.;
кадастровый №, по адресу: <адрес> категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадью 54076 кв.м.,
кадастровый №, по адресу: <адрес> категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадью 396 кв.м.
кадастровый №, по адресу: <адрес>, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадь: 2 743 кв.м.,
кадастровый №, по адресу: <адрес> категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для базы отдыха, площадь: 3 112 кв.м.
История образования земельных участков кадастровые номера №, №, № изложена в Письме от ДД.ММ.ГГГГ № филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> и Схеме образования на ЗУ кадастровый №,№,№.
История данных земельных участков (далее -ЗУ):
ЗУ № (в документах указан №), площадью 170 000 кв.м, категория земли-«3емли сельскохозяйственного назначения», внесен в программный комплекс Единого государственного реестра земель на основании заявки от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжения администрации <адрес> от 2-ДД.ММ.ГГГГ № «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок СПК «Редькинский» и описания ЗУ (заказчик -Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> (КУМИ).
На основании заявления <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «о переводе земельного участка из категории сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов» ЗУ № переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования «для использования под парковую зону в проекте строительства гостиничного комплекса в <адрес>». Статус ЗУ № «архивный».
В результате раздела ЗУ № образованы ЗУ с кадастровыми номерами №, №, №, №
В ДД.ММ.ГГГГ вид разрешённого использования ЗУ с кадастровыми номерами № изменен на «для базы отдыха».
В результате перераспределения ЗУ с кадастровыми номерами №, образованы ЗУ с кадастровыми номерами №. Категория данных участков «земли особо охраняемых территорий и объектов», вид разрешенного использования «для базы отдыха:».
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером № образованы земельные участки с кадастровыми номерами №, № №, №, №, №, №, №, №. Категория данных участков «земли особо охраняемых территорий и объектов», вид разрешенного использования - «для базы отдыха».
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, образованы земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, №.
ЗУ с кадастровым номером № образован ДД.ММ.ГГГГ путем раздела из ЗУ с кадастровым номером №
ЗУ с кадастровым номером № образован ДД.ММ.ГГГГ путем раздела ЗУ с кадастровым номером № Категория ЗУ «земли особо охраняемых территорий и объектов», вид разрешенного использования «для базы отдыха».
ЗУ с кадастровым номером № образован ДД.ММ.ГГГГ путем раздела из ЗУ с кадастровым номером №. Категория ЗУ -«земли особо охраняемых территорий и объектов», вид разрешенного использования - «для базы отдыха».
ЗУ с кадастровым номером № образован ДД.ММ.ГГГГ путем раздела из ЗУ с кадастровым номером № Категория ЗУ «земли особо охраняемых территорий и объектов», вид разрешенного использования - «для базы отдыха».
ЗУ с кадастровым номером № образован ДД.ММ.ГГГГ в результате раздела из ЗУ с кадастровым номером № Категория ЗУ -«земли особо охраняемых территорий и объектов», вид разрешенного использования - «для базы отдыха».
ЗУ с кадастровым номером № образован ДД.ММ.ГГГГ на основании заявки от ДД.ММ.ГГГГ, Распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № п.1 « О выдаче документов на право пользования земельным участком ОАО «ДД.ММ.ГГГГ», Распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок ДД.ММ.ГГГГ», Распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении границ земельного участка, расположенного в 104 кв. Борского лесничества Борского лесхоза». Категория ЗУ «земли особо охраняемых территорий и объектов», вид разрешенного использования - «для базы отдыха».
Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами: №, сформированы из ЗУ категория земель которых —«земли особо охраняемых территорий и объектов».
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок лесного фонда: кадастровый №; категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства; площадь: 33 034 264 кв.м; адрес: <адрес>; Правообладатель: РФ, государственная регистрация права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных суду документов следует, что часть земельного участка с кадастровым номером № (из которого впоследствии образованы земельные участки №) находится в границах земель лесного фонда, а именно пересекается с границами земель лесного фонда в квартале № (выдел 1) Борского участкового лесничества <адрес> лесничества <адрес> с кадастровым номером №.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в решении Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ "О
введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Следовательно, сам факт отнесения земельного участка к землям лесного фонда означает, что в силу прямого указания закона данный земельный участок относится к федеральной собственности, независимо от наличия соответствующей записи в ЕГРН.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, иными способам и, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ГК РФ судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в совместном постановлении Пленумов от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (пункты 58, 59) разъяснил, что лицо, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (пункт 52).
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53 постановления №).
По смыслу указанных выше разъяснений предъявление иска о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению только тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных (классических) исков, предусмотренных гражданским законодательством.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом; избранный способ защиты должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Таким образом, при предъявлении иска о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда кадастровый № в точках пересечения с земельными участками истца отсутствующим, именно истец должен доказать наличие «конфликта» между указанными правами и нарушения в связи с этим его прав и законных интересов.
Поскольку право собственности Российской Федерации на лесной участок, который пересекается с земельными участками, принадлежащим на праве собственности истцу, возникло в силу закона, суд считает, что истец обоснованно обратился в суд за защитой нарушенного права, избрав надлежащий способ защиты нарушенного права.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом № 221-ФЗ.
С целью установления факта наличия пересечения границ земельных участков, принадлежащих истцу Сокуренко В.В., с землями лесного фонда и определении координат точек пересечения, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «<данные изъяты>».
На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:
имелось ли наложение (пересечение) границ земельного участка лесного фонда, кадастровый №, с границами земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>
имеется ли наложение (пересечение) границ земельного участка лесного фонда, кадастровый №, с границами земельных участков с кадастровыми номерами №, адрес участков: <адрес>
с учетом положительного ответа на вопросы 1, 2 определить координаты точек пересечения.
Как следует из Экспертного заключения Приволжского центра судебных экспертиз №, эксперт при ответе на поставленные вопросы пришел к следующим выводам:
На вопрос № дан ответ, что наложение (пересечение) границ земельного участка лесного фонда, кадастровый №, с границами земельного участка, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, вероятно имелось, по причинам указанным в исследовательской части.
На вопрос № дан ответ, что наложения (пересечения) границ земельного участка лесного фонда, кадастровый №, с границами земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес>, вероятно имелись, по причинам, указанным в исследовательской части.
Наложения (пересечения) границ земельного участка лесного фонда, кадастровый №, с границами земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес> отсутствуют.
При этом, исследовательская часть содержит следующие выводы: граница земельного участка с кадастровыми номером № не установлена, в соответствии с требованиями земельного законодательства, следовательно, координаты границы отсутствуют. Координаты границы земельного участка с кадастровыми номером № запрошенные ходатайством № от ДД.ММ.ГГГГ в Приволжском филиале ФГБУ «Рослесинфорг» не предоставлены. Предоставлены лишь границы лесных кварталов. Поэтому, изготавливались схемы взаимного расположения земельных участков с кадастровыми номерами: № и лесными кварталами, координаты которых рассчитаны аналитическим путем, исходя из материалов предоставленных филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Приволжский леспроект» письмом от №. №.
Схема № Взаимное расположение земельного участка с кадастровым номером № и лесного квартала №.
Из схемы видно, что границы лесного квартала имеют наложение на границы земельного участка. Координаты точек пересечения границ представлены в каталоге координат.
Схема № Взаимное расположение земельного участка с кадастровым номером № и лесного квартала №.
Из схемы видно, что границы лесного квартала имеют наложение на границы земельного участка. Координаты точек пересечения границ представлены в каталоге координат.
Схема № Взаимное расположение земельного участка с кадастровым номером № и лесного квартала №.
Из схемы видно, что границы лесного квартала не пересекаются с границами земельного участка. Земельный участок находится в непосредственной близости от границ лесного квартала.
Схема № Взаимное расположение земельного участка с кадастровым номером № и лесного квартала №.
Из схемы видно, что границы лесного квартала не пересекаются с границами земельного участка.
Схема № Взаимное расположение земельного участка с кадастровым номером № и лесных кварталов № и №.
Из схемы видно, что границы лесных кварталов имеют наложения на границы земельного участка. Координаты точек пересечения границ представлены в каталоге координат.
Схема № Взаимное расположение земельного участка с кадастровым номером № и лесных кварталов № и №.
Из схемы видно, что границы лесных кварталов имеют наложения на границы земельного участка. Координаты точек пересечения границ представлены в каталоге координат.
На основании вышеизложенного, экспертом сделан вывод, о том, что земельные участки с кадастровыми номерами № располагаются на землях лесного фонда (лесные кварталы № и №).
Сделать категорический вывод о том, что земельные участки с кадастровыми номерами № пересекают границы земельного участка с кадастровым номером № нельзя, в связи с отсутствием достоверной информации о координатах границы земельного участка с кадастровым номером №.
Но, если лесные кварталы № и № находятся в составе земельного участка с кадастровым номером №, то земельные участки с кадастровыми номерами № пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №.
Допрошенный в судебном заседании эксперт Сазонов М.С., выводы экспертизы поддержал.
Суд, исследовав указанное заключение эксперта, оценив его в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ в совокупности с иными представленными доказательствами, признает его относимым и допустимым доказательством по настоящему делу, поскольку оно отвечает требованиям ст. ст. 84 - 86 ГПК РФ, содержит подробное описание проведенного исследования, выводы эксперта аргументированы, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Следовательно, факт пересечения границ земельного участка кадастровый № (из которого было образованы земельные участка с кадастровыми номерами №), принадлежащих истцу на праве собственности, с лесным участком, находящимся в федеральной собственности, в точках координат, приведенных в экспертном заключении № №, подтверждается материалами дела.
ДД.ММ.ГГГГ в силу вступил Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
В частности, указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный
участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий,
территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 62.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Закона № 280-ФЗ) земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Един ого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 60.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.
При этом согласно части 3 статьи 60.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции Закона № 280-ФЗ), в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о
государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.
В силу положений части 5 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции настоящего Федерального закона).
Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что право собственности на земельные участки истца, кадастровые номера №, возникли до ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности Сокуренко В.В. на данные объекты недвижимого имущества никем не оспорено в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах суд считает, что спорные земельные участки (в точках пересечения с земельным участком кадастровый №), в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» не могут быть отнесены к землям лесного фонда.
На основании изложенного, принимая во внимание вступление в силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом не принимаются во внимание доводы о том, что Федеральное агентство лесного хозяйства и ГБУ <адрес> «Государственный лесной реестр» в данном случае являются надлежащими ответчиками по следующим обстоятельствам.
Действительно, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства дополнено подпунктом 5.20(3), согласно которому указанный орган осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
В данном случае законодатель предусмотрел возможность обращения Федерального агентства лесного хозяйства в суд с исковыми заявлениями,
направленными на защиту имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
В данном же случае исковые требования предъявлены к Российской Федерации о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на лесной участок.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением
Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации
конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно пункту 5.40 данного Положения, Росимущество выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним, а также права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.
При таких обстоятельствах, надлежащим ответчиком по данной категории дел в настоящее время являются территориальные органы Росимущества.
Таким образом, учитывая наложение (пересечение) земельных участков, установленное экспертизой, проведенной в рамках настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что право истца на земельные участки с кадастровыми номерами № нарушено.
При этом суд приходит к выводу, что восстановление нарушенного права истца возможно исключительным способом защиты – путем признания права отсутствующим в части пересечения (наложения) земельных участков истца на земельный участок с кадастровым номером №, согласно экспертизе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сокуренко В.В. к Территориальному управлению Росимущества в <адрес>, Департаменту лесного хозяйства <адрес>, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании отсутствующим права Российской Федерации, признании недействительными сведений государственного лесного реестра, исключении из государственного лесного реестра сведений удовлетворить частично.
Признать отсутствующим право Российской Федерации на земельный участок лесного фонда кадастровый № в точках пересечения, определенных экспертным заключением № с земельными участками, категория земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», разрешенное использование «для базы отдыха», расположенными по адресу: <адрес>
кадастровый №:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
кадастровый номер №:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
кадастровый №:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Признать недействительными и исключить сведения государственного лесного реестра об отнесении к лесному фонду земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес>, в точках пересечения с земельным участком №
В удовлетворении исковых требований Сокуренко В.В. к Департаменту лесного хозяйства <адрес>, Федеральному агентству лесного хозяйства отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Шаброва