77RS0021-02-2022-006295-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва
Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 09 августа 2022 года
02 августа 2022 года Пресненский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Жребец Т.Е., при секретаре Пучкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-6777/2022 по иску Вышегородцевой Аллы Александровны к ТСЖ «Сивцев Вражек 14» об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Вышегородцева А.А. обратилась в суд с иском к ТСЖ «Сивцев Вражек 14» об обязании совершить действия, а именно – исключить строку за услугу «Обращение с ТКО» из платежного документа для внесения платы за ЖКУ за жилое помещение по адресу: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 14, кв. 8 и машиноместо № 11 по адресу:
г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 14, подвал, пом. 1, комн. 37 за период «январь 2022 г.»; прекратить начисление платы за услугу «Обращение с ТКО» за квартиру и машиноместо по названному выше адресу, начиная с расчетного периода «февраль 2022 г.».
Требования мотивированы тем, что Вышегородцева А.А. является собственником квартиры № 8 и машиноместа № 11 по указанному выше адресу. Управление многоквартирным домом по адресу: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 14 осуществляет ТСЖ «Сивцев Вражек 14». 22.11.2021 г. между ТСЖ и региональным оператором ГУП «Экотехпром» заключен договор № 1-1-1098 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор принял на себя обязательство принимать твердые коммунальные отходы, образуемые в указанном многоквартирном доме, и обеспечивать их транспортировку, обработку, утилизацию, захоронение в согласованном сторонами объеме. С января 2022 года ответчик стал выставлять истцу платежный документ для внесения платы за ЖКУ с указанием строки «Обращение с ТКО» в объеме 0,54 м3 на общую стоимость 453 руб. 82 коп. за квартиру и в объеме 0,06 м3 на общую стоимость 50 руб. 47 коп. за машиноместо. Поскольку Вышегородцева А.А. постоянно проживает по иному адресу, объектами недвижимости по адресу: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 14 не пользуется, постольку указанный в платежных документах объем мусора не образует. 17.12.2021 г. истец направила в адрес ТСЖ заявление с просьбой не выставлять оплату за услугу по вывозу мусора. Письмом от 24.01.2022 г. ответчик отказал Вышегородцевой А.А. в ее просьбе со ссылкой на отсутствие законных оснований. По мнению истца, начисление оплаты за услугу «Обращение с ТКО» на объекты собственности, которыми она фактически не пользуется, является незаконным, нарушает ее права.
Истец в судебное заседание не явилась, извещалась.
Представитель истца по доверенности Зайцев А.В. в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Шибанов А.О. в судебное заседание явился, иск не признал, просил в его удовлетворении отказать по доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо – ГБУ МФЦ г. Москвы представителя в суд не направило, извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляло.
В данной связи, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Согласно абз. 9 п. 2 Правил коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (абз. 15 п. 2 Правил).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Вышегородцева А.А. является собственником квартиры № 8 по адресу: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 14, и машиноместа № 1, расположенного по тому же адресу, подвал, пом. 1, комн. 37.
Управление многоквартирным домом по адресу: г. Москва, пер. Сивцев Вражек,
д. 14 осуществляет ТСЖ «Сивцев Вражек 14».
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ) ТКО - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с п. 148 (1) Правил, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Вместе с тем данное положение настоящего пункта не распространяется на лиц, являющихся собственниками площадей, отведенных в многоквартирном доме под машино-места.
Согласно пп. «б» п. 148 (4) Правил, условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив. При этом товарищество или кооператив не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме, являющемуся или не являющемуся его членом, в заключении договора о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставление которой возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении такой коммунальной услуги
На основании п. 148 (7) Правил, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в пп. «б» п. 148 (5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
С 01.01.2019 г., согласно Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» все потребители (собственники коммунальных отходов) обязаны заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
22.11.2021 г. между ТСЖ «Сивцев Вражек 14» (потребитель) и региональным оператором ГУП «Экотехпром» (региональный оператор) заключен договор № 1-1-1098 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор принял на себя обязательство принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и месте, которые определены настоящим договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В Приложении № 1 к договору указаны адрес места накопления твердых коммунальных отходов - г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 14, категория образователя ТКО - жилые помещения в многоквартирных домах, помещениях в иных жилых домах.
