Дело №5-2/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 января 2019 года пос.Ува УР
Судья Увинского районного суда Удмуртской Республики Лобанов Е.В., с участием представителя Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике СМВ защитника ООО «Ува-молоко» КАВ, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, в отношении ООО «Ува-молоко»,
У С Т А Н О В И Л :
ООО «Ува-молоко» (далее – Общество) привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения при следующих обстоятельствах.
Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике проведена внеплановая выездная проверка по выполнению предписания об устранении выявленных в результате проверки нарушений от 29.06.2018 г. № 34/Пп, выданного ООО «Ува-молоко».
Предписание выдано на основании акта проверки от 29.06.2018 года №34.
Согласно предписанию от 29.06.2018 года №34/Пп Обществу необходимо не допускать сброс сточных вод в водный объект (р. Ува) с превышением установленных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Срок выполнения выданного предписания - 01.10.2018 года.
К началу проведения проверки (к 24.10.2018 года) Обществом информации об исполнении предписания представлено не было.
Отведение хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод Обществом осуществляется организованным выпуском в р. Ува.
Сброс сточных вод в р. Ува осуществляется на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование № 321-с от 20.07.2016 года, зарегистрировано в государственном водном реестре 03.08.2016 года за №18-10.01.03.005-Р-РСБХ-С-2016-01278/00. Срок водопользования установлен с даты регистрации Решения в государственном водном реестре до 14.06.2021 года.
Приказом Камского БВУ от 14.06.2016 года №178 Обществу утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Обществом представлены протоколы результатов испытаний сточной воды, сбрасываемой Обществом в р. Ува за 3 квартал 2018 года.
В результате установлено, что в августе 2018 года Общество осуществляло сброс сточных вод в р. Ува с превышением установленных нормативов допустимого сброса по жирам.
В соответствии с Протоколом №287-ВД от 10.09.2018 превышения составили:
По жирам:
М= q* С, где
М-масса сброшенного вещества
q - расход сточных вод - 7515,985 мЗ/мес (в соответствии с журналом водоотведения средствами измерений Общества);
С - концентрация жиров в сточной воде - 6,6 мг/дмЗ (Протокол № 287-ВД от 10.09.2018 года);
Т.о. М=(7515,985 мЗ/мес*6,6 мг/дмЗ)* 10-6 = 0,05 т/мес.
Разрешением на сброс загрязняющих веществ в водный объект (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект №264 от 08.11.2017 года Обществу установлен лимит сброса по жирам и составляет 0,022 т/мес.
Таким образом, превышения установленных нормативов по жирам составили 0,05 т /0,022 т=2,3 раза.
В ходе проводимой внеплановой проверки был проведён контрольный отбор проб сточных вод Общества, сбрасываемых в р. Ува и поверхностной воды (р. Ува в контрольных створах, выше и ниже сброса сточных вод).
Отбор проб проводился Можгинской территориальной лабораторией филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Удмуртской - Республике» ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» (Филиалу «ЦЛАТИ по УР» Федеральной службой по аккредитации выдан аттестат аккредитации № RA.RU.514503 от 23.12.2015 года).
Отбор проб проводился 24.10.2018 и 12.11.2018 г.
Всего было отобрано 3 пробы сточной воды, сбрасываемой в р. Ува и 4 пробы - природной воды р. Ува (выше и ниже выпуска).
По результатам количественного химического анализа сбрасываемых сточных вод Обществом в р. Ува установлено, что Общество допускает превышение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. Ува, а именно, в соответствии с Протоколом №612 от 02.11.2018 (дата отбора 24.10.2018 в 11ч. 17 мин) превышения составили:
По хлоридам:
М= q* С, где
М-масса сброшенного вещества
q - расход сточных вод - 7511,061 мЗ/мес (в соответствии с журналом водоотведения средствами измерений Общества)=7511,061/31/24=10,1 мЗ/час;
С - концентрация хлоридов в сточной воде - 250 мг/дмЗ (Протокол *** от ***)
Т.о. М=10,1 мЗ/час*250 мг/дмЗ= 2525 г/час.
Приказом Камского БВУ от 14.06.2016 года №178 Обществу утвержден норматив допустимого сброса по хлоридам 700,47 г/час.
Таким образом, превышения установленных нормативов по хлоридам составили 2525 /700,47=3,6 раза.
По БПК5:
M= q* С, где
М-масса сброшенного вещества
q - расход сточных вод - 7511,061 мЗ/мес (в соответствии с журналом водоотведения средствами измерений Общества)= 7511,061/31/24=10,1 х мЗ/час;
С - концентрация БПК5 в сточной воде - 7 мг/дмЗ (Протокол № 613 от 02.11.2018 года)
Т.о. М=10,1 мЗ/час*7 мг/дмЗ= 70,7 г/час.
Приказом Камского БВУ от 14.06.2016 г. №178 Обществу утвержден норматив допустимого сброса по БПК5 65,16 г/час.
