РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2020 года г. Усть-Илимск, Иркутская область
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Балаганской И.В.,
при секретаре судебного заседания Безкровной А.С.,
с участием административного истца Кельм А.В.,
заинтересованного лица Кельм Д.С.,
в отсутствии представителя административных ответчиков Администрации города Усть-Илимска, Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1683/2020 по административному исковому заявлению Кельм Алены Владимировны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних К.В.Д., К.Р.Д. к Администрации города Усть-Илимска, Департаменту жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска о признании приказа незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование требований административным истцом указано, что 31.05.2012 ответчиком было принято решение о постановке истца и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. В 2015 семья Кельм приобрела в собственность трехкомнатную квартиру по <адрес> общей площадью 64,9 кв.м. в ипотеку. В 2018 в семье Кельм рождается второй ребенок, средства материнского капитала были вложены в погашение ипотечного кредита. В 2019 супруги Кельм разводятся, дети остаются проживать с ней, с бывшим супругом вместе не живут, общее хозяйство не ведут. Таким образом, у нее и ее несовершеннолетних детей в собственности по <данные изъяты> доли, т.е. 48,675 кв.м., что ниже положенных 54 кв.м. на 3 человек. 24.04.2020 рассмотрев ее заявление ответчик отказал ей и членам ее семьи в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Просит признать отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении необоснованным и обязать ответчика рассмотреть заявление о постановке ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Согласно письменным возражениям от 10.08.2020 представитель административного ответчика Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска Николаева И.В., действующая на основании доверенности № 01-д от 09.01.2020 с полным объемом процессуальных прав сроком по 31.12.2020, в удовлетворении административного иска просила отказать, указав, что заявитель и ее дети с 2015 зарегистрированы в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес> (общей площадью 64,9 кв.м.). На основании договора купли-продажи от 29.04.2015 собственниками указанного жилого помещения являются: Кельм А.В. и Кельм Д.С. (по <данные изъяты> доли), в качестве членов семьи собственников в помещение вселены: несовершеннолетний дети К.В.Д., К.Р.Д., зарегистрировано в квартире 4 человека. Нотариальным соглашением определено место жительства несовершеннолетних детей с матерью по <адрес> отдельно от отца. Согласно сведений из ЕГРП муж заявителя является собственником <данные изъяты> доли в квартире по адресу: <данные изъяты> (общая площадь 64,4 кв.м.), т.е. 16,1 кв.м. Тем самым уровень обеспеченности общей площадью на одного чалена семьи составляет 20,25 кв.м. (64,9+16,1/4), исходя из состава семьи заявителя и общей площади жилых помещений принадлежащих на праве собственности заявителю и членам семьи заявителя, что составляет более учетной нормы.
В судебном заседании административный истец Кельм А.В. подержала исковые требования в полном объеме, пояснив, что собственность в квартире по <адрес> оформлена по <данные изъяты> доли на каждого: на нее и Кельм Д.С., без учета несовершеннолетних детей. Поскольку с Кельм Д.С. она расторгла брак, членом ее семьи он не является, совместно с ним не проживает, общего хозяйства с ним не ведет. Таким образом, на нее с двумя несовершеннолетними детьми приходится 32,45 кв.м. (64,9/2), что ниже установленной нормы 54 кв.м. (18х3), в связи с чем у ответчика не имелось законных оснований для снятия ее и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В судебном заседании заинтересованное лицо Кельм Д.С. поддержал требования административного истца, пояснив, что не является членом семьи истца, проживает отдельно, брак расторгнут, совместного хозяйства с истцом не ведут.
В судебное заседание не явились представители административных ответчиков, извещены надлежащим образом, своевременно.
Учитывая требования ст. 150 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, оценив их в соответствии с требованиями ст. 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит требования административного истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Для признания судом решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая дату издания оспариваемого Приказа № 114-ОД – 24.04.2020, а также дату обращения административного истца с настоящим административным иском – 24.07.2020, суд приходит к выводу, что административный истец обратился в суд в пределах установленного трехмесячного срока.
Как установлено в судебном заседании 18.02.2020 Кельм А.В. обратилась в Департамент жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска с заявлением о признании ее и членов ее семьи: К.В.Д., 2010 г.р., К.Р.Д., 2018 г.р., нуждающимися в жилом помещении, для участия в подпрограмме «Молодым семьям - доступное жилье» муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жилье».
По результатам рассмотрения заявления было установлено, что заявитель и ее дети с 2015 по настоящее время зарегистрированы в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес> (общая площадь 64,9 кв.м.). Собственниками указанной квартиры являются Кельм А.В. (заявитель) и Кельм Д.С. (бывший супруг заявителя) по <данные изъяты> доли каждый, в качестве членов семьи в квартиру вселены дети заявителя К.В.Д., К.Р.Д. В квартире зарегистрировано 4 человека. Соглашением о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от детей и об уплате алиментов на содержание детей от 23.07.2019 определено место жительства несовершеннолетних детей с матерью по адресу: <адрес> отдельно от отца. Согласно сведений из ЕГРП бывший муж заявителя является собственником <данные изъяты> доли в квартире по адресу: <данные изъяты> (общая площадь 64,4 кв.м.). Уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи составляет 20,25 кв.м., исходя из состава семьи заявителей и общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности заявителю и членам семьи заявителя, что составляет более учетной нормы.
Данное обстоятельство послужило основанием для принятия общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации города Усть-Илимска решения рекомендовать отказать Кельм А.В. и члену ее семьи в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании п. 2 ч. 1. ст. 54 ЖК РФ.
Учитывая решение общественной комиссии, Департамент жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска приказом № 114-ОД от 24.04.2020 отказал Кельм А.В. и членам ее семьи: К.В.Д., К.Р.Д. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении – для участия в подпрограмме «Молодым семьям – доступное жилье» муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жилье».
Кельм А.В. не согласилась с указанным приказом Департамента жилищной политики и городского хозяйства, в связи с чем обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что Кельм Д.С. не является членом ее семьи и доля в праве собственности которого необоснованно включена при расчете обеспеченности семьи Кельм А.В. жилой площадью.
Постановлением Администрации города Усть-Илимска от 20.11.2015г. № 894 была утверждена муниципальная программа муниципального образования город Усть-Илимск "Доступное жилье", одной из основных задач которой является решение жилищной проблемы молодых семей в рамках реализации подпрограммы "Молодым семьям - доступное жилье" в срок 2016-2024годы.
Участником подпрограммы "Молодым семьям - доступное жилье" может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, каждый член которой зарегистрирован на территории муниципального образования город Усть-Илимск, соответствующая следующим условиям:
возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в планируемом году не превышает 35 лет;
молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении;
наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Для цели подпрограммы под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования город Усть-Илимск нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
В силу части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением главы Администрации города Усть-Илимска от 15.06.2005г. № 719 учётная норма и норма предоставления площади жилого помещения по договорам найма и договорам социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в городе Усть-Илимске установлена в размере 18,0 м2 на одного человека.
Обсуждая законность оспариваемого приказа № 114-ОД от 24.04.2020, суд приходит к выводу, что он принят полномочным органом, однако, без достаточных правовых оснований и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Доводы Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска о том, что Кельм А.В. и члены ее семьи обеспечены жилой площадью, суд состоятельными признать не может, поскольку такие доводы административного ответчика основаны на неверном толковании положений статьи 31 ЖК РФ, по смыслу которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в постановлении от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
Между тем, как следует из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам № 754 от 22.04.2020, вопрос о том является ли Кельм Д.С. членом семьи Кельм А.В., не рассматривался.
Суд находит доводы административного истца о том, что Кельм Д.С. не является членом ее семьи обоснованными, поскольку они нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.
Из пояснений административного истца и письменных доказательств установлено, что истец с 2010 состояла в браке с Кельм Д.С., что подтверждается свидетельством о заключении брака серии I-СТ № 783849.
Кельм Д.С. и Кельм А.В. имеют двоих несовершеннолетних детей: К.В.Д., ** ** **** года рождения, К.Р.Д., ** ** **** года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении серии II-СТ № от ** ** ****, серии III-СТ № от ** ** ****.
С 31.05.2012 Кельм А.В и члены ее семьи состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
29.04.2015 Кельм А.В. и Кельм Д.С. на основании договора купли-продажи от 29.04.2015 приобрели в собственность жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 07.05.2015, согласно которому собственниками являются Кельм А.В., Кельм Д.С. по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности каждому.
Согласно справке ООО «УИ ЖКХ-2008» от 17.02.2020 в квартире по <адрес> значатся зарегистрированными: Кельм А.В., Кельм Д.С., К.В.Д., К.Р.Д.
Из свидетельства о расторжении брака серии II-СТ № следует, что брак между Кельм Д.С. и Кельм А.В. прекращен 28.09.2019 на основании решения мирового судьи судебного участка № 99 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области от 26.08.2019.
Согласно соглашению, заключенному 23.07.2019 между Кельм А.В. и Кельм Д.С., удостоверенному нотариусом И.Е.В. и зарегистрированному в реестре: №-н/38-2019-1-1732, стороны определили место жительства общих несовершеннолетних детей и порядок осуществления родительских прав Отцом несовершеннолетних К.В.Д., ** ** **** г.р., К.Р.Д., ** ** **** г.р., поскольку они будут проживать отдельно от отца. В качестве места жительства несовершеннолетних детей определено место жительства Матери, проживающей по адресу: <адрес>. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.
Из пояснений заинтересованного лица Кельм Д.С. следует, что он с момента расторжения брака постоянно проживает в квартире по адресу: <адрес>, где является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности, общей площадью 64,4 кв.м. В квартире по <адрес> не проживает, общее хозяйство с Кельм А.В. не ведет, членом ее семьи не является.
Данные обстоятельства подтверждаются договором на передачу квартир в собственность № от 20.04.1993г., домовой книгой, согласно которым в собственности Кельм Д.С. находится <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности в квартире по <данные изъяты>
Таким образом, учитывая, что брачные отношения между Кельм А.В. и Кельм Д.С. прекращены в 2019, молодая семья Кельм А.В. и ее несовершеннолетние дети: К.В.Д., К.Р.Д. представляет собой самостоятельный субъект семейных отношений, с учетом положений статьи 31 ЖК РФ суд приходит к выводам, что Кельм Д.С. членом семьи Кельм А.В. и ее несовершеннолетних детей в смысле, определенном положениями ст. 31 ЖК РФ, не является, а наличие у бывшего супруга Кельм Д.С. в собственности иных жилых помещений, не может повлиять на нуждаемость молодой семьи Кельм А.В. в улучшении жилищных условий.
Проверяя вопрос обеспеченности Кельм А.В. и членов ее семьи К.В.Д., К.Р.Д. общей площадью жилого помещения на одного члена семьи с учетом установленных обстоятельств, суд пришел к следующему.
В собственности Кельм А.В. имеется 1/2 доля в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу <адрес>, площадью 64,9 кв.м. Иных жилых помещений в собственности Кельм А.В. и несовершеннолетних К.В.Д., К.Р.Д. не имеется. Таким образом, на семью Кельм А.В. приходится 32,45 кв.м. жилой площади, то есть по 10,81 кв.м. на одного человека, что ниже установленной органом местного самоуправления учетной нормы жилой площади, равной 18 кв.м. на 1 человека.
Поскольку приказом Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска № 114-ОД от 24.04.2020 нарушается предусмотренное законом право административного истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то оно подлежит отмене, а права административного истца подлежат восстановлению путем обязания Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска повторно, в установленном порядке рассмотреть заявление Кельм А.В. о постановки ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в программе «Молодая семья – доступное жилье» по муниципальной программе муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жилье», утвержденной постановлением Администрации города Усть-Илимска от 20.11.2015 № 894.
В соответствии с Уставом муниципального образования город Усть-Илимск, решением Городской Думы города Усть-Илимска от 21.12.2012 года № 49/327 «О структуре Администрации города Усть-Илимска» в структуру администрации города Усть-Илимска входит Департамент жилищной политики и городского хозяйства как постоянно действующий исполнительный орган Администрации города Усть-Илимска, наделенный правами юридического лица. В соответствии с Положением о Департаменте жилищной политики и городского хозяйства администрации города Усть-Илимска одной из основных задач Департамента является ведение учета и организация работы по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Департамент жилищной политики и городского хозяйства является самостоятельным юридическим лицом, к ведению которого относится обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями, в удовлетворении административных требований Кельм А.В. к Администрации города Усть-Илимска следует отказть.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Кельм Алены Владимировны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних К.В.Д., К.Р.Д. к Департаменту жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска о признании приказа незаконным, обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать приказ Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска № 114-ОД от 24.04.2020 незаконным.
Обязать Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска повторно, в установленном порядке рассмотреть заявление Кельм Алены Владимировны о постановки ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в программе «Молодая семья – доступное жилье» по муниципальной программе муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жилье», утвержденной постановлением Администрации города Усть-Илимска от 20.11.2015 № 894.
В удовлетворении административных исковых требованиях Кельм Алены Владимировны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних К.В.Д., К.Р.Д. к Администрации города Усть-Илимска, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья И.В. Балаганская
Мотивированное решение изготовлено 17.08.2020