Решение по делу № 2-777/2022 (2-3737/2021;) от 21.09.2021

Дело № 2-777/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2022 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.

при секретаре Шенкель А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» к Рейхерт Т.И о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, снятие земельного участка с кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» обратилось в суд с иском к Рейхерт Т.И, в котором с учетом уточненных исковых требований просит признать отсутствующим право собственности Рейхерт Т.И на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>; снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что согласно свидетельству ККР1100 от ДД.ММ.ГГГГ, Рейхерт Т.И является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> предоставленного на 40 км. Енисейского тракта для строительства АЗС. Истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, который относится к землям лесного фонда, с видом разрешённого использования для осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности, под иными объектами специального назначения (приложение ). Земельный участок предоставлен в целях осуществления деятельности экспериментального хозяйства «Погорельский бор», который является подразделением Института леса им. ФИО4ёва СО РАН, используется с 1959 года, в том числе, в рамках интеграционных и международных проектов. На земельном участке проводятся комплексные научно-исследовательские работы по лесной селекции, лесоводству, лесной пирологии и физико-химической биологии. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведений Государственного лесного реестра, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> полностью расположен в границах земель лесного фонда, входит в состав Устюгского участкового лесничества. Решением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> полностью налагается на границы земельного участка лесного фонда. Доказательств предоставления в собственность истцу уполномоченным органом земельного участка из земель лесного фонда не представлено. Образование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> администрацией <адрес> на землях лесного фонда противоречит законодательству Российской Федерации. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> выбыл из владения его собственника – Российской Федерации помимо его воли, без соответствующих полномочий должностных лиц Комитета земельных ресурсов <адрес> по предоставлению ООО «Консул» земельного участка из состава земель лесного фонда для размещения АЗС.

В судебном заседании представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» - ФИО5 (действующий по доверенности) поддержал заявленные требования в полном объеме, дав пояснения соответствующие вышеизложенному.

Ответчик Рейхерт Т.И в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена. Представитель ответчика ФИО6 (действующая по ордеру) возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представители третьих лиц – Федерального агентство лесного хозяйства, КГБУ «Емельяновское лесничество», администрации <адрес>, МКУ «Управзем» администрации <адрес>, Министерства науки и высшего образования РФ, представители Нотариальной палаты <адрес>, прокуратуры <адрес> в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного разбирательства были уведомлены.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для восстановления,- вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В силу п. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Из материалов дела следует, что согласно свидетельству на право собственности на землю ККР от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Консул» принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 900,012 кв.м. на 40 км. Енисейского тракта, предоставленный для строительства АЗС.

ДД.ММ.ГГГГ между директором ООО «Консул» в лице директора ФИО7 и Рейхерт Т.И заключен договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка.

Согласно свидетельству на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка Рейхерт Т.И является собственником земельного участка площадью 900,012 кв.м., предоставленного под строительство АЗС. Сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, на 40 км Енисейского тракта декларированной площадью 900 кв.м. в государственный кадастр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ, право собственности за истцом зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, Емельяновское лесничество, Устюгское участковое лесничество, в кварталах №, 144 (выделы 1-5, 7-12, 19, 21, 22, 24, частьвыдела 18), 156-159, 160 (выделы 1, 2, 5-10, 13-16, 20, части выделов 18, 1 178, 179 (выделы 1-6, 8, 9, 11-14, 16-27, 32-35, части выделов 30, 31) уточненной площадью <данные изъяты> погрешность <данные изъяты> кв.м., является Россия, право постоянного (бессрочного) пользования ФГБ НУ "Федеральный Исследовательский Центр" Красноярский научный Центр Сибирского Отделения Российской академии наук", арендатор ФИО8, сведения в государственный кадастр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано право собственности ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 1 статьи 94 Земельного кодекса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 1103-1 к землям лесного фонда относились земли, покрытые лесом.

В соответствии со статьей 2 действовавших в период с 1993 по 1997 годы Основ лесного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4613-1 все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. Согласно данной норме в состав земель лесного фонда входили лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и не лесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).

Статья 23 Земельного кодекса РСФСР, действующего до 1993 г., определяла компетенцию Советов народных депутатов различного уровня по изъятию и предоставлению земель. Пунктом 1 названной статьи было установлено, что сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса.

Указанными законами земли лесного фонда запрещались к передаче в собственность частных лиц, а также отсутствовало право сельских, поселковых Советов народных депутатов изымать земельные участки из лесного фонда с целью их предоставления гражданам на любом праве, в том числе в собственность.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ, статей 7 - 8 Лесного кодекса РФ, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности; лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Согласно статье 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства относятся, в том числе: учет значения земли как основы жизнедеятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

В силу части 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Исходя из смысла приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в указанном Постановлении, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской ФИО1 в лице соответствующих уполномоченных органов.