В обоснование заявленных требований Вышегородцева А.А. ссылалась на то, что с января 2022 года ответчик стал выставлять ей платежный документ для внесения платы за ЖКУ с указанием строки «Обращение с ТКО» в объеме 0,54 м3 на общую стоимость 453 руб. 82 коп. за квартиру и в объеме 0,06 м3 на общую стоимость 50 руб. 47 коп. за машиноместо.
В период с 04.12.2021 г. по 14.12.2021 г. (с учетом пп. «б» п. 148 (4) Правил) в форме заочного голосования проводилось годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 14 (протокол № 18 от 15.12.2021 г.).
Согласно повестки дня общего собрания собственников помещений, в качестве вопроса № 2 на обсуждение предложено заключение собственниками помещений в порядке, установленном ЖК РФ, прямых договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с момента начала осуществления деятельности региональным оператором. Решение по данному вопросу не принято.
В силу пункта 148 (1) Правил, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Под конклюдентными действиями, понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями, в отношении оказания услуги по обращению с отходами, могут быть такие действия потребителей, как фактическое пользование услугой (помещение отходов в мусоровозы, иные емкости для размещения отходов, оплата услуг регионального оператора, согласно выставленной квитанции).
Соответственно, при избрании собственниками помещений многоквартирного дома способа управления домом управляющей организацией и отсутствии соответствующих решений о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно региональному оператору обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги возложена на управляющую организацию.
28.02.2022 г. Вышегородцева А.А. направила в ТСЖ заявление с просьбой не выставлять ей счета за вывоз ТКО в связи с тем, что она не проживает по адресу:
г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 14, а равно не образует мусор, который необходимо утилизировать, просила учесть, что постоянно проживает по иному адресу, где оплачивает данную услугу.
Из справки № 4 от 21.02.2022 г., выданной НП собственников земельных участков «Сосны-1», следует, что Вышегородцева А.А. постоянно с 2005 года проживает по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, Николина Гора, пос. ЗАО «ПО МНТД», д. 12, своевременно и полностью оплачивает коммунальные услуги, в том числе вывоз ТКО.
Ранее, 17.12.2021 г., истец направляла аналогичное заявление в адрес ТСЖ, в ответ на которое письмом от 24.01.2022 г. Товарищество в удовлетворении заявления истца отказало, мотивируя тем, что поскольку начисление за услугу «Обращение ТКО» производится на единицу площади помещения и не зависит от количества проживающих/зарегистрированных по месту жительства в помещении граждан, перерасчет при временном или постоянном не проживании собственников или иных лиц в квартире не производится, порядок перерасчета для такого случая законодательством не установлен.
По мнению Вышегородцевой А.А., начисление оплаты за услугу «Обращение с ТКО» на объекты собственности, которыми она фактически не пользуется, является незаконным, нарушает ее права.
Разрешая заявленные требования при указанных обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд исходит из того, что в соответствии с Правилами о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в случае временного отсутствия собственников в принадлежащем им жилом помещении, перерасчет может быть произведен только за те коммунальные услуги, которые рассчитываются исходя из нормативов потребления (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), при этом не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на отопление и на общедомовые нужды.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из нормативов накопления ТКО, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы от 29.09.2021 г. № 01-01-14-194/21 были внесены изменения в Распоряжение Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы от 27.11.2019 г. № 01-01-14-513/19 «Об утверждении нормативов накопления ТКО», согласно которому с 01.01.2022 г. для домовладений среднегодовой норматив накопления твердых коммунальных отходов, образующихся на территории г. Москвы, утвержден исходя из общей площади жилого помещения в размере 0,104 м3.
Таким образом, поскольку плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в г. Москве начисляется собственникам исходя из площади жилого помещения (кв.м), то непроживание в жилом помещении, как временное, так и постоянное, не освобождает от обязанности нести расходы за оказываемые услуги по обращению с ТКО.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в действиях ответчика не допущено нарушений прав истца, правовые основания для исключения строки за услугу «Обращение с ТКО» из платежного документа для внесения платы за ЖКУ за жилое помещение по адресу: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 14, кв. 8 и машиноместо № 11 по адресу: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 14, подвал, пом. 1, комн. 37 за период «январь 2022 г.» и прекращения начисления платы за услугу «Обращение с ТКО» за квартиру и машиноместо по названному выше адресу, начиная с расчетного периода «февраль 2022 г.» отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Вышегородцевой Аллы Александровны к ТСЖ «Сивцев Вражек 14» об обязании совершить действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
1