дело №2-146/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2020 года пгт.Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Чулкова Р.В.,
при секретаре Задорожной О.А.,
с участием представителя истца Сидорченко С.А.,
помощника прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми Роик М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального района «Троицко-Печорский» к Кузнецовой Н.П. о признании неприобретшей право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
установил:
администрация сельского поселения «Мылва» (далее АСП «Мылва») изначально обратилась в суд с иском к Кузнецовой Н.П. о признании неприобретшей право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета. Требования мотивировала тем, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. С 17.06.2015 в указанном жилом помещении зарегистрирован ответчик, который предположительно постоянно проживает в <адрес>. В спорное жилое помещение Кузнецова не вселялась, в нем не проживала, прав на квартиру не приобрела, для заключения договора социального найма не явилась, договор с ее стороны не подписан. Долг по внесению платы за жилье при ежемесячном начислении в сумме <данные изъяты> рублей составляет <данные изъяты> рублей. Ответчик не поддерживает в исправном состоянии жилое помещение, не производит текущий ремонт, не обеспечивает его сохранность. В досудебном порядке урегулировать спор относительно пользования жилым помещением с ответчиком не представилось возможным.
В ходе рассмотрения дела, с учетом принятого АСП «Мылва» постановления от 29.05.2020 №5/3 о передаче муниципального жилищного фонда в собственность муниципального района «Троицко-Печорский», определением суда произведено процессуальное правопреемство на стороне истца, вместо АСП «Мылва» в качестве истца привлечена администрация муниципального района «Троицко-Печорский» (далее истец, АМР), АСП «Мылва» привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца.
В судебном заседании представитель истца Сидорченко С.А., действующий на основании доверенности, заявленные в иске требования, поддержал.
В судебное заседание ответчик и представитель третьего лица, не явились. От представителя АСП «Мылва» в суд поступило письменное заявление, в котором он просит рассматривать дело в его отсутствие. Корреспонденция, направленная по адресу регистрации ответчика и принадлежащей ему на праве собственности квартиры, возвращена в суд «за истечением срока хранения». Принимая во внимание то обстоятельство, что судом предприняты попытки извещения ответчика о времени и месте рассмотрения дела, суд находит уведомление Кузнецовой Н.П. надлежащим, поскольку тем самым ответчик самостоятельно распорядился своими правами на личное участие в судебном заседании. В порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика и представителя третьего лица.
Выслушав пояснения представителя истца, заключение прокурора, полагавшего иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
Жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, до 29.05.2020 являлось муниципальной собственностью сельского поселения «Мылва», что подтверждается выпиской из соответствующего реестра, находилось в собственности на основании решения Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 12.03.2015 по делу №2-166/2015.
Постановлением администрации СП «Мылва» от 29.05.2020 №5/3 муниципальный жилищный фонд сельского поселения «Мылва», в числе которого спорная квартира (п.108 приложения к постановлению), передан в муниципальную собственность муниципального района «Троицко-Печорский».
Кузнецова Н.П. зарегистрирована в вышеуказанной квартире с 17.06.2015, чему подтверждением являются справка АСП «Мылва», сведения УВМ МВД Республики Коми.
ДД.ММ.ГГГГ составлен договор социального найма № в отношении спорного жилого помещения, по условиям которого, он подлежал заключению между АСП «Мылва» и Кузнецовой, однако, договор нанимателем не подписан.
В соответствии с положениями ст.1 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
На основании ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Статья 3 ЖК РФ гарантирует неприкосновенность жилища. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда; контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (ст.4 ЖК РФ).
Статьей 10 ЖК РФ предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; прекращения или изменения жилищного правоотношения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом (ст.11 ЖК РФ).
Согласно ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Статья 15 ЖК РФ предусматривает, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
В соответствии со ст.19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
Согласно ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статьей 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В соответствии с положениями ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Судом достоверно установлено, что ранее спорное жилое помещение находилось в муниципальной собственности АСП «Мылва», следовательно, его предоставление гражданам на условиях найма возможно в строго определенном нормами жилищного законодательства порядке.
Указанный порядок заключается в том, что гражданин, которому предоставляется жилое помещение по договору социального найма должен быть принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, признан в установленном законом порядке малоимущим. При этом, оформление правоотношений по найму жилого помещения муниципального жилищного фонда происходит путем заключения соответствующего договора, подписываемого сторонами, а основанием его заключения является нормативный акт органа местного самоуправления, в собственности которого находится жилое помещение.
Применительно к существу рассматриваемого спора суд отмечает, что в письменном виде договор социального найма между сторонами спора фактически не заключен, доказательств приобретения ответчиком права пользования квартирой по ранее действовавшим нормам ЖК РСФСР, не представлено. Помимо этого, доказательств, свидетельствующих о постановке ответчика на учет нуждающихся в жилом помещении, признании его малоимущим суду не представлено. Из доказательств, имеющихся в распоряжении суда, следует, что подобного рода действий со стороны ответчика предпринято не было. Факт регистрации Кузнецовой Н.П. в спорном жилом помещении не является доказательством приобретения последней права пользования. Доказательств, свидетельствующих о предоставлении ответчику жилого помещения в порядке очередности, суду не представлено.
Об отсутствии у ответчика права пользования спорным жилым помещением свидетельствует и то обстоятельство, что обязанностей, вытекающих из правоотношений по социальному найму, Кузнецова не исполняет, договоров в сфере ЖКХ ответчиком не заключено.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что Кузнецовой Н.П. на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доля в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, приобретенная по договору мены от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, совокупность представленных доказательств позволяет суду прийти к выводу, что ответчик права пользования спорным жилым помещением не приобрел. При этом, доказательств чинения препятствий в пользовании спорным жилым помещением суду не представлено, оснований полагать об уважительности причин не проживания ответчика в спорной квартире не имеется.
В указанной связи, суд считает исковые требования администрации основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.7 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» №5242-1 от 25.06.1993, снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях: … выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно пп.«е» п.31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: …выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Требование о снятии с регистрационного учета ответчика Кузнецовой Н.П. подлежит исполнению органами регистрационного учета и должностными лицами, ответственными за регистрацию, при наличии вступившего в законную силу решения суда.
Поскольку при подаче иска администрация была освобождена от оплаты государственной пошлины, принимая во внимание то обстоятельство, что иск удовлетворен, в соответствии со ст.98 ГПК РФ, абз.1 пп.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина 300 рублей.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск администрации муниципального района «Троицко-Печорский» к Кузнецовой Н.П. о признании неприобретшей право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета удовлетворить.
Признать Кузнецову Н.П. неприобретшей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для снятия Кузнецовой Н.П. с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Взыскать с Кузнецовой Н.П. в доход местного бюджета государственную пошлину 300 рублей.
Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судьей 29 августа 2020.
Судья Р.В.Чулков