Решение по делу № 2-404/2022 от 05.04.2022

Дело №2-404/2022

УИД

Мотивированное решение изготовлено 26.07.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Любинский 19 июля 2022 года

Любинский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Кривоноговой Е.С.,

при секретаре судебного заседания Рожковой Л.В.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Петровой А.В.,

с участием истца Каргаполова С.Н., его представителя Айдель С.А.,

истца Годлевской Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каргаполова С.Н., Годлевской Т.С. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Федеральному агентству лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу о выделении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Каргаполов С.Н. обратился в Любинский районный суд Омской области с искомк Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Федеральному агентству лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу о выделении земельного участка.

В обоснование иска указано, что истцу на праве собственности принадлежал земельный участок из числа земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , площадью 34 736 кв.м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Участок находится примерно в 3 050 м по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства. Вышеуказанный земельный участок был образован в результате кадастровых работ проводимых с целью образования земельного участка путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

На основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ были сформированы два земельных участка путем выдела земельной доли в части пашни, а также путем выдела земельной доли в части кормовых угодий из земельного участка с кадастровым номером .

Границы (местоположение) выделяемого земельного участка с кадастровым номером были согласованы в соответствии с действующим земельным законодательством, в том числе с ТУ ФА по управлению государственным имуществом Омской области.

12.08.2021 между ним и Годлевской Т.С. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером . Они обратились с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении данного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра принято решение о приостановлении государственной регистрации права, поскольку по сведениям ЕГРН земельный участок имеет пересечение с участком лесного фонда. Площадь пересечения земельного участка с кадастровым номером с землями лестного фонда составляет более 13297 кв.м.

Просил выделить земельный участок с кадастровым номером , площадью 34736 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир объект недвижимости. Участок находится примерно в 3050 м по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, из земель, относящихся к землям лесного фонда.

Определением Любинского районного суда Омской области к участию в рассмотрении дела в качестве соистца допущена Годлевская Т.С. по заявлению последней.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, для рассмотрения настоящего дела привлечены администрация Любинского муниципального района Омской области, администрация Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области, Карманов А.В., кадастровый инженер Мармур М.В., Главное управление лесного хозяйства Омской области, Управление Россельхознадзора Омской области.

Истец Каргаполов С.Н. и его представитель Айдель С.А. в состоявших по делу судебных заседаниях заявленные требования поддержали, просили суд выделить земельный участок с кадастровым в тех границах, в которых он был поставлен на учет в 2013 году, суду поясняли, что Каргаполовым С.Н. в 2014 году у Карманова А.В. были приобретены 2 земельных участка с кадастровыми номерами , которые предыдущим собственником были выделаны в счет доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером . Участки в границах в соответствии с межевым планом 2013 года были поставлены на учет, границы не изменялись. Оба участка в 2021 году на основании договора купли-продажи он продал Годлевской Т.С., однако государственная регистрация перехода прав на земельный участок с кадастровым номером была приостановлена Управлением Росреестра по Омской области по причине пересечения его границ с границами земель лесного фонда. Оба участка с 2013 года используются в границах, в которых они и были поставлена на учет. Не отрицали, что на земельном участке имеется некоторое количество деревьев, но в целом спорный земельный участок используется в целях сенокоса, засеивается травами. Ни он, ни Годлевская Т.С. предпринимательством не занимаются. При проведении межевания процедура согласования была проведена надлежащим образом. Границы обоих участков согласованы с представителем ТУ Росимущества. Ранее никто не обращался по вопросу снятия земельного участка с учета, изъятию земельного участка. В отношении второго земельного участка переход прав по договору зарегистрирован.

Истец Годлевская Т.С. в судебных заседаниях также настаивала на удовлетворении требований, пояснив, что ею у Каргаполова С.Н. были приобретены на основании договора купли-продажи два земельных участка сельскохозяйственного назначения, один из которых составляют пашни, второй – земли под сенокос. Земельные участка она фактически уже использует по назначению. С пашенной землей проблем не было, земельный участок под пашней они зарегистрировали. Второй земельный участок она использует под покосы. На земельном участке имеются колки леса. Регистрация прав на этот участок была приостановлена по причине пересечения с землями лесного фонда. Расторгать договор не намерена.

Представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу Сухих А.С. в судебном заседании участия не принимал, представил отзыв на исковое заявление, где указал, что Положения Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установлении принадлежности земельного участка к определенной категории земель» применяются в отношении земельных участков, права на которые возникли до 01.01.2016, а также в отношении образуемых земельных участков, на которых расположен объект недвижимости, права на который возникли до 01.01.2016 и зарегистрированы в ЕГРН, за исключением случаев, указанных в части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Согласно информации Главного управления лесного хозяйства Омской области спорный земельный участок частично пересекается с земельным участком лесного фонда, расположенного в <адрес>, площадь пересечения 13297 кв.м. На части спорного земельного участка находится исторически образовавшийся массив, относящийся к землям лесного фонда, управление которым осуществляет Главное управление лесного хозяйства Омской области. Установленная категория спорного земельного участка «сельскохозяйственного назначения» и его нахождение у ответчика препятствует Российской Федерации, как собственнику земель лесного фонда, в реализации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, препятствует предоставлению лесов в пользование на основаниях, установленных Лесным кодексом Российской Федерации. Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, в том числе и при отсутствии свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок и таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждения, карт-схем лесничеств, являющимися первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду, на день рассмотрения спора судом изменений в кадастровом учете земельных участков не произведено (участок лесного фонда не выделен и не исключен). Надлежащих доказательств перевода земельного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию земель в установленном законом порядке не имеется, равно как и доказательств, свидетельствующих о прекращении права собственности Российской Федерации на данный земельный участок. Полагал, что часть спорного земельного участка является участком лесного фонда, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.

Ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области не направил в судебное заседание представителя, извещался судом о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица Главного управления лесного хозяйства Омской области в судебном заседании участия не принимал, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора Омской области Пенкина Е.А. в судебном заседании участия не принимала, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, представила отзыв на исковое заявление, указала, что согласно сведениям из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, принадлежащий истцу, имеет кадастровый . Земельные участки лесного фонда, с которым имеет пересечение участок, принадлежащий истцу, не относится к компетенции Управления.

Третьи лица Управление Росреестра по Омской области, кадастровый инженер Мармур М.В., Карманов А.В., администрация Любинского муниципального района Омской области, администрация Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимали, о рассмотрении дела извещены, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, возражений относительно заявленных требований суду не представили.

С учетом положений ч.ч.3, 4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив предоставленные доказательства в совокупности, руководствуясь требованиями закона, суд приходит к следующему.

На основании ч.1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а именно: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В соответствии с п.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Согласно п.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категорииземель и разрешенного использования (п.1 ст.7Земельного кодекса Российской Федерации).

На основании ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; 2)земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; 4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п.1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п.4 ч.2 ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно разъяснениям в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Согласно ст.101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

На основании пп.2 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п.1, 2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли лесного фонда.

Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таким образом, закон предусматривает исключительно целевой порядок использования земли, определяющий ее правовой режим.

В соответствии с ч.2 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу ч.1 ст.101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В силу ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Гражданам лесные участки предоставляются в порядке, предусмотренном Главой 6 Лесного кодекса Российской Федерации, в аренду, безвозмездное пользование.

Согласно ч.1, 2 ст.91 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда учитываются в государственном лесном реестре, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

В соответствии со ст.4.2 ФЗ от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно части 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61данного Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.

Вместе с тем, пункт 3 части 6 статьи 60.2 того же Закона №218-ФЗ указывает, что положения части 4 данной статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения федерального государственного земельного контроля (надзора), подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

На основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ участникам общей долевой собственности предоставлялись земельные доли в размере 13,6 га, из них 10,1 га пашни и 3,5 га кормовых угодий, в праве общей собственности, в том числе, были переданы и земли под лесными насаждениями площадью 1 380 га.

Массив земель сельскохозяйственного назначения в границах Любино-Малоросского сельского поселения был образован в земельный участок с кадастровым номером , который был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии названным постановлением Карманову А.В. было выдано свидетельство серия РФ-XXXVIII от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающее его право собственности на земельную долю площадью 13,6 га.

В счет указанной доли в праве общей долевой собственности Кармановым А.В. в 2013 году были выделены земельные участки. Для этих целей проведены кадастровые работы с целью установления границ земельных участков, сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами .

Право собственности на данные земельные участки позднее было зарегистрировано на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Кармановым А.В. и Каргаполовым С.Н.

По данным ЕГРН Каргаполов С.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 34736+/-1631 кв.м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир объект недвижимости. Участок находится примерно в 3050 м по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства.

Его права в отношении названного земельного участка зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ.

Местоположение земельного участка, выделенного в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст. 14 Федерального закона от24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.

Согласно п.п.1, 2 ст.13, ст.13.1 названного Федерального закона участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли илиземельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4-6 настоящей статьи. Для определения местоположения границ земельного участка разрабатывается проект межевания, который утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных долей.

Согласно ч.1 ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Границы лесного участка определяются в результате лесоустройства, проектирования лесных участков и их государственного кадастрового учета (статьи 67, 68, 92Лесного кодекса Российской Федерации).

Статьей 25 данного кодекса определены виды использования лесов. Предоставление гражданам лесных участков для сельскохозяйственного производства, действующим лесным законодательством РФ не предусмотрено.

Согласно ст.38 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности). Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.

Положениями пункта 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В силу ст.105 Лесного кодекса Российской Федерации в лесопарковых зонах запрещаются, в том числе, ведение сельского хозяйства.

Согласно ст.67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда.

В результате кадастровых работ, проводимых с целью образования земельного участка путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>о было сформировано два земельных участка.

В суде установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в газете «Маяк» было опубликовано объявление о согласовании проекта межевания земельных участков, а также размера и местоположения границ многоконтурного земельного участка, выделяемого в счет земельной доли.

Границы земельного участка с кадастровым номером установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, согласованы, в том числе, с представителем ТУ Росимущества в Омской области, что подтверждается межевым планом, подготовленным ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между Каргаполовым С.Н. и Годлевской Т.С. заключен договор купли-продажи, в том числе, земельного участка с кадастровым номером 55:11:100401:662.

Управление Росреестра по Омской области ДД.ММ.ГГГГ уведомило Годлевскую Т.С. о приостановлении государственной регистрации прав на спорный земельный участок по тем основаниям, что в результате проверки документов выявлено, что вышеуказанный земельный участок имеет пересечение с участком лесного фонда.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением было отказано в регистрации прав.

Представитель Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, возражая против удовлетворения иска, указал на то, что границы земель лесного фонда в силу ст.4.2 Лесного кодекса Российской Федерации признаются ранее учтенными и считаются установленными в соответствии с материалами лесоустройства. Более того, полагал, что в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 60.2 того же Закона №218-ФЗ на спорный земельный участок не будут распространяться положения Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ.

Согласно сведениям Главного управления лесного хозяйства Омской области, о чем Управление сообщило Каргаполову С.Н. ДД.ММ.ГГГГ в ответ на его обращение, спорный земельный участок сформирован в нарушение требований законодательства из земель лесного фонда, а именно частично из лесного участка, расположенного на территории расположен Любинского муниципального района Омской области в квартале <адрес> (защитные леса). Площадь пересечения земельного участка с кадастровым номером с землями лесного фонда составляет более 13297 кв.м (1,3297 га).

Представителем ответчика Федерального агентства лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу представлено свидетельство о регистрации прав, датированное ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающее, что Российская Федерация является собственником земельного участка площадью 1321 га, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Любинского сельского участкового лесничества Любинского лесничества. Регистрация прав осуществлена ДД.ММ.ГГГГ.

Названный участок как ранее учтенный объект недвижимости внесен в государственный кадастр недвижимости под номером на основании письма Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ, письма Росреесра от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.

По данным ЕГРН его площадь составляет 73 177 кв.м.

Только ДД.ММ.ГГГГ с учетом проектной документации лесных участков в ЕГРН внесены сведения о земельном участке с кадастровым , категория земель: земли лесного фонда, площадью 13031804+/-63428 кв.м, расположенном по адресу: Российская Федерация, <адрес>, включая сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Участок образован земельный участок из земельного участка с кадастровым номером . Право собственности РФ зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

В указанный период спорный земельный участок с кадастровым номером уже был поставлен на учет в тех границах, что указаны в межевом плане 2013 года.

В выписке из ЕГРН на участок с кадастровым номером в разделе описания местоположения границ участка в качестве одного из смежных земельных участков указан и земельный участок с кадастровым номером .

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» №172-ФЗ от 21.12.2004 в редакции Закона №280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственного лесного реестра (ГЛР), лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренныхчастью 6 данной статьи. Правила указанной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

В силу части 6 статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется, в частности, на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 №1795-О указал, что Федеральный закон №280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Федерального закона №172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 24.11.2020 по делу №302-ЭС20-13098, из изложенного следует, что положения Закона №280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения части 6 статьи 14 Закона №172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

В силу части 6 статьи 10 Федерального закона №280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 01.01.2023 осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Законом №218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 статьи 10Закона №280-ФЗ).

Таким образом, правообладатель земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в ГЛР на основании положений Закона №280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что ими установлен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН.

Спорный земельный участок согласно сведениям ЕГРН относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», при этом доказательств того, что на этой территории Каргаполов С.Н. ведет сельскохозяйственную деятельность, противоречащую видам деятельности, разрешенным в границах лесного фонда, не представлено.

В соответствии с письмом Управления Россельхознадзора по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении земельного участка с кадастровым номером , из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства, Управлением контрольно-надзорные мероприятия не проводились.

Соответственно, сведений, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства Российской Федерации, не имеется.

Более того, по запросу суда специалистами отдела имущественных отношений управления экономического развития администрации Любинского района и КУ «Центр развития сельского хозяйства» Любинского района был обследован земельный участок с кадастровым номером . В ходе обследования установлено, что участок частично расположен внутри лесного массива, имеет следы механической обработки почвы, которые свидетельствуют о подсеве многолетних трав. Участок возможно использовать для сенокошения.

Из приложенных к акту фотоматериалов видно, что большую часть участка занимают площади с многолетними травами. Следов какой-либо производственной деятельности, связанной с повреждением либо уничтожением имеющихся деревьев берез не установлено.

Сведений о том, чтобы истцы осуществляли деятельность по лесозаготовке судом не установлено.

Более того, Главным управлением лесного хозяйства Омской области суду представлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания рабочей группы по сопоставлению сведений ЕГРН и ГЛР о земельных участках, относящихся к категории земель лесного фонда.

Так рабочей группой было установлено, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером , относящийся в соответствии со сведениями ЕГРН к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» и виду разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» возникло до 01.01.2016.

Рабочей группой в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, в границах которых не вырезаны все лесные колки, с января 2018 года принимаются решения о направлении правообладателям земельных участков писем с информацией о выявленных пересечениях с земельными участками лесного фонда для рассмотрения вопросов устранения реестровых ошибок.

Однако в акте согласования, включенном в состав межевого плана, границы указанного земельного участка согласованы с представителем ТУ Росимущества в Омской области.

Таким образом, рабочая группа сочла, что к земельному участку с кадастровым номером буду применяться положения Федерального закона №280-ФЗ.

По итогам совещания рабочая группа, помимо прочего, решила исключить из ГЛР площадь земель лесного фонда в размере площади земельного участка с кадастровым номером .

Истец Каргаполов С.Н. в судебном заседании подтвердил, что с момент приобретения в собственность спорного земельного участка в 2014 году и до настоящего времени он не получал писем с информацией о выявленных пересечениях с земельными участками лесного фонда.

Таким образом, суд находит установленным, что на момент приобретения земельного участка Каргаполовым С.Н. его границы были внесены в ЕГРН в установленном законом порядке. Более того, эти границы были согласованы на момент составления межевого плана с представителем ТУ Росимущества в Омской области.

На момент формирования с момента с учетом проектной документации лесных участков земельного участка с кадастровым номером в 2016 года спорный земельный участок уже был поставлен на учет в согласованных границах. Никаких обращений к его правообладателю о выявленных пересечениях с земельными участками лесного фонда не последовало.

На сегодняшний день площадь земель лесного фонда в размере площади земельного участка с кадастровым номером исключена из ГЛР.

Более того, спорный земельный участок используется по его прямому целевому назначению, доказательств обратного или того факта, что будет иметь место уничтожение имеющихся на нем лесных насаждений, суду не представлено.

В ходе рассмотрения дела ответчиками не представлено доказательств выбытия спорного земельного участкаиз владения собственника – Российской Федерации помимо его воли и последующего отчуждения лицом, не имеющим на это право. Нарушений права собственности Российской Федерации в отношении спорного земельного участка при установлении его границ не установлено.

Имеющиеся в деле доказательства бесспорно подтверждают наличие права Каргаполова С.Н. на пользование земельным участком, предоставленным ему для ведения сельскохозяйственного производства, его добросовестность как владельца землями именно в целях сельскохозяйственного производства.

В связи с указанным, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования о выделении спорного земельного участка в ранее установленных границах из границ земель, относящихся к лесному фонду.

Руководствуясьст.ст.194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Каргаполова С.Н., Годлевской Т.С. удовлетворить.

Выделить земельный участок с кадастровым номером , местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир объект недвижимости. Участок находится примерно в 3050 м по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в установленных в Едином государственном реестре недвижимости границах из земель, относящихся к землям лесного фонда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Е.С. Кривоногова

2-404/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Годлевская Татьяна Сергеевна
Каргаполов Сергей Николаевич
Ответчики
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Омской области
Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу
Другие
Администрация Любино-Малоросского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области
Управление Россельхознадзора по Омской области
Управление Федеральной службы Государственной регистрации, Кадастра и картографии по Омской области
кадастровый инженер Мармур Марина Владимировна
Администрация Любинского муниципального района Омской области
Главное управление Лесного хозяйства Омской области
Карманов Александр Васильевич
Суд
Любинский районный суд Омской области
Судья
Кривоногова Евгения Сергеевна
Дело на сайте суда
lubinskcourt.oms.sudrf.ru
05.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2022Передача материалов судье
08.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2022Подготовка дела (собеседование)
21.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2022Судебное заседание
19.05.2022Судебное заседание
05.07.2022Судебное заседание
19.07.2022Судебное заседание
26.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2022Дело оформлено
29.08.2022Дело передано в архив
19.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее