Мотивированное решение суда изготовлено 16.08.2021 г.
Дело 2а-1681/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г.Бор 03 августа 2021 года
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Калыновой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Баевой С.К.,
с участием представителя административных ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области – Р.А.А. (доверенность),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колесова А.В. к Министерству Финансов Российской Федерации, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Борский городской суд Нижегородской области с административным исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, в котором просил признать действия (бездействия) ФКУ ИК- 11 ГУФСИН РФ по Нижегородской области, связанные с ненадлежащими условиями содержания во время отбывания наказания, в период с 31.03.2015 г. по 12.01.2021 г., то есть за 5 лет 9 месяцев 12 дней, незаконными, взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России в свою пользу компенсацию в сумме 1 200 000 тысяч рублей, а также возместить оплату государственной пошлины 300 рублей и понесённые расходы и издержки 200 рублей.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Приговором Талдомского районного суда Московской области административный истец был осужден за совершение уголовного преступления и с 31.03.2015 г. по 12.01.2021 г. отбывал наказание в ФКУ ИК- 11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях содержания.
04.04.2015 г. из карантина Колесов А.В. был распределён в отряд №4, который состоял из 4 спальных секций, комнаты воспитательной работы, туалета, умывальника, кухни и раздевалки.
Административный истец был размещен в секцию №1, размером 77, 28 кв.м, где проживало 40 человек. Отряд состоял из 126 человек, т.е. в нарушении приказа Министерства Юстиции от 30.12.2005 г. №259. Всё пространство секции было заставлено 2-х ярусными кроватями. Тумбочки установлены друг на друге, одна на 2-х человек. Проход к спальному месту был около 50 см, и можно было подойти только боком. Все кровати в секции громко скрипели и качались, что мешало сну и отдыху. Во время сна осужденные кашляли и чихали друг на друга.
Проветривание секции происходило через окна, вентиляция отсутствовала, при этом образовывались сквозняки. Административный истец неоднократно обращался в медицинскую часть учреждения с простудными заболеваниями. Медицинская помощь в колонии была ограничена, в день с отряда принималось 5-6 человек. Очереди на приём, на уколы и за таблетками постоянно путались, происходили конфликты.
В туалете отряда было установлено 10 унитазов, два из которых не работали, так как была не подключена вода и отсутствовали дверки приватности. В умывальнике установлены 8 раковин, что не соответствует норме приказа ФСИН РФ от 27.07.2006 г. №512. Посещение туалета и умывальника в утренние и вечерние часы было практически невозможно из-за очереди, что создавало нервозную обстановку и крайние неудобства, чем унижалось человеческое достоинство.
Согласно графика было возможно посещение магазина. Однако, не все успевали купить продукты, выстраивались огромные очереди, продуктов на всех не хватало.
В столовой колонии пища была однообразная и скудная, на которой нельзя было поддержать иммунитет и здоровье в широком смысле. Времени на приём пищи, 5-7 минут, не хватало. Комната отдыха в отряде использовалась не по назначению, в ней также были установлены кровати и проживали осужденные.
Промышленного участка в колонии не было, а в Центре трудовой адаптации осужденные обучались в две смены. Тренажерный зал и другие секции в учреждении только для избранных на платной основе, остальным осужденным они не доступны.
Таким образом, административный истец считает, что переполненность отряда №4 и всего учреждения ФКУ ИК- 11 привела к отсутствию элементарных удобств, не соблюдению гигиенических норм, правил пожарной безопасности, что способствовало созданию бесчеловечных и унижающих достоинство условий содержания. Перелимит негативно отражался на всех видах обслуживания деятельности учреждения, а так же напрямую влиял на уровень жизни.
С учётом реальных условий содержания административному истцу не гарантировалось сохранение здоровья и благополучия. Подобные условия имели место продолжительное время и должны рассматриваться как длящиеся обстоятельства, так как вызывали глубокие страдания и носили преднамеренный характер.
Приводя в обоснование вышеизложенное, ссылаясь на практику Европейского Суда по правам человека, административный истец просил удовлетворить заявленные им требования.
В настоящее судебное заседание административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административных ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области Р.А.А., действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, иск Колесова А.В. не признала.
В материалы дела представителем административных ответчиков представлены письменные возражения по заявленным административным истцом требованиям, согласно которым административный истец прибыл в указанное исправительное учреждение и содержался в нем непрерывно в период с 30.03.2015 г. по 12.01.2021 г., то есть 5 лет 9 месяцев 13 дн.
Весь период содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, административный истец отбывал наказание в отряде №4.
В спорный период в адрес ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области направлялся ряд представлений прокуратуры, согласно которым за весь период отбывания наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области административный истец содержался в условиях, допускающих перелимит, только в период проведения проверок, результаты которых отражены в представлении от 15.01.2018 г. (1,85 кв.м на одного осужденного), от 16.04.2019 г. (1,99 кв.м на одного осужденного), таким образом, нарушение нормы площади на одного человека допускалось в размере не более 0,15 кв.м, что в совокупности дает основание сделать вывод о незначительности допущенного нарушения. Кроме того, осужденные выводятся на работу в три смены, поэтому их численность одновременного нахождения в помещении сокращается. Фактически отряды полностью разгружены и осужденные располагают достаточным личным пространством.
В письменных возражениях указано, что что в течение 2017 года была проведена перепланировка помещений и введено в эксплуатацию общежитие отряда № 1, общей жилой площадью 196,2 м2 на 98 осужденных, также введено в эксплуатацию общежитие отряда № ЗИ для инвалидов, общей жилой площадью 102,3 кв.м на 51 человек.
С целью соблюдения ст. 80 УИК РФ в 2017 году из учреждения было направлено для отбывания наказания в другом учреждении 100 осужденных отряда № 11 (категории опасного рецидива), что позволило в последующем перераспределить 87 осужденных между отрядами согласно требованиям о раздельном содержании, предусмотренным ст.80 УИК РФ.
Большое значение придается вопросам получения осужденными специальности и образования, в учреждении имеется учебно-консультационный пункт (УКП), который является структурным подразделением Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 г. Бора Нижегородской области (МОУ СОШ № 8). УКП создано в целях получения общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
Учреждение также организует условия для эффективного использования свободного времени осужденными, проводит различные мероприятия. В учреждении проводятся спортивные состязания. Спортгородок оснащен всем необходимым инвентарем для занятий физкультурой и спортом, имеется два спортзала.
В письменных возражениях на заявленные требования указано, что действия администрации направлены исключительно на создание благоприятных условий для осужденных, в том числе и для административного истца.
Пунктами 34, 35 таблицы 12 приказа Минюста РФ № 130 ДСП от 02.06.2003 г. «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России)» расчет умывальников, унитазов, ножных ванн производится с учетом 1 единица на 15 осужденных. Приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512 предусматривает расчет умывальников с учетом 1 единица на 10 осужденных.
Однако и требования Приказа Минюста Российской Федерации от 02.06.2003 г. № 130-дсп, и требования Приказа ФСИН России от 27.07.2006 N 512 предписывают начальникам территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации руководствоваться настоящими положениями и не носят обязательный характер, а лишь рекомендательный.
Административный истец был обеспечен всем необходимым имуществом с учетом норм положенности. Лицевой счет содержит подписи административного истца, свидетельствующие о личном получении вещевого довольствия.
По прибытию в учреждение административный истец обеспечивается всем необходимым. Повторная выдача вещего довольствия осуществляется исключительно на основании заявления осужденного и только после истечения срока носки конкретной вещи.
ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области ежегодно заключаются договоры и государственные контракты по дератизации и дезинфекции помещений с целью предупреждения возникновения насекомых и грызунов, до 2013 года, договоры со сторонними организациями на проведение вышеуказанных работ не заключались, так как в учреждении имелась штатная должность дезинсектора и работы проводились ежемесячно сотрудником медицинской части.
Санитарная обработка осужденных проводится два раза в неделю в соответствии с графиком помывок. Душевой зал оборудован 16 лейками, где душевую одновременно могут посещать до 30 человек.
Прием пищи осуществляется по распорядку дня, утвержденному начальником учреждения в столовой колонии, расположенной на первом этаже основного корпуса жилой зоны. Питание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области организовано согласно Постановлению Правительства №205 от 11.04.2005 года «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», а также Приказу Минюста России от 17.09.2018 №189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». В рацион питания включены все необходимые продукты: мясо, рыба, крупы, молоко, жиры, овощи свежие, масло сливочное, творог. В случае отсутствия необходимых к выдаче продуктов производится их замена. Проводится жесткий контроль за полнотой доведения норм питания до довольствующих. Закладка продуктов питания в котел осуществляется в присутствии дежурного помощника начальника колонии.
В учреждении во всех отрядах оборудованы специальные места для курения, которые утверждены приказом начальником учреждения. Все места для курения находятся на открытом воздухе. С целью исключения пассивного курения локальные участки разделены на две зоны для курящих и не курящих и обозначены специальными знаками и разделительными линиями. В отрядах курение строго запрещено.
Согласно приказу ФСИН России от 26.11.2013 г. №703 «О переименовании федерального казенного учреждения здравоохранения «Центр медицинской и социальной реабилитации Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» и утверждении Устава федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 52 Федеральной службы исполнения наказания» с 01.01.2014 г. было создано новое юридическое лицо - федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 52 Федеральной службы исполнения наказаний».
Филиал № 6 медицинская часть является обособленным структурным подразделением, которая обслуживает спецконтингент ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области и дислоцируется на базе учреждения.
Стационар филиала «Медицинская часть № 6» ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России рассчитан на 12 койко - мест с набором всех необходимых помещений. У филиала № 6 имеется лицензия № 52-01-002558 от 01 декабря 2017 года на осуществление медицинской деятельности.
Медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи ежедневно с 10.00 до 13.30, с 15.00 до 17.00. Медицинским персоналом оказывается медицинская помощь всем осужденным, записавшимся в журнале предварительной записи на прием (осмотр). Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи. В случае необходимости оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осужденный может обратиться к любому сотруднику учреждения УИС, который обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи.
Представитель Р.А.А. в настоящем судебном заседании доводы, изложенные в письменных возражениях поддержала в полном объеме, просила в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказать в полном объеме, в том числе указала, что Колесовым А.В. не представлено доказательств, подтверждающих расходы в размере 200 рублей.
Административный ответчик Министерство финансов Российской Федерации настоящее судебное заседание не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ранее административным ответчиком суду представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором Министерство финансов Российской Федерации возражает относительно заявленных Колесова А.В. требований, просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России М.Н.Е. действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, в настоящее судебное заседание не явился, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ранее заинтересованным лицом ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России представлены письменные возражения относительно заявленных административным истцом требований.
Так, заинтересованным лицом указано, что медицинская помощь Колесову А.В. в исправительном учреждении оказывалась в полном объеме и своевременно.
Медицинская помощь лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, оказывалась в порядке, установленном совместным приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста № 190 от 17.10.2005 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», а с февраля 2018 года в порядке, установленном приказом Минюста РФ от 28 декабря 2017 г. № 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы".
Согласно положениям приказа № 640/№190 по прибытии все осужденные проходят медицинский осмотр с целью выявления инфекционных и паразитарных заболеваний (п.41), а также углубленный врачебный осмотр, в ходе которого врачи производят сбор анамнестических данных о перенесенных заболеваниях (в т.ч. эпиданамнез), травмах, операциях, которые регистрируются в медицинской карте амбулаторного больного, при необходимости назначаются дополнительные обследования. Рентгенологическое или флюорографическое обследование органов грудной клетки проводится в возможно кратчайшие сроки (не более 2 недель) при отсутствии данных о проведении этого обследования в течение последних 4 месяцев.
Дальнейший медицинский контроль за состоянием здоровья осужденных осуществляется во время профилактических медицинских осмотров, амбулаторных обращений в медицинскую часть, а также диспансерного наблюдения за лицами, имеющими хронические заболевания (п.42).
