Решение по делу № 2а-805/2021 от 15.06.2021

Дело № 2а-805/2021

УИД № 24RS0054-01-2021-000929-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 августа 2021 года                     г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Аббазовой А.В.,

при секретаре Аверкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Останина Александра Игоревича к Призывной комиссии Ужурского района Красноярского края, Военному комиссариату Ужурского района Красноярского края, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» о признании решения о признании годным к военной службе и призыве на военную службу незаконным,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Останин А.И. обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что он состоит на учете в военном комиссариате города Ужура Ужурского района Красноярского края. Во время весеннего призыва 2021 года он был вызван в Военный комиссариат города для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. 08.04.2021 им было пройдено медицинское освидетельствование.Он предъявлял врачу - терапевту жалобы <данные изъяты>. На сегодняшний день рабочее давление на фоне приема антигипертензивных препаратов держится в пределах 160/90. Врач-терапевт пояснил, что данным жалобам он не верит, хотя он просил их зафиксировать в листе медицинского освидетельствования. Врач-терапевт заключил, что данные показатели подпадают под категорию «Б»-годен к военной службе с незначительными ограничениями. Он выражал свое несогласие с данными выводами врача, информировал о том, что у него имеется заболевание гипертоническая болезнь. Так же информировал врача - хирурга о том, что у него имеются жалобы на постоянный болевой дискомфорт в области правого подреберья, усиливающийся при приеме жирной, жареной пищи, периодически отдающий в область правой лопатки. Уведомлял врача - хирурга о том, что у него имеется заболевание желчекаменная болезнь. Вышеуказанные жалобы и заболевания не были приняты во внимание и не зафиксированы в листах медицинского освидетельствования. 08.04.2021 на заседании Призывной комиссии Ужурского района ему было объявлено, что он годен к военной службе с указанием категории «Б-3». 16.04.2021 ему была вручена повестка для явки 15.06.2021 к 06 часам, для отправки к месту прохождения военной службы. С решением призывной комиссии Ужурского района от 08.04.2021 он категорически не согласен, считает его незаконным, подлежащим отмене по следующим основаниям. Для цели установления категории годности и принятия решения проводится медицинское освидетельствование в порядке, установленном инструкцией о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Медицинское освидетельствование предполагает изучение анамнеза, результатов обследования и соотнесение выявленных заболеваний с расписанием болезней и ТДТ. Считает, что при наличии заболеваний: гипертоническая болезнь, желчекаменная болезнь в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, ему должна быть присвоена категория «В» - ограниченно годен к военной службе на основании статьи 43-в и статьи 59-б (графа I) Приложения №1 постановления Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 (ред. от 01.06.2020) «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». Не были учтены данные по имеющемуся у него заболеванию и жалобам. Призывная комиссия приняла решение с грубыми нарушениями порядка вынесения такого решения, врачами-специалистами он не был осмотрен в полном объеме, не были изучены имеющиеся у него медицинские документы, они были принципиально отвергнуты, вследствие вышеуказанного произошло неверное правоприменение при определении в отношение него категории годности к военной службе, что в свою очередь, повлекло за собой принятие оспариваемого решения. Ссылаясь на ст. 24, 63, 218 КАС РФ, п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», административный истец просит признать незаконным решение Призывной комиссии Ужурского района от 08.04.2021 о признании его годным к военной службе с незначительными ограничениями и призыве на военную службу.

Согласно определения Ужурского районного суда Красноярского края от 18.06.2021, по делу в качестве соответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края».

Административный истец Останин А.И. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в свое отсутствие с указанием о том, что требования поддерживает в полном объеме.

Представители административных ответчиков Призывной комиссии Ужурского района Красноярского края, Военного комиссариата Ужурского района Красноярского края, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили, заявлений, ходатайств, в том числе, об отложении судебного заседания не представили.

Исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу пунктов 1, 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каким в настоящее время является Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе».

Прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву (ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»).

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (пункт «а» части 1 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»).

В силу статьи 26 Федерального закона Российской Федерации № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Согласно статьи 28 указанного федерального закона, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи (далее также - заключение), на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда (часть 7 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»).

Согласно статьи 5.1 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.

В силу пункта 2 указанного Положения призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии местной администрации.

Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 3 Положения).

Призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 5 Положения).

Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) (пункт 6 Положения).

Согласно пункту 7 Положения, вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.

В соответствии с пунктами 13 и 15 Положения призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования; решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации № 186 от 29.03.2021 «О призыве в апреле - июле 2021 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» постановлено осуществить с 1 апреля по 15 июля 2021 года призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу.

