66RS0001-01-2018-007442-61
Дело №а-5250/2019
Решение в окончательной форме
изготовлено 10.08.2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
05 августа 2019 года г.Екатеринбург
Верх-Рсетский районный СЃСѓРґ Рі.Екатеринбурга РІ составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Майоровой Р.Р’.
при секретаре Глухове М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Гурулева Андрея Анатольевича к Межведомственной аттестационной комиссии, Министерству транспорта Российской Федерации, ФБУ «Росавтотранс» о признании незаконным решения об аннулировании профессиональной аттестации эксперта-техника Гурулева А.А. (номер в реестре №) от 30.07.2018 № 7, обязании Межведомственной аттестационной комиссии исключить из протокола заседания от 30.07.2018 № 7 Гурулева А.А., восстановить профессиональную аттестацию эксперта-техника Гурулева А.А. путем направления в Министерство юстиции Российской Федерации соответствующих сведений для дальнейшего включения в государственный реестр экспертов-техников Гурулева А.А.,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Административный истец Гурулев А.А. обратился в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указал следующее. В апреле 2018 года в Межведомственную аттестационную комиссию ФБУ «Росавтотранс» поступили две жалобы ПАО СК «Росгосстрах» на заключения № от 29.06.2017 и № от 27.09.2017, составленные экспертом-техником Гурулевым А.А.
30.07.2018 состоялось заседание Межведомственной аттестационной комиссии (МАК), в ходе которой принято решение № 7, оформленное протоколом, об аннулировании профессиональной аттестации эксперта-техника Гурулева А.А. на основании п. 21 Требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.09.2016 № 277, а именно выявлены нарушения требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области независимой экспертизы транспортных средств, которые привели к превышению предела статистической достоверности результатов экспертизы, установленного п. 3.5 Единой методики.
С указанным решением административный истец не согласен, т.к. по его мнению, оценка доказательств, в том числе заключения эксперта-техника, возможна только судом, в связи с отсутствием у МАК компетенции на проведение оценочной деятельности и недопустимостью подмены органа государственной власти. Также нарушен порядок определения несоответствия выводов эксперта при наличии сомнений или необоснованности ранее выданного заключения, который осуществляется только посредством назначения судом судебной экспертизы повторной или дополнительной. Данные положения отражены в ст.ст. 79 и 87 ГПК РФ.
При этом административный истец не согласен с проведенным анализом указанных заключений, т.к., по его мнению, в них отсутствуют нарушения требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области независимой экспертизы транспортных средств, которые привели к превышению предела статистической достоверности результатов экспертизы, установленного п. 3.5 Единой методики.
Указав изложенные выше фактические обстоятельства и правовые основания в своем исковом заявлении, административный истец просит признать незаконным решение об аннулировании профессиональной аттестации эксперта-техника Гурулева А.А. (номер в реестре № от 30.07.2018 № 7; обязать Межведомственную аттестационную комиссию исключить из протокола заседания от 30.07.2018 № 7 Гурулева А.А.; восстановить профессиональную аттестацию эксперта-техника Гурулева А.А. путем направления в Министерство юстиции Российской Федерации соответствующих сведений для дальнейшего включения в государственный реестр экспертов-техников Гурулева А.А.
В судебном заседании административный истец Гурулев А.А. и его представитель Гурулева А.В., действующая на основании ордера, исковые требования поддержали и просили удовлетворить их в полном объеме.
Административные ответчики Межведомственная аттестационная комиссия, Министерство транспорта Российской Федерации, ФБУ «Росавтотранс» в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ПАО СК «Росгосстрах» в судебное заседание также не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили.
В соответствии с ч.2 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с решением Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, оформленным протоколом от 15.01.2014 № 1, эксперт-техник Гурулев А.А. был включен в государственный реестр экспертов-техников (регистрационный №) (л.д. 13).
30.07.2018 состоялось решение МАК № об аннулировании профессиональной аттестации эксперта-техника Гурулева А.А. на основании п. 21 Требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.09.2016 № 277, а именно выявлены нарушения требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области независимой экспертизы транспортных средств, которые привели к превышению предела статистической достоверности результатов экспертизы, установленного п. 3.5 Единой методики.
В силу п. 21 Приказа Минтранса России от 22.09.2016 N 277 "Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования", МАК принимает решение об аннулировании профессиональной аттестации эксперта-техника по следующим основаниям:
- неоднократное (два и более) нарушение требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области независимой технической экспертизы транспортных средств, которое привело к превышению предела статистической достоверности результатов экспертизы, установленного пунктом 3.5 Единой методики.
Согласно п. 3.5 "Положения о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства" (утв. Банком России 19.09.2014 N 432-П), расхождение в результатах расчетов размера расходов на восстановительный ремонт, выполненных различными специалистами, следует признавать находящимся в пределах статистической достоверности за счет использования различных технологических решений и погрешностей расчета, если оно не превышает 10 процентов. Указанный предел погрешности не может применяться в случае проведения расчета размера расходов с использованием замены деталей на бывшие в употреблении.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужило поступление двух жалоб ПАО СК «Росгосстрах» на заключения эксперта-техника Гурулева А.А. № от 29.06.2017 и № от 27.09.2017. В ходе рассмотрения указанных жалоб установлены нарушения п. 3.5 Единой методики, а именно:
- в экспертном заключении эксперта-техника Гурулева А.А. от 29.06.2017 №, исходя из характеристики и площади повреждений поверхности задней левой боковины и заднего бампера некорректно определены вид, объем, расположение и характер повреждений. Возможно восстановление и реставрация поверхности указанных деталей, проведение работ по замене деталей нецелесообразно. Количество и перечень деталей (узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства определяется по результатам его осмотра с учетом норм, правил и процедур ремонта ТС, установленных производителем ТС, сертифицированных ремонтных технологий и экономической целесообразности согласно рекомендациям пункта 3.6.1 Положения Банка России от 19.09.2014 № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Не подтверждены соответствующим фотоматериалом в соответствии с приложением 1 пункта 4 Единой методики повреждения, указанные в спецификации перечня деталей из расчетной части заключения: левого и правого кронштейнов переднего бампера, левого и правого шарниров капота, эмблемы на решетке радиатора, передней панели, радиатора охлаждения ДВС, резонатора воздушного фильтра, жгута проводов моторного отсека, а также в списке деталей, начиная с п. 30 по п. 40.
На основании вышесказанного в экспертном заключении № 515 от 29.06.2017 выявлены несоответствия требованиям пункта 3.6.1, приложения 1 пункта 4 Единой методики. Согласно Приложению 1 пункта 4 Единой методики, на снимках должны быть зафиксированы все повреждения, отраженные в акте осмотра, с возможностью определения их вида и объема. Выявленные нарушения в указанных пунктах Единой Методики привели к расхождению в результатах расчетов размера расходов на восстановительный ремонт, выполненных различными специалистами и превышению статистической достоверности окончательного результата более, чем на 10 %. Превышение 10 % предела статистической погрешности установлено по отношению к калькуляции по первичной экспертизе № от 24.04.2017г., выполненной АО «Технэкспро», и составляет округленно 165 000 руб., таким образом, превышение составило в 1,6 раза (58,32%);
- в экспертном заключении эксперта-техника Гурулева А.А. от 27.09.2017 №, не подтверждены соответствующим фотоматериалом в соответствии с приложением 1 п. 4 Единой методики повреждения, указанные в спецификации перечня деталей из расчетной части заключения: балка моста переднего, интеркулер, эмблема передняя. Некорректно определены каталожные номера и стоимости отдельных заменяемых комплектующих изделий – использованный каталожный номер механизма рулевого (32 10 6 877 774) в экспертном заключении не применяется для транспортного средства БМВ 1161 идентификационный номер (VIN) №. При назначенной работе по замене рулевого механизма использование узла, не применяемого в оснащении транспортного средства, стало причиной необоснованного увеличения стоимости запасных частей в спецификации используемых деталей в экспертном заключении. Не соблюдены требования п. 1.6 Единой методики при принятом решении о замене рулевого механизма без проведения работ с целью диагностики и дефектовки с разборкой агрегатов и узлов с возможностью выявить повреждения в рамках рассматриваемого ДТП. Решение о замене агрегата (узла) – двигателя, коробки передач, раздаточной коробки (коробки отбора мощности), ведущих мостов, межосевых дифференциалов, колесных редукторов, рулевого механизма, гидроусилителя руля, топливного насоса высокого давления и тому подобного, а для специализированного транспорта – агрегатов и механизмов, размещенных на шасси базового автомобиля – в случае выявления повреждений, относящихся к рассматриваемому дорожно-транспортному происшествию, но не позволяющих сделать однозначный вывод о необходимости замены агрегата или механизма в сборе, принимается после их диагностики или дефектовки с разборкой при наличии на то технически обоснованных показателей (признаков), свидетельствующих о возможном наличии скрытых повреждений (наличие механических повреждений только в виде царапин, задира на поверхности и сколов на корпусе к таким признакам не относятся). С учетом изложенного, в экспертном заключении № от 27.09.2017 выявлены несоответствия требованиям пункта 1.6, главы 2, пункта 3.6.4, приложения 1 пункта 4 Единой методики. Выявленные нарушения в указанных пунктах Единой методики привели к расхождению в результатах расчетов размера расходов на восстановительный ремонт, выполненных различными специалистами, и превышению статистической достоверности окончательного результат более чем на 10%. Превышение 10% предела статистической погрешности установлено по отношению к калькуляции № от 29.08.2017 г., выполненной АО «Технэкспро», и составляет округленно 176 000 рублей (42,21%).