Аналогичный порядок оказания медицинской помощи осужденному установлении приказом № 285.
Колесов А.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области с 31.03.2015 г. по 12.01.2021 и состоял под медицинским наблюдением в филиале «Медицинская часть № 6» ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России.
Из медицинской документации истца установлено, что истец за время отбытия наказания неоднократно обращался за медицинской помощью, по каждому факту медицинская помощь оказывалась, назначалось лечение:
31.03.2015 г. произведен осмотр врача-психиатра, диагноз – зависимость от опиоидов.
31.03.2015 г. по прибытии осмотрен врачом-терапевтом, со слов страдает хроническим вирусным гепатитом В, С, назначены анализы.
02.04.2015 г. произведен профилактический осмотр, проведены лабораторные исследования.
04.09.2015 г. осмотрен медицинским работником по поводу жалоб на боли в поясничной области. Диагноз – люмболгия, назначено и проведено лечение препаратом Диклофенак.
12.10.2015 г. прием стоматологом, проведено лечение периодонтита.
16.11.2015 г. осмотр перед этапом. Этапом следовать может.
11.01.2016 г. осмотрен медицинским работником по поводу жалоб на боли в левом ухе. Диагноз – острый отит слева, назначено и проведено лечение препаратами – амоксицилин, анальгин.
14.04.2016 г. выдача медицинских препаратов из личной передачи – эссинциале форте.
23.05.2016 г. медицинский осмотр стоматолога.
19.05.2017 г. диагноз – хронический отит, назначено и проведено лечение препаратами – амотцилл, аспирин, из лдичной передачи выдан эссливер.
09.11.2017 г. осмотрен медицинским работником по поводу жалоб на насморк, озноб, кашель, головную боль. Диагноз – острый ринофарингит, назначено и проведено лечение препаратами – долсициклин, парацетамол, амброксол.
06.06.2018 г. проведен профилактический осмотр, проведены лабораторные исследования.
02.06.2018 г., 13.07.2018 г., 28.07.2018 г., 03.09.2018 г., 17.09.2018 г., 28.09.2018 г., 03.10.2018 г., 19.10.2018 г., 17.12.2018 г. прием стоматолога, проведено лечение.
12.01.2021 г. осмотр перед освобождением. Практически здоров.
Таким образом, заинтересованное лицо ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России полагает, что действия медицинских сотрудников являлись законными и обоснованными и полностью соответствовали Приказу № 640 № 190 и приказу № 285, что подтверждается копией амбулаторной карты Колесова А.В.
Заинтересованное лицо начальник ФКУ ИКУ-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
В соответствии с положениями ст.ст.150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, исследовав представленные на обозрение суда Журналы учета контроля за качеством приготовления пищи в ФКУ ИК-11 за 2015, 2017 г.г., Журналы операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов с приложением (раскладки продуктов) за 2015-2017 г.г., копию амбулаторной медицинской карты Колесова А.В., оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 года) никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Статьями 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации также предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права. Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47).
В силу положений ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях № 663 С (XXIV) от 31.07.1957 и № 2076 (LXII) от 13.05.1977, предусматривают, в частности, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляции.
Согласно п. п. 11, 12, 14, 15 указанных Правил в помещениях, где живут и работают заключенные, окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции; искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности. Все части заведения, которыми заключенные пользуются регулярно, должны всегда содержаться в должном порядке и самой строгой чистоте. От заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья.
Общие положения и принципы исполнения наказаний, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания устанавливаются уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов.
Согласно ст.ст. 74, 82, 99 УИК РФ, исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.
Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Сверх установленного размера средств, разрешенных к расходованию на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, осужденные могут за счет собственных средств дополнительно приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную, оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги, определяемые Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В соответствии со ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.
В соответствии с приказом Минюста России от 30.12.2005 №259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ).
При оспаривании порядка реализации мер принуждения, ограничивающих свободу и личную неприкосновенность, могут приниматься во внимание, в частности, документы Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и Совета Европы, действующие в сфере организации содержания лишенных свободы лиц (в частности, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), утвержденные резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 2015 года №70/175, Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права, принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 2005 года №60/147, Руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Стамбульский протокол), Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1982 года №37/194, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года №34/169, Рекомендация Rec(2006)2 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о правилах содержания заключенных в Европе от 11 января 2006 года, Рекомендация Rec(2006)13 Комитета министров Совета Европы государствам-членам об использовании оставления под стражей, об условиях, в которых оно имеет место, и о предоставлении гарантий защиты от жестокого обращения от 27 сентября 2006 года, Общие доклады Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания).
Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.03.2003 №30дсп установлена норма количества унитазов в исправительном учреждении с учетом 1 единицы на 10 человек.
Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 утверждены Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (п. 1); предписано начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (п. 2). Согласно Нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на десять человек, зеркало настенное - 2 штуки; постирочная: машина стиральная бытовая - 2-3 штуки. Помещение бани оборудуется жестким диваном или вешалкой со скамьей, тумбочкой, табуретом, столом прямоугольным (помещение раздевалки), стационарными скамьями (помещение мыльной и парной). Помещение прачечной оборудуется ларем для грязного белья, столом, тумбочкой, табуретом (помещение приема грязного белья), тумбочкой, табуретом (помещение сушки белья).
Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295, не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, транзитно-пересыльных пунктах, одиночных камерах производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах (п. 21).
В соответствии с п. 5.1 Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной приказом Минюста РФ от 08.11.2001 №18/29-395, помывка в бане осужденных производится не реже одного раза в семь дней.
Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295, осужденные обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием. Прием пищи осужденными производится поотрядно в часы, установленные распорядком дня исправительных учреждений. В рабочее время прием пищи осужденными производится побригадно в столовой либо на объектах работы в специально оборудованных и отвечающих санитарным требованиям помещениях для приема пищи (п. 29). Согласно представленным документам порядок пользования помещениями для приема пищи в распорядке дня в ИК-11 установлен.
Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №205 утверждены Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, согласно которым осужденным установлена следующая норма питания на 1 человека в сутки (для мужчин): Хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной I сорта - 300 гр., Хлеб пшеничный из муки II сорта - 250 гр., Мука пшеничная II сорта - 5 гр., Крупа разная - 100 гр., Макаронные изделия - 30 гр., Мясо - 90 гр., Мясо птицы - 30 гр., Рыба - 100 гр., Маргариновая продукция - 35 гр., Масло растительное - 20 гр., Молоко коровье (миллилитров) - 100, Яйца куриные (штук в неделю) - 2, Сахар - 30 гр., Соль поваренная пищевая - 20 гр., Чай натуральный - 1, Лавровый лист - 0,1 гр., Горчичный порошок - 0,2 гр., Томатная паста - 3 гр., Картофель - 550 гр., Овощи - 250 гр., Кисели сухие витаминизированные или фрукты сушеные - 25,10 гр. Данным постановлением утверждены также Нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Судом в судебном заседании на основании представленных в дело доказательств, а также с четом пояснений участников процесса, достоверно установлено следующее.
Колесов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибыл в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области 31.03.2015 г., где содержался по 12.01.2021 г., то есть 5 лет 9 месяцев 13 дн.
В ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области административный истец был распределён для проживания в отряд №4, где отбывал весь срок назначенного наказания.
В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).
Учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные КАС РФ меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля).
Представителем административных ответчиков представлены документы, указывающие на то, что минимальные нормы питания осужденных в исправительном учреждении соблюдались (Журналы учета контроля за качеством приготовления пищи в ФКУ ИК-11 за 2015, 2017 г.г., Журналы операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов с приложением (раскладки продуктов) за 2015-2017 гг.).
Из исследованных в судебном заседании Журналов, выборочные копии которых представлены в материалы дела, следует, что со стороны администрации учреждения проводится контроль за полнотой доведения норм питания до осужденных. Закладка продуктов питания в котел осуществляется в присутствии дежурного помощника начальника колонии. Продукты в столовую со склада подразделения поставляются на основании меню-требования на текущий день, в зависимости от количества довольствующихся. Качество приготовления пищи контролируется медицинскими работниками за полчаса до приема пищи, о чем делается запись в журнале контроля за качеством приготовления пищи. При оценке качества пищи, медицинский работник проверяет санитарное состояние столовой, качество уборки производственных цехов и обеденного зала, качество вымытой чистой посуды. Закладку продуктов в котел контролирует дежурный помощник начальника колонии, о чем делается запись в специальном журнале. При приеме пищи осужденными выделяется сотрудник администрации, который контролирует соблюдение режимных требований, а также доведение установленных норм до осужденных.
В представленных по запросу суда Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях копий представлений следует, что в ходе проверки жалоб на качество приготовления пищи не поступало.
Поставка и водоотведение холодной воды в ФКУ ИК-11 осуществлялась МУП «Борский водоканал», поставка горячей воды осуществлялась котельной учреждения. Во всех отрядах имелись умывальники со смесителями системы подачи горячей и холодной воды. Санитарная обработка осужденных проводилась в соответствии с графиком. Оборудование банно-прачечного комплекса включает стиральные машины, центрифуги, имеется помещение для сушки белья.
В учреждении систематически (ежемесячно) проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации жилых помещений отрядов, а также других помещениях, где находятся осужденные, что подтверждается представленными в материалы дела копиями государственных контрактов, а также копиями актов выполненных работ по государственным контрактам по дератизации и дезинсекции помещений.
Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительного учреждения, осужденные обязаны содержать в надлежащем виде свое спальное место, тумбочку, а также следить за чистотой в отряде. В отряде установлено график дежурств, согласно которому и производится уборка, контроль за исполнением графика не предусмотрен, между тем за несоблюдение ПВР ИУ установлена дисциплинарная ответственность для осужденных.
Судом установлено, что в исправительном учреждении оборудованы прогулочные дворы (локализованные участки). Прогулочный двор отряда №4 имеет площадь 140 кв.м и объединен с прогулочным двором отряда №3.
Также установлено, что в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области оборудован тренажерный зал, как в помещении, так и на улице, что позволяет заниматься спортом в зимнее время в зале, а в летнее на улице (по желанию).
Согласно пояснениям представителя Р.А.А. посещение тренажерного зала является свободным и доступно всем осужденным исправительного учреждения по установленному графику.
При проверке доводов административного истца в части имевших место нарушений условий содержания суд исходит из того, что в период отбывания наказания он содержался в отряде №4, в котором количество осужденных менялось.
Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на постоянной основе проводились проверки материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания.
С 02.04.2015 г. по 12.01.2021 г. административный истец содержался в отряде №4.
Установлено, что при проведении Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области выявлены нарушения ч.3 ст.99 УИК РФ, приказа ФСИН №512, осужденные исправительного учреждения, в том числе отряда №4, не обеспечены по установленной норме рукомойниками, численность отряда №4 превышает 100 человек (ч.3 ст.110 УИК РФ), что нашло отражение в представлении от 22.06.2015 г. №4-2-2015.
При проведении проверок в 2016 г., 2017 г., 2018 г., 2019 г. также установлено необеспечение по установленной норме осужденных отряда №4 рукомойниками (представления Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 17.06.2016 г. №4-2-2016, от 27.02.2017 г. №4-2-2017, от 11.01.2019 г. №5-2-2018/3).
Численность отряда №4 превышала 100 человек – представления от 15.05.2017 г. №4-2-2017, от 15.01.2018 г. №4-2-2018, от 11.01.2019 г. №5-2-2018/3.
При проведении проверки, результаты которой отражены в представлении от 145.05.2017 г., установлено отсутствие в отряде №4 комнаты отдыха, кухни, кладовой, комнаты быта, постирочной.
Норма жилой площади на одного осужденного в отряде №4 не всегда соблюдалась.