Таким образом, превышения установленных нормативов по БПК5 составили 70,7 /65,16=1,1 раза.
По хлоридам:
М= q* С, где
М-масса сброшенного вещества
q - расход сточных вод - 7511,061 мЗ/мес (в соответствии с журналом водоотведения средствами измерений Общества)=7511,061/31/24=10,1 мЗ/час;
С - концентрация хлоридов в сточной воде - 238,4 мг/дмЗ (Протокол №613 от 02.11.2018 года);
Т.о. М=10,1 м3/час*238,4 мг/дмЗ = 2407,84 г/час.
Приказом Камского БВУ от 14.06.2016 г. №178 Обществу утвержден норматив допустимого сброса по хлоридам 700,47 г/час.
Таким образом, превышения установленных нормативов по хлоридам составили 2407,84 /700,47=3,4 раза.
В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике СМВ настаивала на привлечении Общества к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, пояснила следующее. Согласно протоколу об административном правонарушении Обществу вменены превышения установленных нормативов по железу и цинку, однако фактически такого превышения не имеется, т.к. расчет был произведен неправильно. По жирам, хлоридам и БПК5 превышения имеются. Согласно п.6 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.06.2012 года №191, упоминаемый Обществом ПНД Ф 12.15.1-08 не включен в перечень нормативных правовых актов, которыми регулируется исполнение Росприроднадзором их государственной функции, т.е. применение этого акта является необязательным. Ссылка Общества на результаты лаборатории Республики Башкортостан не обоснованная, поскольку эта лаборатория не может определять результаты ниже установленного лимита.
В судебном заседании защитник Общества КАВ с протоколом об административном правонарушении не согласился, представил письменные возражения, а также пояснил следующее. Обществу необоснованно вменено совершение сброса сточных вод в водный объект в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ, поскольку у Общества имелось Разрешение №215 на сброс загрязняющих веществ в водный объект со сроком действия с 04.10.2016 года по 14.06.2021 года, кроме того, Обществу выдано Решение о предоставлении водного объекта в пользование. Необоснованными являются содержащиеся в протоколе выводы о наличии превышения Обществом сбросов относительно установленных нормативов, поскольку произведен неверный расчет массы сброшенных веществ. При этом квалификация данного нарушения дана неверная.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Вышеуказанные фактические обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения подтверждаются материалами дела, в частности, протоколом об административном правонарушении от 06.12.2018 года, актом проверки №66 от 21.11.2018 года, разрешением №264 на сброс загрязняющих веществ в водный объект (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект от 08.11.2017 года, приказом Камского бассейнового водного управления от 14.06.2016 года №178, протоколом результатов испытаний №287-ВД от 10.09.2018 года, журналом учета водоотведения средствами измерений ООО «Ува-молоко» за III квартал 2018 года, протоколами №612 и №613 от 02.11.2018 года результатов количественного химического анализа (КХА) проб воды.
В соответствии с ч.1 ст.44 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.6 ст.56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу п.1 ч.6 ст.60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона №7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ст. 22 Закона №7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы n допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно ч.ч. 1,3,4 ст. 23 Закона №7-ФЗ нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также 1 технологических нормативов.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Сброс сточных вод Обществом в р. Ува с превышением установленных нормативов допустимого сброса и лимитов на сбросы является нарушением ст.22, ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 23 Закона №7-ФЗ.
В то же время подлежит исключению такое вмененное Обществу нарушение, как сброс сточных вод в водный объект в р. Ува в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект.
Судом установлено, что Решением от 20.07.2016 года №321-с Обществу предоставлен в пользование водный объект р. Ува для сброса сточных, в том числе дренажных, вод. Срок водопользования установлен до 14.06.2021 года. Условиями использования водного объекта являются, в частности, осуществление сброса производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод установленного объема и без превышения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденных приказом Камского бассейнового водного управления от 14.06.2016 года №178.
Кроме того, Обществу предоставлено Разрешение №215 на сброс загрязняющих веществ в водный объект (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект от 04.10.2016 года со сроком действия по 14.06.2021 года. Данным разрешением Обществу установлен перечень и количество веществ, разрешенных к сбросу в реку Ува, без установления разрешенного сброса загрязняющих веществ в пределах установленного лимита.
Разрешением №264 на сброс загрязняющих веществ в водный объект (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект от 08.11.2017 года со сроком действия с 08.11.2017 года по 08.11.2018 года кроме норматива допустимого сброса также установлен разрешенный сброс в пределах установленного лимита.
Таким образом, после 08.11.2018 года у Общества отсутствовало разрешение лишь на сброс загрязняющих веществ в водный объект сверх установленного норматива допустимого сброса в пределах установленного лимита, но имелось действующее разрешение на сброс загрязняющих веществ в пределах установленного норматива допустимого сброса.
При таких обстоятельствах в период проведения проверки с 24.10.2018 по 12.11.2018 года Общество имело действующее разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект р. Ува.
Суд также считает необходимым исключить из перечня вмененных Обществу нарушений осуществление сброса сточных вод в р. Ува с превышением установленных нормативов допустимого сброса по следующим загрязняющим веществам: цинку и железу, определенных на основании протоколов №612 и №613 от 02.11.2018 года результатов количественного химического анализа (КХА) проб воды и протокола №507 результатов количественного химического анализа пробы воды от 31.10.2018 года.
Как указано выше, в соответствии с приказом Камского бассейнового водного управления от 14.06.2016 года №178 допустимая масса сброса ионов цинка составляет 0,33 г/час.
Как следует из Разрешения на сброс от 08.11.2017 года №264, допустимая концентрация цинка составляет 0,01 мг/дмЗ при утвержденном расходе сточных вод — 32,58 куб.м/час, что соответствует 0,33 г/час или 0,00282 т/год. При этом установлен лимит на сброс 0,017 мг/дмЗ.
Согласно протоколу №612 результатов количественного химического анализа (КХА) проб воды от 02.11.2018 года концентрация цинка составила 0,011 мг/дмЗ. При фактическом объеме сброса 10,1 куб.м/час масса сброса цинка составила 0,11 г/час, что ниже допустимой массы сброса ионов цинка.
Согласно протоколу №613 результатов количественного химического анализа (КХА) проб воды от 02.11.2018 года фактическая концентрация ионов цинка в сточных водах соответствует нормативам допустимого сброса и составляет 0,01 мг/дмЗ, при этом фактический объем сброса составляет 10,1 куб.м/час, что соответствует массе сброса 0,10 г/гас, следовательно, ниже нормативов допустимого сброса.
Согласно протоколу №507 результатов количественного химического анализа пробы воды от 31.10.2018 года концентрация ионов цинка составляет 0,02 мг/дмЗ, с учетом фактического объема сброса 10,1 куб.м/час фактическая масса сброса составляет 0,20 г/час, что ниже разрешенного сброса в пределах НДС.
В соответствии с приказом Камского бассейнового водного управления от 14.06.2016 года №178 допустимая масса сброса ионов железа общего составляет 3,26 г/час.
Как следует из Разрешения на сброс от 08.11.2017 года №264, допустимая концентрация железа составляет 0,1 мг/дмЗ при утвержденном расходе сточных вод — 32,58 куб.м/час, что соответствует 3,26 г/час или 0,0282 т/год. При этом установлен лимит на сброс 0,43 мг/дмЗ или 0,0043 т.
Согласно протоколу №613 результатов количественного химического анализа (КХА) проб воды от 02.11.2018 года концентрация железа общего составила 0,29 мг/дмЗ. При фактическом объеме сброса 10,1 куб.м/час масса сброса цинка составила 2,93 г/час, что ниже допустимой массы сброса ионов железа общего.
Масса сброса ионов железа в 1У квартале 2018 г. согласно отчета по приказу Минприроды России №205 от 08.07.2009 г. составила 0,00464 т.
При этом согласно Разрешения на сбросы №264 от 08.11.2017 г. разрешенный сброс на 1У квартал 2018 г. составляет 0,0043 т и по Разрешению на сбросы №312 от 06.11.2018 г. сброс составляет 0,00199 т. Итого за 1У квартал 2018 г. разрешенный сброс составлял 0,00629 т.
В судебном заседании представитель Управления Росприродназора по Удмуртской Республике СМВ составившая протокол об административном правонарушении, подтвердила, что Обществом нарушения в части превышения установленных нормативов по железу и цинку не имеется.
Частью 1 ст.8.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Совершенные Обществом нарушения не охватываются объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.
В то же время данные нарушения свидетельствуют о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса. Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила охраны водных ресурсов, представляющих собой сброс или привнесение иным способом в водные объекты веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, негативно влияют на состояние дна и берегов, могут привести к возникновению угрозы загрязнения водных объектов.
Таким образом, в рассматриваемом случае по делу об административном правонарушении в отношении Общества допущена неправильная квалификация совершенного административного правонарушения.
Согласно п.20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) указанного Кодекса, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Санкция ч.1 ст.8.14 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде наложения административного штрафа от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Санкция ч.4 ст.8.13 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде наложения административного штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Переквалификация действий Общества с ч.1 ст.8.14 КоАП РФ на ч.4 ст.8.13 КоАП РФ не ухудшает положение Общества.
Как указано выше, фактические обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, подтверждаются материалами дела.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом об административных правонарушениях РФ установлена административная ответственность. Согласно п.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные факты свидетельствуют о том, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований вышеуказанных законов.
Суд квалифицирует действия Общества по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ – нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.
С учетом характера совершенного Обществом правонарушения не имеется оснований для признания данного правонарушения малозначительным.
При назначении наказания суд принимает во внимание характер и обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих и смягчающих обстоятельств, в связи с чем считает возможным назначить Обществу наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.3.12, 29.9-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ООО «Ува-молоко» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, и назначить ООО «Ува-молоко» наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Разъяснить ООО «Ува-молоко», что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.В. Лобанов