Согласно Положению о межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, утвержденному Приказом Минтранса РФ N 16, Минюста РФ N 13, МВД РФ N 21 от 18.01.2011 "Об утверждении Положения о Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств", Межведомственная аттестационная комиссия для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее - МАК), создается для профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств.
МАК в целях решения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:
- принятие решения о профессиональной аттестации экспертов-техников;
- рассмотрение обращений по вопросам профессиональной аттестации экспертов-техников.
МАК формируется в составе представителей Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации. В состав МАК могут входить представители научных учреждений, эксперты и иные специалисты, которые участвуют в ее работе на общественных началах.
Р’ данном случае РІ состав РњРђРљ был привлечен эксперт РІ области независимой технической экспертизы транспортных средств <Р¤РРћ>6, СЃ помощью специальных познаний которого была осуществлена оценка представленных заключений эксперта-техника Гурулева Рђ.Рђ.
Вместе с тем, как следует из представленного в материалы дела протокола заседания Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу от 30.07.2018, в нем не указаны конкретные основания для принятия оспариваемого решения именно в отношении административного истца Гурулева А.А.
В протоколе, которые оформлено оспариваемое решение, указано лишь, что по результатам рассмотрения представленных экспертных заключений выявлены нарушения требований нормативных актов, регулирующих деятельность в области независимой технической экспертизы транспортных средств, которые привели к превышению предела статистической достоверности результатов экспертизы, установленного п.3.5 Единой методики.
Полный анализ по представленным жалобам АО «Росгосстарх» на заключения, составленные экспертом Гурулевым А.А. был представлен в суд по судебному запросу.
Между тоем, РѕРґРЅРѕ РёР· заключений, составленных РРџ Гурулевым Рђ.Рђ. в„– РѕС‚ 29.06.2017 (которое, РІ том числе явилось основанием для принятия оспариваемого решения РњРђРљ) РІ отношении автомобиля «Хэндэ Солярис» государственный регистрационный номер в„– было принято РљРёСЂРѕРІСЃРєРёРј районным СЃСѓРґРѕРј Рі.Екатеринбурга РІ качестве достоверного доказательства причиненного данному автомобилю ущерба. РџСЂРё этом СЃСѓРґРѕРј было также проверено данное заключение РЅР° соответствие требованиям Единой методики.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что у Межведомственной аттестационной комиссии не было оснований для принятия решения об аннулировании профессиональной аттестации эксперта-техника Гурулева А.А. В связи с чем суд удовлетворяет требования административного истца и признает незаконным решение об аннулировании профессиональной аттестации эксперта-техника Гурулева А.А. от 30.07.2018 №.
В соответствии с положениями ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд возлагает обязанность на Межведомственную аттестационную комиссию устранить допущенное нарушение прав административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Рсковые требования Гурулева Андрея Анатольевича Рє Межведомственной аттестационной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, Министерству транспорта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, ФБУ «Росавтотранс» Рѕ признании незаконным решения РѕР± аннулировании профессиональной аттестации эксперта-техника Гурулева Рђ.Рђ. РѕС‚ 30.07.2018 в„– удовлетворить.
Признать незаконным решение Межведомственной аттестационной комиссии об аннулировании профессиональной аттестации эксперта-техника Гурулева А.А. от 30.07.2018 № 7
Возложить обязанность на Межведомственную аттестационную комиссию устранить допущенное нарушение прав административного истца.
Р’ соответствии СЃ С‡.9 СЃС‚.227 Кодекса административного судопроизводства Р Р¤ обязать Рё.Рѕ.старшего судебного пристава Верх-Рсетского Р РћРЎРџ Рі. Екатеринбурга Обыденнову РђРЅРЅСѓ Юрьевну сообщить РѕР± исполнении решения СЃСѓРґР° РІ течение РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца СЃРѕ РґРЅСЏ вступления законную силу данного решения СЃСѓРґР°.
Решение СЃСѓРґР° может быть обжаловано РІ Свердловский областной СЃСѓРґ РІ течение РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца СЃРѕ РґРЅСЏ его принятия РІ окончательной форме, СЃ подачей апелляционной жалобы через Верх-Рсетский районный СЃСѓРґ РіРѕСЂ. Екатеринбурга.
РЎСѓРґСЊСЏ Р.Р’.Майорова