Так, в представлении от 15.01.2018 г. №4-2-2018 указано, что в отряде №4 на 141 осуждённого приходится 260,3 кв.м, т.е. 1,85 кв.м на одного осужденного; в представлении от 10.04.2019 г. №5-2-20196/50 указано, что в отряде №4 на 116 осужденных приходится 230,3 кв.м, т.е. 1,99 кв.м на одного осужденного.
При проведении проверки в помещении от ряда №4 (секция №2 и №3), которые на балансе учреждения не числятся (представление от 29.10.2019 г. №5-2-20196/118).
В отряде №4 имелись дефекты напольного и настенного покрытия, что не позволяло проводить качественную влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств, вывешены устаревшие приказы начальника ИК-11 об утверждении образца заправки спальных мест (представление от 29.12.2020 г. №5-2-2020/104).
Судом также установлено, что выданные в адрес ФКУ КИ-11 ГУФСИН России по Нижегородской области представления и справки по результатам проверок были изучены администрацией исправительного учреждения, в установленные сроки направлены соответствующие ответы о принятии мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
По смыслу ст.227, 227.1 КАС РФ суду подлежит проверить доводы административного истца и установить фактические условия содержания в исправительном учреждении, исходя из чего решить вопрос о наличии, либо отсутствии указанных административным истцом нарушений. При этом административный истец должен представить суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены.
Необходимо отметить, что содержание в местах лишения свободы не имеет своей целью нарушить гражданские права административного истца, признанные Конституцией РФ и нормами международного права, а имеют цель исправления лица, совершившего преступление, путем соблюдения предусмотренной нормами уголовного права и процесса процедур.
Статья 55 (часть 3) Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основа конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого в силу ст.43 УК РФ состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающиеся в лишении или ограничении его прав и свобод, и возложении на него определенных обязанностей.
Устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Исполнение этого наказания изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.
В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве предусматриваются как меры уголовного наказания с различным комплексом ограничений, соответствующих тяжести наказания, так и порядок его отбывания. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый для осужденных, различен и дифференцируется в зависимости, прежде всего, от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также его поведения в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (Определение Конституционного Суда РФ от и19.06.2007 г. №480-О-О).
В п.п. 2, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Таким образом, анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что нарушение условий содержания Колесова А.В. при отбывании им наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области имело место: превышение численности отряда (более 100 человек), нарушение нормы жилой площади на одного осужденного (1,85 кв.м и 1,99 кв.м на человека), необеспечение на протяжении длительного времени по норме рукомойниками, свидетельствует о доказанности факта нарушений прав истца.
Между тем, с учетом характера допущенных нарушений, данных о личности административного истца, длительность отбывания наказания административного истца в ненадлежащих условиях содержания, действия административных ответчиков, направленные на своевременное устранение выявленных нарушений, а также создание дополнительных условий улучшающих положение лишенных свобод лиц (создание условий для образования, спорта, обширный библиотечный фонд, наличие кружков по интересам, возможность получения осужденными специальности и образования, наличие возможности заниматься самодеятельностью, т.д.), принимая во внимание, что в период отбывания наказания административный истец не обращался с жалобами на условия содержания, на состояние здоровья, требований разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний как с главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, в пользу истца компенсацию в размере 200 000 руб.
Разрешая требование административного истца о взыскании понесенных расходов и издержек в размере 200 рублей, суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьи 107 и части 3 статьи 109 названного Кодекса.
Положениями ст.106 КАС РФ установлено, что к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами; другие признанные судом необходимыми расходы.
В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Административное исковое заявление, равно как и приложенные к иску документы, не содержат доказательств факта несения расходов и издержек административным истцом, а также связи между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде.
В настоящее судебное заседание таких доказательств также не представлено, в судебное заседание надлежащим образом извещенный административный истец не явился, факт несения расходов не доказал, пояснений относительно природы заявленных ко взыскания издержек и расходов не дал.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требование административного истца о взыскании в его пользу расходов и издержек в размере 200 рублей является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 227.1, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Колесова А.В. удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания Колесова А.В. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Колесова А.В. компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Колесова А.В. государственную пошлину в размере 300 рублей.
В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский городской суд Нижегородской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Е.М.Калынова