Дело № 2а-500/2021
УИД 56RS0015-01-2021-000641-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кувандык 08 декабря 2021 года
Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Новиковой И.М.,
при секретаре Кошелевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области к Радченко Дмитрию Владимировичу о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области (далее по тексту Межрайонная ИФНС РФ № 8 по Оренбургской области, налоговый орган) в суд с иском к Радченко Д.В. о взыскании обязательных платежей. В обоснование иска указано, что по сведениям, полученным из РЭО ГИБДД, за Радченко Д.В. зарегистрировано транспортное средство, которое подлежит налогообложению - транспортным налогом. Налоговым органом Радченко Д.В. исчислен к уплате транспортный налог за 2015 год в размере 30 634 рубля, за 2016 год в размере 30 634 рубля, за 2017 год в размере 30 634 рубля, за 2018 год в размере 30 634 рубля. Налогоплательщику направлено налоговое уведомление от 29.07.2016 г. № ***, от 06.08.2017 г. № ***, от 23.06.2018 № ***, от 22.08.2019 г. № *** с установленным в нем сроком уплаты налога, но добровольно налог не уплачен. Ранее налоговая инспекция обращалась в суд о взыскании данных сумм. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, исходя из суммы недоимки по транспортному налогу, начислена пеня в размере 4280 руб. 60 коп.
В адрес Радченко Д.В. направлено требование об уплате налога и пени.
Ранее Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Оренбургской области обращалась с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи от 24 декабря 2020 года судебный приказ о взыскании с должника Радченко Д.В. был отменен, поскольку от последнего поступили возражения по его исполнению.
Поскольку сумма задолженности по уплате пени не погашена, просит взыскать с Радченко Д.В. пени по транспортному налогу в размере 4280 руб. 60 коп.
Определением суда от 30 ноября 2021 года по данному административному исковому заявлению произведена замена административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области на его правопреемника Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 14 по Оренбургской области.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции ФНС № 14 по Оренбургской области, административный ответчик Радченко Д.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В письменном заявлении, адресованном суду, представитель административного истца указал, что просит рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании ст.150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Радченко Д.В. в 2019 году являлся собственником автомобилей ****.
Налоговым органом в отношении транспортного средства ***, государственный регистрационный знак *** исчислен к уплате транспортный налог за 2015 год в размере 30634 рубль, за 2016 год в размере 30634 рубль, за 2017 год в размере 30634 рубль, за 2018 год в размере 30364 рубль.
Налогоплательщику были направлены налоговые уведомления от 29.07.2016 г. № ***, от 06.08.2017 г. № ***, от 23.06.2018 № ***, от 22.08.2019 г. № *** с установленным в нем сроком уплаты налога, но добровольно налог не уплачен.
05 июня 2020 года Радченко Д.В. направлено требование № *** об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 03 июня 2020 года, из которого следует, что по состоянию на 03 июня 2020 года за Радченко Д.В. числится общая задолженность в сумме 189556,04, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 153170 руб., при этом задолженность по транспортному налогу 30364 рубль, пени по транспортному налогу 4280 руб. 60 коп.
Однако, в указанный срок налог не уплачен.
Подпунктом 1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п.1 ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ).
В силу п. 1 ст. 38 Налогового кодекса РФ возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются объектом налогообложения.
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в пп.1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса РФ).
Согласно ст. 361 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
На территории Оренбургской области налоговые ставки установлены Законом Оренбургской области от 16 ноября 2002 года № 322/66-III-ОЗ (в редакции от 20 апреля 2020 года) «О транспортном налоге».
В соответствии со ст. 6 данного Закона Оренбургской области налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя и категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя.
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
На основании ст. 75 Налогового кодекса РФ, исходя из суммы недоимки по транспортному налогу, налоговым органом начислена пеня по транспортному налогу: за 2015 год в размере 1070 руб. 15 коп., за 2016 года в размере 1070 руб. 15 коп., за 2017 года в размере 1070 руб. 15 коп., за 2018 года в размере 1070 руб. 15 коп., итого на общую сумму 4280 руб. 60 коп. которые административный истец просит взыскать с Радченко Д.В.
Заявленные требования удовлетворению не подлежат ввиду следующего.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что одновременно в Кувандыкском районном суде находились в производстве и рассмотрены административные исковые заявления к Радченко Д.В.: № 2а-23/2021, № 2а-24/2021, № 2а-27/2021, № 2а-508/2021, № 2а-672/2021, № 2а-717/2021.
Во взыскании с Радченко Д.В. недоимки по транспортному налогу за периоды с 2015 год по 2018 год решениями Кувандыкского районного суда Оренбургской области отказано (№ 2а-508/2021 решение суда от 29 июля 2021 года – о взыскании недоимки за 2015 год; № 2а-23/2021, № 2а-24/2021, № 2а-27/2021 решения суда от 15 января 2021 года (с учетом апелляционных определений судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 08 апреля 2021 года) – о взыскании недоимок за 2016 и 2018 годы, а также пени по транспортному налогу за 2015-2017 годы.
Решением Кувандыкского районного суда по делу № 2а-672/2021 решение суда от 30 сентября 2021 года – о взыскании недоимки за 2017 год, в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Оренбургской области к Радченко Д.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере 30364 руб. и пене в размере 447 ру. 77 коп. отказано.
Решением Кувандыкского районного суда по делу № 2а-717/2021 от 17 ноября 2021 года с Радченко Д.В. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Оренбургской области взыскана задолженность в размере 31 332 рублей 04 копеек, из которых: транспортный налог – 31 301 (тридцать одна тысяча триста один) рубль 00 копеек, пеня по транспортному налогу – 31 рубль 04 копейки, в остальной части административных исковых требований отказано.
В соответствии с п.3 ст.363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Пунктом 1 ст.45 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункты 1 и 4 ст.69 Налогового кодекса РФ).
Согласно п.3 ст. 85 Налогового кодекса РФ, органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.
В соответствии с п.3 ст.84 Налогового кодекса РФ изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
Пункт 4 данной статьи предусматривает, что в случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете.
Как установлено судом и подтверждается копией паспорта административного ответчика, Радченко Д.В. с 14 апреля 2008 года и по настоящее время зарегистрирован по адресу: Оренбургская область, г. Кувандык, ул. К. Маркса, д. 10, кв. 3.
Вместе с тем, согласно материалам дела, налоговые уведомления от 29.07.2016 г. № ***, от 06.08.2017 г. № ***9, от 23.06.2018 № ***, от 22.08.2019 г. № ***, а также требование об уплате пени по транспортному налогу на сумму 4280 рублей 60 копеек направлялось административному ответчику по адресу: ***.
Таким образом, налоговое уведомление и требование об уплате налога не направлялись в адрес налогоплательщика Радченко Д.В. по месту его жительства (регистрации).
Доказательств направления налоговым органом административному ответчику по месту его жительства налогового уведомления и требования об уплате налога в материалы дела не представлено.
Установив отсутствие факта направления в адрес административного ответчика налогового уведомления, суд приходит к выводу, что у налогоплательщика не возникла обязанность по уплате пени по транспортному налогу, в связи с чем налоговый орган не вправе был направлять требование об уплате налога.
Направление налогового уведомления по иному адресу признается ненадлежащим исполнением обязанности по их направлению.
Указанный вывод согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в определении от 8 апреля 2010 года № 468-О-О, согласно которым в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, в частности, по транспортному налогу, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной конституционной обязанности в отношении данного налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами.
При этом в соответствии с абз.2 ст.52 и п.6 ст.69 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление (а в случае неуплаты налога по уведомлению - требование об уплате налога) может быть передано руководителю организации, ее законному или уполномоченному представителю, физическому лицу, его законному или уполномоченному представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами налоговое уведомление (налоговое требование) вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В связи с неисполнением обязанности налогового органа по направлению налогового уведомления и требования у налогового органа не возникло право на обращение в суд по вопросу взыскания с Радченко Д.В. недоимки по транспортному налогу и пене.
В силу действующего законодательства Радченко Д.В. не был обязан сообщать в налоговый орган сведения об изменении места жительства.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 14 по Оренбургской области к Радченко Д.В. о взыскании пени по транспортному налогу в общем размере 4280 рубль 60 копеек следует отказать.
Руководствуясь ст. ст.175-180, ст.290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Оренбургской области к Радченко Дмитрию Владимировичу о взыскании пени по транспортному налогу в размере 4280 (Четыре тысячи двести восемьдесят) рублей 60 копеек отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.М. Новикова