Дело № 2а-3841/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сверчкова И.В.,
при секретаре Зубик О.Н.,
с участием: представителя ответчика Костина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 16 декабря 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Верещагина А.В. к Военному комиссариату Республики Коми, военному комиссариату г. Ухты, Вуктыла, Сосногорска, Вуктыльского и Сосногорского районов Республики Коми и призывной комиссии МОГО «Ухта» об оспаривании решения призывной комиссии,
установил:
Верещагин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату Республики Коми о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную службу, его отмене и восстановлении нарушенных прав, в обоснование заявленных требований указав, что решением призывной комиссии, он признан годным к военной службе. Данное решение, по мнению истца незаконно, т.к. его состояние здоровья не позволяет проходить военную службу. Кроме того, военно-врачебная комиссия не имеет лицензии.
Определением от 17.11.2021 к участию в деле, в качестве соответчика привлечена призывная комиссия МОГО «Ухта» и военный комиссариат г. Ухты, Вуктыла, Сосногорска, Вуктыльского и Сосногорского районов Республики Коми.
Истец в суд не прибыл.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не прибыли.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил провести судебное заседание при имеющейся явке.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Верещагин А.В., <...> г. рождения, принят на воинский учёт военным комиссариатом в 2013 году. Ему выдано удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
11.11.2021 решением призывной комиссии МОГО «Ухта» истец признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория ....) и призван на неё.
23.11.2021 решением призывной комиссии Республики Коми ранее принятое в отношении истца решение призывной комиссии МОГО «Ухта» утверждено.
Как следует из статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом.
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (далее – ФЗ № 53) подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе (пп. «А» п. 1 статьи 22), за исключением граждан, освобождённых от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (п. 2 ст. 22).
В силу п. 1 ст. 26 ФЗ № 53 призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Граждане при призыве на военную службу обязаны пройти медицинское освидетельствование. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию, по результатам такового дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А – годен к военной службе; Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями; В – ограниченно годен к военной службе; Г – временно не годен к военной службе; Д – не годен к военной службе (ст. 5.1 ФЗ № 53).
В соответствии с абз. 2 п. 16 и п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается председателями призывных комиссий по представлению военного комиссара (военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований)). Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
По результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учёт и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А – годен к военной службе; Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями; В – ограниченно годен к военной службе; Г – временно не годен к военной службе; Д – не годен к военной службе.
Пунктом 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
По смыслу вышеуказанных норм, граждане подлежащие призыву на военную службу, которые не являются военнослужащими, проходят медицинское освидетельствование, а не военно-врачебную экспертизу.
В приложении к Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), медицинская деятельность, в виде медицинского освидетельствования проводимого военно-врачебными комиссиями, не поименована, соответственно, положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», предусматривающие обязательное лицензирование медицинской деятельности, не применяются. И не могут учитываться при рассмотрении вопросов о законности принятого призывной комиссией решения и заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, довод о том, что медицинское освидетельствование на состояние годности к военной службе проведено медицинской организацией, не имеющей лицензии, суд находит несостоятельным.
Отдельный довод иска о том, что состояние здоровья истца не позволяет ему проходить военную службу, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, не нашёл.
Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Медицинское освидетельствование истец прошёл, медицинскими работниками он признан годным к военной службе. Жалобы на состояние здоровья учтены комиссией и отражены в решении от 11.11.2021.
По таким делам, в силу ст. 62 и ст. 226 КАС РФ, именно на истце лежит обязанность доказать порочность выводов медицинского освидетельствования, однако таковых суду не представлено, в т.ч. ходатайств о назначении и проведении по делу экспертизы, не заявлено.
Более того, п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 установлено, что гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд. По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование. При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574.
Решение призывной комиссии в вышестоящую комиссию истец обжаловал, но и вышестоящая комиссия – призывная комиссия РК не нашла оснований для изменения решения первичной призывной комиссии.
Правом на проведение независимой военно-врачебной экспертизы административный истец не воспользовался, ходатайств о назначении и проведении судебной экспертизы, истец также не заявил.
В этой связи, суд находит обоснованным и законным решение от 11.11.2020, принятое призывной комиссией МОГО «Ухта», которым истец признан годным к военной службе и призван на неё.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-188, 219, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Верещагина А.В. к Военному комиссариату Республики Коми, военному комиссариату г. Ухты, Вуктыла, Сосногорска, Вуктыльского и Сосногорского районов Республики Коми и призывной комиссии МОГО «Ухта» о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную службу, его отмене и восстановлении нарушенных прав, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, путём подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков
Мотивированное решение составлено 16 декабря 2021 года.
11RS0005-01-2021-007938-75