Статьей 27 Земельного кодекса РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков и определены земельные участки, ограниченные в обороте, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Ограничиваются в обороте земельные участки из состава земель лесного фонда (пункт 2 части 5 указанной статьи).

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до ДД.ММ.ГГГГ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 3 статьи 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ).

План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до ДД.ММ.ГГГГ, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.

Частью 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 67 Лесного кодекса РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ).

Лесной реестр в силу пунктов 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках.

Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса РФ).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

При этом статья 92 Лесного кодекса РФ предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ следует, что нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Вступившим в законную силу решением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, имеющим преюдициальное значение по настоящему спору, установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> полностью накладывается на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, относится к землям лесного фонда КГУ "Емельяновское лесничество" Устюгское участковое лесничество, квартала №, 144 (выдела 1,2, 5, 6- 159, 160(выдела 1, 2, 4. 5. 7. 8, 10-12, 14-16), 175-178, 179 (выдела 1-5, 7-9, 11-17, 19-25, 195), является собственностью России, сведения в государственный кадастр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано право собственности ДД.ММ.ГГГГ, тогда как сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, декларированной площадью 900 кв.м. в государственный кадастр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ, право собственности за истцом зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Также судом установлено, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не допущена реестровая ошибка; установлено полное наложение границ земельного участка Рейхерт Т.И на границы земельного участка лесного фонда; доказательств предоставления в собственность истцу уполномоченным органом земельного участка из земель лесного фонда не представлено; образование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> администрацией <адрес> на землях лесного фонда противоречит законодательству.

Согласно ответу КГБУ «Емельяновское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ, акты согласования границ земельного участка с ФИО7 (ООО «Консул»), Рейхерт Т.И в КГБУ «Емельяновское лесничество» отсутствуют.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что лесное законодательство, действующее в указанный период, не предусматривало полномочий администраций районного и местного уровня на изъятие лесов и (или) перевод их в иную категорию и, соответственно, их предоставление для целей, не связанных с лесопользованием, учитывая положения статьи 8 Лесного кодекса РФ. В связи с чем у ООО «Консул» и Рейхерт Т.И отсутствовали основания возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, а свидетельства о праве собственности на землю, выданные ООО «Консул» и Рейхерт Т.И не свидетельствуют о законности приобретения ими права собственности на земельный участок.

Таким образом, в нарушение прямого запрета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был предоставлен в частную собственность ответчика.

Кроме того, исходя из положений статьи 301 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, суд приходит к выводу, что земельный участок лесного фонда перешел в частную собственность Рейхерт Т.И в отсутствие воли (против воли) собственника Российской Федерации, незаконно, то есть с нарушением установленной законом процедуры и императивного запрета на оборот таких земель, фактически не выбыв из федеральной собственности.

В силу статьи 14 Закона N 172-ФЗ (в редакции Закона N 280-ФЗ), если права правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре (далее - ГЛР), лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра, если их права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно представленной в материалы дела выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет вид разрешенного использования – для строительства АЗС; категория земель не установлена.

Доказательств того, что участок лесного фонда, из которого образован спорный земельный участок переведен в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, или в порядке статьи 8 Земельного кодекса РФ и Закона N 172-ФЗ, не представлено. Земельный участок Рейхерт Т.И по назначению не используется, до настоящего времени АЗС на территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не возведена.

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет ФИО1.

При этом п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что ФИО1 передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок образован из земель лесного фонда с нарушением прав Российской Федерации как собственника данного объекта недвижимости, что свидетельствует об утрате данного участка собственником помимо его воли, и наличии оснований для его возврата как земель лесного фонда во владение Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании отсутствующим право собственности Рейхерт Т.И на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и снятии указанного земельного участка с кадастрового учета.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» к Рейхерт Т.И удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Рейхерт Т.И на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Емельяновский районный суд Красноярского края.

Председательствующий: Е.Н. Горбачева

Копия верна:

Судья Емельяновского районного суда:

Дело № 2-777/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2022 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.

при секретаре Шенкель А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» к Рейхерт Т.И о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, снятие земельного участка с кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» обратилось в суд с иском к Рейхерт Т.И, в котором с учетом уточненных исковых требований просит признать отсутствующим право собственности Рейхерт Т.И на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>; снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что согласно свидетельству ККР1100 от ДД.ММ.ГГГГ, Рейхерт Т.И является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> предоставленного на 40 км. Енисейского тракта для строительства АЗС. Истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, который относится к землям лесного фонда, с видом разрешённого использования для осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности, под иными объектами специального назначения (приложение ). Земельный участок предоставлен в целях осуществления деятельности экспериментального хозяйства «Погорельский бор», который является подразделением Института леса им. ФИО4ёва СО РАН, используется с 1959 года, в том числе, в рамках интеграционных и международных проектов. На земельном участке проводятся комплексные научно-исследовательские работы по лесной селекции, лесоводству, лесной пирологии и физико-химической биологии. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведений Государственного лесного реестра, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> полностью расположен в границах земель лесного фонда, входит в состав Устюгского участкового лесничества. Решением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> полностью налагается на границы земельного участка лесного фонда. Доказательств предоставления в собственность истцу уполномоченным органом земельного участка из земель лесного фонда не представлено. Образование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> администрацией <адрес> на землях лесного фонда противоречит законодательству Российской Федерации. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> выбыл из владения его собственника – Российской Федерации помимо его воли, без соответствующих полномочий должностных лиц Комитета земельных ресурсов <адрес> по предоставлению ООО «Консул» земельного участка из состава земель лесного фонда для размещения АЗС.

В судебном заседании представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» - ФИО5 (действующий по доверенности) поддержал заявленные требования в полном объеме, дав пояснения соответствующие вышеизложенному.

Ответчик Рейхерт Т.И в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена. Представитель ответчика ФИО6 (действующая по ордеру) возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представители третьих лиц – Федерального агентство лесного хозяйства, КГБУ «Емельяновское лесничество», администрации <адрес>, МКУ «Управзем» администрации <адрес>, Министерства науки и высшего образования РФ, представители Нотариальной палаты <адрес>, прокуратуры <адрес> в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного разбирательства были уведомлены.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для восстановления,- вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В силу п. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Из материалов дела следует, что согласно свидетельству на право собственности на землю ККР от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Консул» принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 900,012 кв.м. на 40 км. Енисейского тракта, предоставленный для строительства АЗС.

ДД.ММ.ГГГГ между директором ООО «Консул» в лице директора ФИО7 и Рейхерт Т.И заключен договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка.

Согласно свидетельству на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка Рейхерт Т.И является собственником земельного участка площадью 900,012 кв.м., предоставленного под строительство АЗС. Сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, на 40 км Енисейского тракта декларированной площадью 900 кв.м. в государственный кадастр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ, право собственности за истцом зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, Емельяновское лесничество, Устюгское участковое лесничество, в кварталах №, 144 (выделы 1-5, 7-12, 19, 21, 22, 24, частьвыдела 18), 156-159, 160 (выделы 1, 2, 5-10, 13-16, 20, части выделов 18, 1 178, 179 (выделы 1-6, 8, 9, 11-14, 16-27, 32-35, части выделов 30, 31) уточненной площадью <данные изъяты> погрешность <данные изъяты> кв.м., является Россия, право постоянного (бессрочного) пользования ФГБ НУ "Федеральный Исследовательский Центр" Красноярский научный Центр Сибирского Отделения Российской академии наук", арендатор ФИО8, сведения в государственный кадастр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано право собственности ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 1 статьи 94 Земельного кодекса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 1103-1 к землям лесного фонда относились земли, покрытые лесом.

В соответствии со статьей 2 действовавших в период с 1993 по 1997 годы Основ лесного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4613-1 все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. Согласно данной норме в состав земель лесного фонда входили лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и не лесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).

Статья 23 Земельного кодекса РСФСР, действующего до 1993 г., определяла компетенцию Советов народных депутатов различного уровня по изъятию и предоставлению земель. Пунктом 1 названной статьи было установлено, что сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса.

Указанными законами земли лесного фонда запрещались к передаче в собственность частных лиц, а также отсутствовало право сельских, поселковых Советов народных депутатов изымать земельные участки из лесного фонда с целью их предоставления гражданам на любом праве, в том числе в собственность.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ, статей 7 - 8 Лесного кодекса РФ, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности; лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Согласно статье 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства относятся, в том числе: учет значения земли как основы жизнедеятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

В силу части 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Исходя из смысла приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в указанном Постановлении, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской ФИО1 в лице соответствующих уполномоченных органов.

Статьей 27 Земельного кодекса РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков и определены земельные участки, ограниченные в обороте, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Ограничиваются в обороте земельные участки из состава земель лесного фонда (пункт 2 части 5 указанной статьи).

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до ДД.ММ.ГГГГ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 3 статьи 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ).