Распоряжением Губернатора Красноярского края № 136-рг от 26.03.2021 созданы призывные комиссии для осуществления призыва граждан 1994-2003 годов рождения на военную службу и направления на альтернативную гражданскую службу в апреле-июле 2021 года в городских округах и муниципальных районов Красноярского края и утвержден их состав, в том числе утвержден состав призывной комиссии Ужурского района Красноярского края.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (часть 2 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»).

Согласно положений пункта «а» частей 1, 4 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», от призыва на военную службу освобождаются граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.

Согласно пункту 5 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечение) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.05.2001 № 240/168, медицинское освидетельствование призывников в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном образовании проводится врачами-специалистами.

В соответствии с пунктом 27 указанной Инструкции призывник, не согласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, не согласных с решением комиссии, проводится по плану работы призывной комиссией субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.

Исходя из положений пункта 2 статьи 25, пункта 6 статьи 61 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что при несогласии гражданина с результатами медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.

В соответствии с пунктами 7 и 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574, независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем) (далее - договор); независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.

Судом установлено, что Останин Александр Игоревич, <данные изъяты>, состоит на воинском учете призывников в военном комиссариате Ужурского района с 30.01.2017.

08.04.2021 Призывной комиссией Ужурского района Красноярского края вынесено решение - призвать Останина А.И. на военную службу, предназначить в СВ (единогласно), решение приостановить в связи с его обжалованием в суд.

До принятия решения призывной комиссии Останин А.И. прошел медицинское освидетельствование врачами - специалистами, по результатам которого <данные изъяты>, о чем указано в учетной карточке призывника и в личном деле призывника, что соответствует категории годности «Б»- годен к военной службе с незначительными ограничениями на основании п. «б» ст. 47, п. «в» ст. 59, п. «г» ст. 35 Расписания болезней, являющегося Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе.

Согласно протокола от 08.04.2021, призывная комиссия рассмотрела вопрос о призыве граждан на военную службу и приняла решение, в том числе: призвать на военную службу Останина А.И., категория годности «Б», показатель предназначения - 3 п. «г» ст. 57, п. «в» ст. 59, диагноз: <данные изъяты>

Оспаривая решение призывной комиссии, истец указывает на то, что он не был осмотрен в полном объеме, не были изучены имеющиеся у него медицинские документы, вследствие чего произошло неверное правоприменение при определении в отношении него категории годности к военной службе, выразившееся в не применении в отношении него п. «в» ст. 43 и п. «б» ст. 59 Расписания болезней.

Вместе с тем, Останин А.И. правом для прохождения контрольного медицинского освидетельствования, а также правом на прохождение независимой военно - врачебной экспертизы и представления ее результатов военному комиссару не воспользовался, в экспертную организацию с заявлением на производство независимой военно - врачебной экспертизы не обращался. Экспертное заключение в военный комиссариат и материалы дела представлено не было. Следовательно, оснований для принятия решения об освобождении истца от призыва на военную службу у призывной комиссии не имелось. Оснований для проведения медицинской экспертизы в рамках производства по настоящему административному иску не имеется.

Из содержания учетной карточки призывника и личного дела призывника следует, что Останин А.И. был осмотрен всеми врачами - специалистами, а также прошел обязательные диагностические исследования.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о неправильном установлении категории годности Останина А.И. к военной службе, а также о наличии у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, суду не представлено и судом не добыто.

Исходя из изложенного, суд считает, что категория годности к военной службе Останину А.И. установлена обосновано по результатам медицинского освидетельствования.

Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд считает, что обжалуемое административным истцом решение призывной комиссии Ужурского района Красноярского края от 08.04.2021 принято уполномоченным на то органом и в соответствии с нормами действующего законодательства. Действия должностных лиц военного комиссариата Ужурского района Красноярского края в период призыва на военную службу в отношении Останина А.И., по мнению суда, являются законными.

Суду не представлено доказательств, подтверждающих нарушение каких-либо прав, свобод и законных интересов истца, наличие которых является обязательным условием для удовлетворения административного искового заявления.

Таким образом, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Останина Александра Игоревича к Призывной комиссии Ужурского района Красноярского края, Военному комиссариату Ужурского района Красноярского края, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» о признании решения о признании годным к военной службе и призыве на военную службу незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий        А.В. Аббазова

Решение в окончательной форме изготовлено 23 августа 2021 года

2а-805/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Останин Александр Игоревич
Ответчики
Военный комиссариат Ужурского района
Призывная комиссия Ужурского района
Суд
Ужурский районный суд Красноярского края
Судья
Аббазова Анна Валерьевна
Дело на сайте суда
ujur.krk.sudrf.ru
15.06.2021Регистрация административного искового заявления
15.06.2021Передача материалов судье
18.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2021Подготовка дела (собеседование)
29.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2021Судебное заседание
13.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее