Решение от 11.10.2021 по делу № 2-861/2021 от 22.09.2021

11RS0003-01-2021-001409-77 Дело № 2-861/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Махневой Л.В.

при секретаре Мартьяновой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 11 октября 2021 года гражданское дело по иску Акционерного общества "Интауголь" к Государственному учреждению Республики Коми "Центр занятости населения города Инты" об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения Рожина Д. А.,

УСТАНОВИЛ:

АО "Интауголь" обратилось в суд с иском к ответчику об отмене решения ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения Рожина Д.А. В обоснование требований истец указал, что 10.08.2021 в АО "Интауголь" обратился бывший работник общества Рожин Д.А., уволенный в связи с ликвидацией организации 31.03.2021, с заявлением о выплате среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения. К заявлению Рожин Д.А. приложил решение организационно-экспертной комиссии ГУ РК "ЦЗН г. Инты" от 09.08.2021 № 35 о сохранении средней заработной платы за 4 месяц со дня увольнения, в котором указано, что исключительным случаем для сохранения среднего заработка является то обстоятельство, что Рожин Д.А. имеет двоих несовершеннолетних детей, имеющих заболевания. Указанное решение истец считает незаконным, ссылаясь на ч. 2 ст. 318 ТК РФ и правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.11.2012 № 2214-О. Орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником, в том числе среднего месячного заработка в течение пятого месяца со дня увольнения, должен не только установить наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующих выплат, но и учитывать иные имеющие значение обстоятельства, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 318 ТК РФ. Право уволенного работника в связи с ликвидацией организации на получение среднего месячного заработка за четвертый и последующие месяцы со дня увольнения на основании ч. 2 ст. 318 ТК РФ ограничено и связано с исключительностью случая в каждой конкретной ситуации.

Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие сторон, третьего лица надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Рожин Д.А. состоял в трудовых отношениях с АО "Интауголь", 31.03.2021 уволен в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

13.04.2021, то есть в месячный срок со дня увольнения, Рожин Д.А. обратился в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.

С даты постановки на учет Рожин Д.А. регулярно обращался в орган службы занятости за сведениями о наличии вакансий, однако не был трудоустроен в связи с отсутствием вариантов подходящей работы, что подтверждается сведениями ГУ РК «ЦЗН г. Инты» о вакансиях (выпиской из регистра). Направлений на работу Рожину Д.А. ответчиком не выдавалось.

02.08.2021 Рожин Д.А. обратился в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" с заявлением о сохранении среднемесячного заработка за 4 месяц со дня увольнения.

По обращению Рожина Д.А. ГУ РК "ЦЗН г. Инты" 09.08.2021 принято решение № 35 о сохранении ему средней заработной платы за 4 месяц со дня увольнения с 01 июля 2021 года по 31 июля 2021 года.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 ТК РФ (ст. 313-327).

Согласно ч. 1 ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (ч. 2 ст. 313).

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации определены ст. 318 ТК РФ.

Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ).

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.

Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.

Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяц со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2017), утвержденному 26.04.2017 Президиумом Верховного Суда РФ, в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника. По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения. Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.

При принятии оспариваемого решения ГУ РК «ЦЗН г. Инты» усмотрело наличие исключительного случая для сохранения Рожину Д.А. средней заработной платы за 4 месяц со дня увольнения, а именно наличие у Рожина Д.А. двоих несовершеннолетних детей, имеющих заболевания, требующие регулярного и длительного лечения.

Рожин Д.А. имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей __.__.__ и __.__.__ г.р.

Согласно справкам ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" дети Рожина Д.А. состоят на диспансерном учете в связи с различными заболеваниями.

Рожин Д.А. в июле 2021 г. получал пенсию по старости в размере 25 728,18 руб. Страховых выплат от ГУ РО ФСС РФ по РК Рожин Д.А. не получает. По состоянию на июль 2021 г. Рожин Д.А. не был трудоустроен.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При этом суд должен руководствоваться принципами независимости и беспристрастности.

Истец к исковому заявлению не приложил доказательств того, что у Рожина Д.А. отсутствуют исключительные обстоятельства для сохранения за ним среднего заработка за 4 месяц со дня увольнения, не заявил ходатайств об истребовании судом доказательств, которые он не может получить самостоятельно.

В определении о подготовке дела к судебному разбирательству от 27.09.2021 Рожину Д.А. было предложено представить доказательства, подтверждающие наличие у него исключительного случая для сохранения за ним среднего заработка за 4 месяц со дня увольнения. Однако указанное определение Рожиным Д.А. не исполнено. При этом суд учитывает, что Рожин Д.А. в данных правоотношениях является наиболее слабой и юридически неграмотной стороной, в отличие от истца, являющегося юридическим лицом.

С учетом указанных обстоятельств суд полагает, что не должен по своей инициативе, без соответствующего ходатайства со стороны истца, добывать доказательства в интересах истца. Суд основывает свое решение на документах, представленных ответчиком, а также полученных судом самостоятельно (сведения о доходах Рожина Д.А.).

В материалах дела отсутствуют документы о доходах супруги Рожина Д.А. Поскольку супруги обязаны в равной мере содержать своих несовершеннолетних детей, то суд полагает возможным рассчитать материальное положение Рожина Д.А. исходя из необходимости им содержать (условно) одного из двоих несовершеннолетних детей (второго ребенка условно должна содержать супруга Рожина Д.А.).

Прожиточный минимум на 2021 год в северной климатической зоне Республики Коми установлен для трудоспособного населения 18 107 руб., для детей 17 364 руб. Итого минимальные расходы Рожина Д.А. на обеспечение себя и несовершеннолетнего ребенка составляют 35 471 руб. Пенсия Рожина Д.А. в июле 2021 г. была на 10 000 руб. ниже, то есть в значительной мере не обеспечивает прожиточного минимума для него и одного ребенка. При этом следует учесть, что прожиточный минимум не учитывает расходов на лекарства. С учетом заболеваний детей лекарственные средства Рожин Д.А. вынужден приобретать ежемесячно.

Кроме того, суд считает необходимым учесть, что Рожин Д.А. уволен в период пандемии коронавируса Covid-19, когда деятельность организаций, прием на работу граждан приостановлены или значительно ограничены, в целом экономика находится в угнетенном состоянии, в связи с чем количество безработных граждан выросло. В настоящее время ограничительные мероприятия в связи с пандемией продолжаются. В г. Инте обстановка с безработицей усугубляется ликвидацией АО "Интауголь", которое являлось градообразующим предприятием и в течение 2020 – 2021 гг. уволило значительное количество работников.

Таким образом, исходя из имеющихся в материалах дела документов, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ "░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ "░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░" ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.10.2021.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-861/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "Интауголь"
Ответчики
ГУ РК "ЦЗН города Инты"
Другие
Рожин Дмитрий Анатольевич
Суд
Интинский городской суд Республики Коми
Судья
Махнева Людмила Викторовна
Дело на сайте суда
intasud.komi.sudrf.ru
22.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.09.2021Передача материалов судье
27.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2021Судебное заседание
15.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее