К делу № 12-415/2023 (в первой инстанции № 5-341/2023)
УИД: 23MS0040-01-2023-002094-38
Мировой судья Божинская С.Н.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Краснодар 09 ноября 2023 г.
Советский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего – судьи Ганчевой В.В.
при секретаре Костиковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе главного специалиста-эксперта Правового отдела № 4 Межрайонной ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю Шилова Р. Р.вича на постановление мирового судьи судебного участка № 40 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара от 30.06.2023,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 40 КВО г. Краснодара от 30.06.2023 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Кубаньавтострой» Бондарева В.С. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, МИФНС России № 16 по Краснодарскому краю обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указано, что мировым судьей неправильно применены нормы действующего законодательства, не принято во внимание, что объективная сторона правонарушения в данном случае заключается в совершении повторного административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, которое выразилось в непредставлении сведений в налоговый орган, которые Бондарев В.С. обязан был предоставить на основании направленного ему уведомления. Кроме того, мировым судьей не истребованы дополнительные материалы проверки у налогового органа, при наличии такой необходимости.
В судебное заседание лица, участвующие в деле об административном правонарушении, не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для отложения судебного заседания и считает возможным рассмотреть дело по имеющимся материалам.
Суд, изучив доводы, изложенные в жалобе, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 4 ст. 14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Частью 5 ст. 14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет в отношении должностных лиц.
Как следует из материалов дела, постановлением и.о. начальника Межрайонной ИФНС № 16 по Краснодарскому краю от 17.08.2022 № 08-16/5360 директор ООО «Кубаньавтострой» Бондарев В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. Постановление не обжаловано и вступило в законную силу 06.09.2022.
Также установлено, что 22.12.2022 в ЕГРЮЛ внесена запись о месте нахождения юридического лица ООО «Кубаньавтострой» по адресу: 350912, Краснодарский край, Г.О. город Краснодар, г. Краснодар, тер. Пашковский жилой массив<адрес>. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, директором общества и лицом, имеющим право без доверенности действовать от его имени, является Бондарев В.С. В связи с установлением признаков недостоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, 20.01.2023 в адрес общества и директора направлены уведомления о необходимости представить достоверные сведения либо документы, подтверждающие достоверность указанных в ЕГРЮЛ сведений, в 30-тидневный срок с момента направления уведомления. В нарушение п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» директором общества необходимые документы не представлены. Срок представления документов истек 20.02.2023.
16.05.2023 по данному факту главным специалистом-экспертом Правового отдела № 4 МИФНС № 16 по Краснодарскому краю Шиловым Р.Р. в отношении директора ООО «Кубаньавтострой» составлен протокол № 09-16/4074 об административном правонарушении по ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которого мировым судьей вынесено обжалуемое постановление.
При вынесении обжалуемого постановления мировой судья исходил из того, что в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о том, каким образом проведена проверка достоверности указанных в ЕГРЮЛ сведений о месте нахождения ООО «Кубаньавтострой». Также указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства отсутствия ООО «Кубаньавтострой» по его юридическому адресу. Таким образом, мировой судья пришел к выводу о том, что факт предоставления Бондаревым В.С. недостоверных сведений о месте нахождении юридического лица инспекцией не доказан.
Вместе с тем, с указанными выводами мирового судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц, утверждены Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ (документ, действовавший в период соответствующей проверки).
В силу п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании ч. 1 ст. 26.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
В ходе судебного разбирательства мировым судьей установлено, что в деле отсутствуют материалы проверки достоверности сведений о месте нахождения ООО «Кубаньавтострой», внесенных в ЕГРЮЛ, в результате чего сделан вывод об отсутствии доказательств представления Бондаревым В.С. недостоверных сведений.
Вместе с тем, для достижения закрепленных в ст. 24.1 КоАП РФ задач производства по делу об административном правонарушении, в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, мировому судье надлежало удостовериться в соблюдении налоговым органом вышеназванных положений законодательства при проведении проверки, для чего необходимо было истребовать соответствующие материалы в порядке ст. 26.10 КоАП РФ.
Кроме того, необходимо отметить, что объективная сторона вменяемого Бондареву В.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, выражается в повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
В свою очередь сам факт непредставления сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что 20.01.2023 налоговым органом в адрес Бондарева В.С. и в адрес ООО «Кубаньавтострой» направлены уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений, что подтверждается списком отправлений (идентификаторы соответственно №, №).
Следовательно, если налоговым органом проверка в отношении юридического лица проведена в соответствии с вышеуказанными нормативными положениями, директору ООО «Кубаньавтострой» надлежало представить в налоговый орган сведения, подтверждающие достоверность места нахождения юридического лица, до 19.02.2023, однако соответствующие сведения Бондаревым В.С. не представлены. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Принимая во внимание, что мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении не истребованы материалы проверки, не дана надлежащая правовая оценка действиям налогового органа в ходе осуществления контрольных мероприятий, допущены ошибки в правовой квалификации обстоятельств правонарушения, суд приходит к выводу о том, что процессуальные нарушения, допущенные при рассмотрении дела, являются существенными, поскольку препятствуют всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении, что может повлечь необоснованное освобождение от административной ответственности.
В соответствии ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, составляет один год.
Поскольку бездействие Бондарева В.С., явившееся основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имело место 20.02.2023, срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи не истек.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 40 КВО г. Краснодара.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
жалобу главного специалиста-эксперта Правового отдела № 4 Межрайонной ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю Шилова Р. Р.вича – удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 40 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара от 30.06.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Кубаньавтострой» Бондарева В. С. – отменить.
Направить дело об административном правонарушении мировому судье судебного участка № 40 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара на новое рассмотрение.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара В.В. Ганчева