Дело № 2-1218/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ст. Полтавская 07 октября 2014 года
Красноармейский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Якубовской Е.В.
с участием истца Пархоменко В.Е., его представителя по ордеру Минаевой Л.А.,
представителя ответчика управления пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Криворучко Н.Е.,
представителей отдела военного комиссариата Краснодарского края по Красноармейскому району по доверенности Бердниковой К.С., Лазуренко Г.П.,
представителя управления социальной защиты населения по Красноармейскому району по доверенности Миргородской И.Е.,
при секретаре Кривенко Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пархоменко В.Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе о признании подвергнувшемуся радиационному воздействию и распространению социальных гарантий,
У С Т А Н О В И Л:
Пархоменко В.Е. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе о признании подвергнувшемуся радиационному воздействию и распространению социальных гарантий.
В судебном заседании истец и его представитель по ордеру Минаева Л.А. иск поддержали, в обоснование требований пояснили, что в период с 22.11.1977 года по 04.11.1979 года истец проходил военную службу по призыву в СА в составе войсковой части номер 21646, дислоцировавшейся на Семипалатинском ядерном полигоне в период проведения испытаний ядерного оружия с 1949 года по 1989 год и имеет статус участника подразделения особого риска.
Войсковая часть 21646 включена в перечень воинских частей, дислоцировавшихся на Семипалатинском ядерном полигоне в период проведения испытаний ядерного оружия с 1949 года по 1989 год, а так же воинских частей, в которых проводились испытания боевых радиоактивных веществ, который является приложением к Порядку и условиям оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, утверждённого Приказом Министра обороны Российской Федерации № 321 от 9 июня 2008 года.
Справкой военного комиссариата Краснодарского края по Красноармейскому району от 12.12.12 г. № у/5536 и ответами из архива Министерства обороны Республики Казахстан подтверждается, что войсковая часть 21646 дислоцировалась на территории Семипалатинского испытательного ядерного полигона - Семипалатинск-22 в районе населённых пунктов Молдары (Курчатов) Семипалатинской области Казахской ССР, который относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 Бэр за весь период испытаний, а граждане проживавшие, работавшие или проходившие военную службу на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами относятся к пострадавшим вследствие ядерных испытаний.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 15 января 2008 года № 156-0-0 указал, что согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашёнными в статье 7 Конституции Российской Федерации предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.
В определении от 4 декабря 2007 года № 960-О-П Конституционный суд Российской Федерации определил, что субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причинённого государством вреда здоровью, реализуемого в порядке предусмотренном Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, данный статус лица определяется с учётом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определённом объёме вреда, причинённого в результате проведения соответствующих ядерных испытаний.
Из этого исходит и Федеральный закон от 9 января 1996 года «О радиационной безопасности населения», который предусматривает, что граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной поддержки т.е. возмещение вреда их жизни пи здоровью и причинённых им убытков (статьи 22,25 и 26).
С учетом указанных законоположений в системном истолковании со ст.2, действовавшего на тот момент Федерального закона от 19 августа 1995 года « О социальной защите гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» определявшей льготы и компенсации гражданам, получившим в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв(бэр), Конституционный суд Российской Федерации пришёл к выводу, что суды общей юрисдикции вправе решать вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а так же на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказалось нарушенным.
Факт наличия у истца эффективной доза облучения превышающую 25 сЗв(бэр), (фактически составляет 36 Бэр) подтверждается заключением цитогенетического исследования проведенного лабораторией молекулярной биологии ФГУ «Российский научный центр рентгенорадиологии» в г. Москва. В соответствии с п.11 ч.1 ст.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв(бэр), гарантируются меры социальной поддержки в виде назначения пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости.
В силу подп. 4 п.1 ст.4 ФЗ от 15 декабря 2001 года (с последующими изменениями и дополнениями) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно ст.5 указанного Закона этой категории граждан назначается, в частности, пенсия по старости.
Вместе с тем решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Красноармейском районе от 28.02.2014 года № 251 истцу отказано в назначении трудовой пенсии по старости, с уменьшением пенсионного возраста ввиду не подтверждения статуса удостоверением единого образца.
Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Выдача удостоверений гражданам из подразделений особого риска, к которым я отношусь, производится в соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, а так же членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан, который утверждён Приказом Министра обороны РФ № 321 от 9.06.2008 г. «О порядке и условиях оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, а так же членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан» и замена их на удостоверения единого образца, предусмотренных Порядком выдачи удостоверений единого образца, утверждённого Приказом МЧС России от 18.09.2009 г. № 540 действующим законодательством не предусмотрен.
Таким образом, считают, что имеет место нарушение права истца в сфере реализацией прав граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В ходе судебного заседания уточнили исковые требования просят признать Пархоменко В.Е. подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, превышающей 25 сЗв(бэр) и признать за ним право на получение мер социальной поддержки предусмотренных п. 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Красноармейском районе назначить истцу пенсию по старости, с уменьшением пенсионного возраста со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.
Представитель ответчика по доверенности Криворучко Н.Е. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, пояснила, что истец, согласно удостоверению серии ОРС № 005116 от 20.09.2012г. Министерства обороны Российской Федерации принимал участие в действиях подразделений особого риска, в связи с чем ему гарантированы меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «д» пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 2123-1.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан утвержден Приказом Министра обороны РФ от 09.06.2008 года № 321, из которого следует, что право на оформление и выдачу удостоверений, из числа указанных выше граждан, предоставлено Центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска. Председателем Центральной комиссии является командир войсковой части 31600. Согласно пункта 9 указанного порядка удостоверение выдается гражданам, указанным в пункте 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1, соответствующим Критериям непосредственного участия граждан в действиях Подразделений особого риска, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 г. N 958 "О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска».
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Красноармейском районе Краснодарского края от 22.10.2012 г. № 1381 и №251 от 28.02.2014 г. истцу было отказано в назначении трудовой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста по нормам Федеральных законов от 17.12.2001г. № ГЗ-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», как гражданину, имеющему статус лица, из числа военнослужащих подразделений особого риска, не имеющему инвалидности, в соответствии с подпунктом «д» пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 2123-1 «О распространении действия Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».
Согласно удостоверению, выданному истцу 20.09.2012г., предъявителю данного удостоверения гарантируются меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «д» пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 2123-1.
Лицам, указанным в подпункте "д" пункта 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 2123-1, (непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ) гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14. пунктами 1 - 3 части первой статьи 15. статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1. пунктом 2 части второй статьи 30, частью первой статьи 40 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В вышеперечисленных статьях отсутствуют меры социальной поддержки в виде назначения пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости.
Истец обращался в Красноармейский районный суд с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 2 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002г. № 2-ФЗ. которым гарантируются меры социальной поддержки в т.ч. и на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).
Решением Красноармейского районного суда по делу № 2-136/13 от 06.03.2013г. установлено, что деятельность Пархоменко В.Е. в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с 22.1 1.1977г. и по 04.11.1979г., как непосредственного участника подземных испытаний ядерной оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ тождественна трудовой деятельности, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, с уменьшением пенсионного возраста в соответствии с п. 11 ч. 1 ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантии гражданам, подвергшихся радиационного воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Однако Апелляционным определением от 23.04.2013г. по делу №33-8599/2013 решение Красноармейского районного суда по делу № 2-136/13 от 6 марта 2013 года отменено и принято новое решение, которым в иске Пархоменко В. Е. отказано.
С учетом имеющейся индивидуально установленной дозы облучения, подтвержденной заключением от 20.05.2013г. цитогенетического исследования проведенного лабораторией молекулярной биологии ФГУ «Российский научный центр рентгенорадиологии» в г. Москва истец имеет право обратиться на медико-социальную экспертизу. При установлении инвалидности, подтвержденной выпиской из акта освидетельствования в органах Медико-социальной экспертизы у истца возникнет право на меры социальной поддержки, установленные статьей 29 (за исключением абзаца 2 пункта 2 части первой) Закона от 15.05.1991г. № 1244-1, то есть пенсию по инвалидности, которая устанавливается по желанию заявителя в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители отдела военного комиссариата Краснодарского края по Красноармейскому району по доверенности Бердникова К.С., Лазуренко Г.П. в судебном заседании пояснили, что против удовлетворения требований не возражают, считают, что суду представлено достаточно доказательств заявленных требований, в том числе индивидуально установленная полученная доза облучения.
Представитель управления социальной защиты населения по Красноармейскому району по доверенности Миргородская И.Е. в судебном заседании пояснила, что Пархоменко В.Е. в базе данных льготных категорий граждан УСЗН в Красноармейском районе с 17 октября 2012 года значится как ветеран подразделения особого риска (ПОР). Имеет удостоверение ветерана ПОР для лиц, поименованных в п.п. «д» п. 1 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2123-1. На основании данного документа истцу выплачиваются денежные выплаты. Решение просит принять на усмотрение суда.
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителей истца, представителя ответчика, третьих лиц, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд приходит к следующему.
Как усматривается из военного билета НД № 5056620, в период с 22.11.1977г. по 04.11.1979г. Пархоменко В.Е. проходил военную службу по призыву в СА в составе войсковой части номер 21646 (л.д. 9-19). Архивная справка подтверждает дислокацию войсковой части номер 21646 на Семипалатинском ядерном полигоне в период проведения испытаний ядерного оружия с 1949 года по 1989 год (л.д. 21).
Пархоменко В.Е. имеет статус участника подразделения особого риска, что подтверждается удостоверением ОРС № 005116 (л.д. 23).
Войсковая часть 21646 включена в перечень воинских частей, дислоцировавшихся на Семипалатинском ядерном полигоне в период проведения испытаний ядерного оружия с 1949 года по 1989 год, а так же воинских частей, в которых проводились испытания боевых радиоактивных веществ, который является приложением к Порядку и условиям оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, утверждённого Приказом Министра обороны Российской Федерации № 321 от 9 июня 2008 года (л.д. 83).
Справкой военного комиссариата Краснодарского края по Красноармейскому району от 12.12.12 г. № у/5536 и ответами из архива Министерства обороны Республики Казахстан подтверждается, что войсковая часть 21646 дислоцировалась на территории Семипалатинского испытательного ядерного полигона - Семипалатинск-22 в районе населённых пунктов Молдары (Курчатов) Семипалатинской области Казахской ССР, который относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 Бэр за весь период испытаний, а граждане проживавшие, работавшие или проходившие военную службу на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами относятся к пострадавшим вследствие ядерных испытаний (л.д. 20-22).
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 15 января 2008 года № 156-0-0 указал, что согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашёнными в статье 7 Конституции Российской Федерации предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.
В определении от 4 декабря 2007 года № 960-О-П Конституционный суд Российской Федерации определил, что субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причинённого государством вреда здоровью, реализуемого в порядке предусмотренном Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, данный статус лица определяется с учётом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определённом объёме вреда, причинённого в результате проведения соответствующих ядерных испытаний.
Из этого исходит и Федеральный закон от 9 января 1996 года «О радиационной безопасности населения», который предусматривает, что граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной поддержки т.е. возмещение вреда их жизни и здоровью и причинённых им убытков (статьи 22,25 и 26).
С учетом указанных законоположений в системном истолковании со ст. 2 действовавшего на тот момент Федерального закона от 19 августа 1995 года «О социальной защите гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» определявшей льготы и компенсации гражданам, получившим в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв(бэр), Конституционный суд Российской Федерации пришёл к выводу, что суды общей юрисдикции вправе решать вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а так же на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказалось нарушенным.
Факт наличия у истца эффективной дозы облучения, превышающей 25 сЗв(бэр), (фактически составляет 36 Бэр) подтверждается заключением цитогенетического исследования, проведенного лабораторией молекулярной биологии ФГУ «Российский научный центр рентгенорадиологии» в г.Москва.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв(бэр), гарантируются меры социальной поддержки в виде назначения пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 4 ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно ст. 5 указанного Закона этой категории граждан назначается, в частности, пенсия по старости.
Вместе с тем решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Красноармейском районе от 28.02.2014 года № 251 Парховенко В.Е. отказано в назначении трудовой пенсии по старости, с уменьшением пенсионного возраста ввиду не подтверждения статуса удостоверением единого образца.
Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Выдача удостоверений гражданам из подразделений особого риска, к которым относится истец Пархоменко В.Е., производится в соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, а так же членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан, который утверждён Приказом Министра обороны РФ № 321 от 9.06.2008 г. «О порядке и условиях оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, а так же членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан» и замена их на удостоверения единого образца, предусмотренных Порядком выдачи удостоверений единого образца, утверждённого Приказом МЧС России от 18.09.2009 г. № 540 действующим законодательством не предусмотрена.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом представлены достоверные доказательства как прохождения службы на Семипалатинском полигоне в период испытания ядерного оружия, так и получение им суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, превышающей 25 сЗв(бэр). Вместе с тем, истцу отказано в реализации его права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с сокращением пенсионного возраста в связи с отсутствием удостоверения соответствующего образца.
Поскольку основанием для предоставления государством социальных гарантий является факт негативного радиационного воздействия, который в ходе разрешения настоящего спора достоверно установлен, то суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку отказ ответчика в распространении социальных гарантий на истца Пархоменко В.Е. нарушает его права и охраняемые законом интересы.
При таких обстоятельствах исковые требования Пархоменко В.Е. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Пархоменко В.Е. удовлетворить.
Признать Пархоменко В.И., ДД.ММ.ГГГГ уроженца <адрес>, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, превышающей 25 сЗв(бэр).
Признать за Пархоменко В.Е. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных с п. 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Красноармейском районе назначить Пархоменко В.Е. пенсию по старости, с уменьшением пенсионного возраста со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Красноармейский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Якубовская |