План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до ДД.ММ.ГГГГ, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.

Частью 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 67 Лесного кодекса РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ).

Лесной реестр в силу пунктов 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках.

Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса РФ).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

При этом статья 92 Лесного кодекса РФ предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ следует, что нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Вступившим в законную силу решением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, имеющим преюдициальное значение по настоящему спору, установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> полностью накладывается на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, относится к землям лесного фонда КГУ "Емельяновское лесничество" Устюгское участковое лесничество, квартала №, 144 (выдела 1,2, 5, 6- 159, 160(выдела 1, 2, 4. 5. 7. 8, 10-12, 14-16), 175-178, 179 (выдела 1-5, 7-9, 11-17, 19-25, 195), является собственностью России, сведения в государственный кадастр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано право собственности ДД.ММ.ГГГГ, тогда как сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, декларированной площадью 900 кв.м. в государственный кадастр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ, право собственности за истцом зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Также судом установлено, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не допущена реестровая ошибка; установлено полное наложение границ земельного участка Рейхерт Т.И на границы земельного участка лесного фонда; доказательств предоставления в собственность истцу уполномоченным органом земельного участка из земель лесного фонда не представлено; образование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> администрацией <адрес> на землях лесного фонда противоречит законодательству.

Согласно ответу КГБУ «Емельяновское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ, акты согласования границ земельного участка с ФИО7 (ООО «Консул»), Рейхерт Т.И в КГБУ «Емельяновское лесничество» отсутствуют.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что лесное законодательство, действующее в указанный период, не предусматривало полномочий администраций районного и местного уровня на изъятие лесов и (или) перевод их в иную категорию и, соответственно, их предоставление для целей, не связанных с лесопользованием, учитывая положения статьи 8 Лесного кодекса РФ. В связи с чем у ООО «Консул» и Рейхерт Т.И отсутствовали основания возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, а свидетельства о праве собственности на землю, выданные ООО «Консул» и Рейхерт Т.И не свидетельствуют о законности приобретения ими права собственности на земельный участок.

Таким образом, в нарушение прямого запрета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был предоставлен в частную собственность ответчика.

Кроме того, исходя из положений статьи 301 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, суд приходит к выводу, что земельный участок лесного фонда перешел в частную собственность Рейхерт Т.И в отсутствие воли (против воли) собственника Российской Федерации, незаконно, то есть с нарушением установленной законом процедуры и императивного запрета на оборот таких земель, фактически не выбыв из федеральной собственности.

В силу статьи 14 Закона N 172-ФЗ (в редакции Закона N 280-ФЗ), если права правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре (далее - ГЛР), лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра, если их права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно представленной в материалы дела выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет вид разрешенного использования – для строительства АЗС; категория земель не установлена.

Доказательств того, что участок лесного фонда, из которого образован спорный земельный участок переведен в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, или в порядке статьи 8 Земельного кодекса РФ и Закона N 172-ФЗ, не представлено. Земельный участок Рейхерт Т.И по назначению не используется, до настоящего времени АЗС на территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не возведена.

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет ФИО1.

При этом п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что ФИО1 передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок образован из земель лесного фонда с нарушением прав Российской Федерации как собственника данного объекта недвижимости, что свидетельствует об утрате данного участка собственником помимо его воли, и наличии оснований для его возврата как земель лесного фонда во владение Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании отсутствующим право собственности Рейхерт Т.И на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и снятии указанного земельного участка с кадастрового учета.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» к Рейхерт Т.И удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Рейхерт Т.И на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Емельяновский районный суд Красноярского края.

Председательствующий: Е.Н. Горбачева

Копия верна:

Судья Емельяновского районного суда:

2-777/2022 (2-3737/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ФГБНУ"Федеральный исследовательский центр"Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской акадении наук"
Ответчики
Рейхерт Татьяна Ивановна
Другие
Управление Росреестра по КК
Федеральное агенство лесного хозяйства
Министерство науки и высшего образования РФ
КГБУ "Емельяновское лесничество"
Нотариальная палата Красноярского края
МКУ Управзем администрации Емельяновскогь района
Администрация Емельяновского района
Нотариус Кирий Ирина Валентиновна
прокуратура емельяновского района
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Горбачева Елена Николаевна
Дело на сайте суда
emel.krk.sudrf.ru
21.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2021Передача материалов судье
24.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.01.2022Предварительное судебное заседание
25.01.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.04.2022Предварительное судебное заседание
04.04.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.04.2022Предварительное судебное заседание
28.04.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.08.2022Предварительное судебное заседание
26.09.2022Судебное заседание
26.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее