РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2022 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.
при секретаре Шенкель А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» к Рейхерт Т.И о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, снятие земельного участка с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» обратилось в суд с иском к Рейхерт Т.И, в котором с учетом уточненных исковых требований просит признать отсутствующим право собственности Рейхерт Т.И на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>; снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что согласно свидетельству ККР1100 № от ДД.ММ.ГГГГ, Рейхерт Т.И является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> предоставленного на 40 км. Енисейского тракта для строительства АЗС. Истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, который относится к землям лесного фонда, с видом разрешённого использования для осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности, под иными объектами специального назначения (приложение №). Земельный участок предоставлен в целях осуществления деятельности экспериментального хозяйства «Погорельский бор», который является подразделением Института леса им. ФИО4ёва СО РАН, используется с 1959 года, в том числе, в рамках интеграционных и международных проектов. На земельном участке проводятся комплексные научно-исследовательские работы по лесной селекции, лесоводству, лесной пирологии и физико-химической биологии. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> – ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведений Государственного лесного реестра, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> полностью расположен в границах земель лесного фонда, входит в состав Устюгского участкового лесничества. Решением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> полностью налагается на границы земельного участка лесного фонда. Доказательств предоставления в собственность истцу уполномоченным органом земельного участка из земель лесного фонда не представлено. Образование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> администрацией <адрес> на землях лесного фонда противоречит законодательству Российской Федерации. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> выбыл из владения его собственника – Российской Федерации помимо его воли, без соответствующих полномочий должностных лиц Комитета земельных ресурсов <адрес> по предоставлению ООО «Консул» земельного участка из состава земель лесного фонда для размещения АЗС.
В судебном заседании представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» - ФИО5 (действующий по доверенности) поддержал заявленные требования в полном объеме, дав пояснения соответствующие вышеизложенному.
Ответчик Рейхерт Т.И в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена. Представитель ответчика ФИО6 (действующая по ордеру) возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представители третьих лиц – Федерального агентство лесного хозяйства, КГБУ «Емельяновское лесничество», администрации <адрес>, МКУ «Управзем» администрации <адрес>, Министерства науки и высшего образования РФ, представители Нотариальной палаты <адрес>, прокуратуры <адрес> в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного разбирательства были уведомлены.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для восстановления,- вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу п. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству на право собственности на землю ККР № № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Консул» принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 900,012 кв.м. на 40 км. Енисейского тракта, предоставленный для строительства АЗС.
ДД.ММ.ГГГГ между директором ООО «Консул» в лице директора ФИО7 и Рейхерт Т.И заключен договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
Согласно свидетельству на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка Рейхерт Т.И является собственником земельного участка площадью 900,012 кв.м., предоставленного под строительство АЗС. Сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, на 40 км Енисейского тракта декларированной площадью 900 кв.м. в государственный кадастр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ, право собственности за истцом зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, Емельяновское лесничество, Устюгское участковое лесничество, в кварталах №№, 144 (выделы 1-5, 7-12, 19, 21, 22, 24, частьвыдела 18), 156-159, 160 (выделы 1, 2, 5-10, 13-16, 20, части выделов 18, 1 178, 179 (выделы 1-6, 8, 9, 11-14, 16-27, 32-35, части выделов 30, 31) уточненной площадью <данные изъяты> погрешность <данные изъяты> кв.м., является Россия, право постоянного (бессрочного) пользования ФГБ НУ "Федеральный Исследовательский Центр" Красноярский научный Центр Сибирского Отделения Российской академии наук", арендатор ФИО8, сведения в государственный кадастр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано право собственности ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 1 статьи 94 Земельного кодекса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 1103-1 к землям лесного фонда относились земли, покрытые лесом.
В соответствии со статьей 2 действовавших в период с 1993 по 1997 годы Основ лесного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4613-1 все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. Согласно данной норме в состав земель лесного фонда входили лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и не лесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).
Статья 23 Земельного кодекса РСФСР, действующего до 1993 г., определяла компетенцию Советов народных депутатов различного уровня по изъятию и предоставлению земель. Пунктом 1 названной статьи было установлено, что сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса.
Указанными законами земли лесного фонда запрещались к передаче в собственность частных лиц, а также отсутствовало право сельских, поселковых Советов народных депутатов изымать земельные участки из лесного фонда с целью их предоставления гражданам на любом праве, в том числе в собственность.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ, статей 7 - 8 Лесного кодекса РФ, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности; лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно статье 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства относятся, в том числе: учет значения земли как основы жизнедеятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В силу части 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Исходя из смысла приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в указанном Постановлении, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской ФИО1 в лице соответствующих уполномоченных органов.
Статьей 27 Земельного кодекса РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков и определены земельные участки, ограниченные в обороте, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Ограничиваются в обороте земельные участки из состава земель лесного фонда (пункт 2 части 5 указанной статьи).
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до ДД.ММ.ГГГГ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 3 статьи 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ).
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до ДД.ММ.ГГГГ, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
Частью 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 67 Лесного кодекса РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ).
Лесной реестр в силу пунктов 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса РФ).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
При этом статья 92 Лесного кодекса РФ предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ следует, что нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Вступившим в законную силу решением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, имеющим преюдициальное значение по настоящему спору, установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> полностью накладывается на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, относится к землям лесного фонда КГУ "Емельяновское лесничество" Устюгское участковое лесничество, квартала №№, 144 (выдела 1,2, 5, 6- 159, 160(выдела 1, 2, 4. 5. 7. 8, 10-12, 14-16), 175-178, 179 (выдела 1-5, 7-9, 11-17, 19-25, 195), является собственностью России, сведения в государственный кадастр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано право собственности ДД.ММ.ГГГГ, тогда как сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, декларированной площадью 900 кв.м. в государственный кадастр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ, право собственности за истцом зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом установлено, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не допущена реестровая ошибка; установлено полное наложение границ земельного участка Рейхерт Т.И на границы земельного участка лесного фонда; доказательств предоставления в собственность истцу уполномоченным органом земельного участка из земель лесного фонда не представлено; образование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> администрацией <адрес> на землях лесного фонда противоречит законодательству.
Согласно ответу КГБУ «Емельяновское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ, акты согласования границ земельного участка с ФИО7 (ООО «Консул»), Рейхерт Т.И в КГБУ «Емельяновское лесничество» отсутствуют.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что лесное законодательство, действующее в указанный период, не предусматривало полномочий администраций районного и местного уровня на изъятие лесов и (или) перевод их в иную категорию и, соответственно, их предоставление для целей, не связанных с лесопользованием, учитывая положения статьи 8 Лесного кодекса РФ. В связи с чем у ООО «Консул» и Рейхерт Т.И отсутствовали основания возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, а свидетельства о праве собственности на землю, выданные ООО «Консул» и Рейхерт Т.И не свидетельствуют о законности приобретения ими права собственности на земельный участок.
Таким образом, в нарушение прямого запрета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был предоставлен в частную собственность ответчика.
Кроме того, исходя из положений статьи 301 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, суд приходит к выводу, что земельный участок лесного фонда перешел в частную собственность Рейхерт Т.И в отсутствие воли (против воли) собственника Российской Федерации, незаконно, то есть с нарушением установленной законом процедуры и императивного запрета на оборот таких земель, фактически не выбыв из федеральной собственности.
В силу статьи 14 Закона N 172-ФЗ (в редакции Закона N 280-ФЗ), если права правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре (далее - ГЛР), лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра, если их права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно представленной в материалы дела выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет вид разрешенного использования – для строительства АЗС; категория земель не установлена.
Доказательств того, что участок лесного фонда, из которого образован спорный земельный участок переведен в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, или в порядке статьи 8 Земельного кодекса РФ и Закона N 172-ФЗ, не представлено. Земельный участок Рейхерт Т.И по назначению не используется, до настоящего времени АЗС на территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не возведена.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет ФИО1.
При этом п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что ФИО1 передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок образован из земель лесного фонда с нарушением прав Российской Федерации как собственника данного объекта недвижимости, что свидетельствует об утрате данного участка собственником помимо его воли, и наличии оснований для его возврата как земель лесного фонда во владение Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании отсутствующим право собственности Рейхерт Т.И на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и снятии указанного земельного участка с кадастрового учета.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» к Рейхерт Т.И удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Рейхерт Т.И на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.
Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Емельяновский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева
Копия верна:
Судья Емельяновского районного суда: