Решение по делу № 2-24/2022 (2-2680/2021;) от 29.06.2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

10 марта 2022 года

Сызранский городской суд Самарской области

в составе: председательствующего судьи Артемьевой Л.В.

с участием представителя прокуратуры г. Сызрани ФИО2,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № *** по иску зам. прокурора г. Сызрани Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» об устранении нарушений требований пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Сызрани Самарской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер», в уточненном исковом заявлении просит обязать ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» выполнить мероприятия противопожарной безопасности в отношении объекта по адресу - <адрес> г. Сызрани Самарской области: в соответствии со ст. 30 Федерального закона от <дата> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и п. 6.16 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС России от <дата> № ***, обеспечить уклон маршей лестницы, ведущей во двор со стороны кабинета главного врача, не более 1:1 и шириной проступей не менее 25 см.; в соответствии с п. 5.2.2 Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденных Приказом МЧС России от <дата> № ***, разместить помещение стационара учреждения в отдельно стоящем здании либо выделить помещение стационара в самостоятельные пожарные отсеки внутри здания ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер»; в соответствии с п. 4.2.9 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС России от <дата> № ***, обеспечить помещение стационара с классом защиты Ф 1.1. не менее чем двумя эвакуационными выходами; обязать Министерство здравоохранения Самарской области обеспечить финансирование мероприятий, связанных с приведением в соответствие с требованиями противопожарного законодательства здания ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер», а именно: обеспечить финансирование ремонта маршей лестницы, ведущей во двор со стороны кабинета главного врача; обеспечить финансирование размещения помещений стационара ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» в отдельно стоящем здании либо обеспечить финансирование выделения помещения стационара в самостоятельные пожарные отсеки внутри здания ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер»; обеспечить финансирование оснащения помещения стационара ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» с классом защиты Ф 1.1. не менее чем двумя эвакуационными выходами.

В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой <адрес> Самарской области в связи с исполнением задания прокуратуры Самарской области от <дата> «О проведении проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности» проведена проверка соблюдения ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» противопожарного законодательства.

В ходе проверки установлено, что ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» является собственником недвижимого имущества по адресу: <адрес> г. Сызрани Самарской области на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от <дата> серии 63-АЕ № ***, о чем сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № *** от <дата>.

Учреждением до настоящего времени не исполнено предписание от ОНД и ПР по г.о. Сызрань, Октябрьск и м.<адрес>, Шигонский ГУ МЧС России по Самарской области № *** от <дата>.

В ходе проверки соблюдения действующих норм противопожарного законодательства ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» выявлены следующее нарушения в здании по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>: в нарушение ст. 30 Федерального закона от <дата> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и п. 6.16 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС России от <дата> № ***, уклон маршей лестницы, ведущей во двор со стороны кабинета главного врача, выполнен более 1:1, ширина проступей менее 25 см.; в нарушение п. 5.2.2 Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденных Приказом МЧС России от <дата> № ***, помещения стационара (класс защиты Ф 1.1.) не размещены в отдельно стоящих зданиях, не выделены в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности, а именно в отделении поликлиники класса защиты Ф 3.4; в нарушение п. 4.2.9 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС России от <дата> № ***, помещение стационара с классом защиты Ф 1.1. не имеют не менее двух эвакуационных выходов (выход из стационара один).

Согласно ст. 37 Федерального закона от <дата> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Недостаточная противопожарная защищенность объекта с массовым пребыванием людей может привести к негативным последствиям в случае возникновения ситуации, опасной для жизни и здоровья граждан.

Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к запрещению деятельности, создающей такую опасность.

Отношения, связанные с причинением вреда составляют предмет гражданского законодательства. Возможность предъявления исков, направленных на предотвращение причинение вреда в будущем, прямо предусмотрена ст. 1065 ГК РФ.

Однако, данная норма предусматривает и способ защиты прав и законных интересов лиц, которым может быть причинен вред в данном случае - неопределенному кругу лиц, запрещение деятельности, создающей такую опасность (п. 1 ст. 1065 ГК РФ).

В случае нарушении собственником здании требований пожарной безопасности, если при этом создается угроза причинения вреда неопределенному кругу лиц, прокурор имеет возможность реагировать на данное нарушение путем предъявления иска в интересах неопределенного круга лиц о запрещении эксплуатации здания в порядке гражданского судопроизводства.

При этом несоблюдение требований пожарной безопасности в указанных местах массового пребывания может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и создать угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Сызрани Самарской области в лице ФИО2 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» - ФИО4 /доверенность от <дата>/ в судебном заседании против исковых требований возражал, представил отзыв на иск, в котором просит в иске отказать, ссылаясь на то что, согласно предписанию № *** от <дата> срок исполнения данного предписания до <дата>. ГБУЗ СО «СНД» было направлено ходатайство от <дата> № *** о продлении срока исполнения предписания в Главное управление МЧС России по Самарской области. Нарушения, указанные в предписании № *** от <дата>, выявлены в 2014 г. и не исполнимы по нижеизложенным причинам. ГБУЗ СО «СНД» не является собственником здания по адресу: <адрес>, г. Сызрань, <адрес>, кроме того, у него отсутствуют возможности для устранения выявленных нарушений, поскольку собственник здания - Самарская область, денежные средства на мероприятия по устранению нарушений не выделяются, а также в связи с тем, что указанное здание является объектом культурного наследия регионального значения - «Усадьба дворянина ФИО5». Производить реконструкцию здания ГБУЗ СО «СНД» по закону не имеет право, а некоторые мероприятия не могут быть выполнены без уничтожения внутренних интерьеров исторического памятника, в том числе производить разборку стен, изменять конструкцию лестниц технически невозможно. Названное здание должно эксплуатироваться с учетом особенностей, предусмотренных специальным федеральным законодательством об охране объектов культурного наследия. Министерством культуры Самарской области выдано охранное обязательство № *** от <дата>, согласно которому ГБУЗ СО «СНД» несет полную ответственность за сохранность объекта культурного наследия и обязано использовать его, как нежилое помещение (обеспечивать не реже, чем один раз в пять лет с момента оформления охранного обязательства проведение осмотра технического состояния объекта культурного наследия с целью определения госорганом мероприятия по сохранению объекта культурного наследия), с обязательным обеспечением неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия, согласовывать с госорганом вопросы изменения характера использования объекта культурного наследия и другое. Считают, что поскольку положения Закона № ***-Ф3 устанавливают более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие в момент ввода в эксплуатацию здания до 1914 г., то на основании ч. 4 ст. 4 Закона № ***-Ф3 учреждение освобождено от обязанности по выполнению требований, установленных данным законом, вплоть до проведения реконструкции объекта защиты. Собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с действующими требованиями Федерального закона. Соответственно, орган пожарного надзора, обязывая учреждение привести объект защиты в соответствии с действующими требованиями пожарной безопасности, должен обосновать невозможность эксплуатации здания в соответствующем состоянии вследствие угрозы возникновения пожара. Обязанность принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности законом возложена на собственника объекта защиты либо на лицо, уполномоченное владеть, пользоваться и распоряжаться таким объектом. Так как ГБУЗ СО «СНД» не является собственником здания, в котором учреждение размещено, у него отсутствуют возможности для устранения выявленных нарушений, поскольку собственник здания - Самарская область. В 2014 г. выполнялись предварительные проектные работы, стоимость которых по реконструкции и приспособлению здания к современному использованию определена в 3,5 млн. руб. В ценах 2020 года стоимость проектных работ составляет 4,5 млн. руб. Неоднократно направлялись заявки на финансирование данных работ, но денежные средства на данные мероприятия не выделяются, несмотря на неоднократные обращения к учредителям и собственникам имущества с ходатайствами о выделении финансовых средств. Выполнение пунктов предписания носит капитальный характер, денежными средствами на устранение которых учреждение в полной мере не располагает. Финансирование министерством здравоохранения Самарской области не осуществляется. Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, имущество за ним закрепляется собственником, финансовое обеспечение деятельности учреждения возлагается на собственника. Соответственно, собственник должен передать учреждению в управление здание, соответствующее требованиям пожарной безопасности, либо обеспечить выполнение таких требований самостоятельно путем выделения денежных средств.

Представитель ответчика - министерство здравоохранения Самарской области - ФИО6 /доверенность от <дата>/ в судебном заседании исковые требования не признала, предоставила письменный отзыв на иск, в котором просит в иске отказать, поскольку считают себя ненадлежащим ответчиком. Согласно пунктам 3.10.6, 4.4.9 Устава ГБУЗ учреждение обязано содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Учитывая изложенное, исполнение требований законодательства о пожарной безопасности должно осуществляться ГБУЗ, а не министерством, соответственно, министерство не может являться надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу. Министерство является главным распорядителем бюджетных средств. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм, иных программ, входящих в состав государственных программ) утверждается законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Таким образом, главный распорядитель бюджетных средств распределяет денежные средства исключительно в пределах доведенных до него лимитов. До их министерства лимиты доводятся министерством управления финансами Самарской области. Министерство осуществляет финансирование в строгом соответствии и в размерах, установленных нормативными правовыми актами, т. е. исключительно в пределах доведенных до него лимитов. Требование о размещении помещений стационара ГБУЗ в отдельно стоящем здании также не признают. Вопросы, связанные с выделением помещений для ГБУЗ, не отнесены к полномочиям министерства. В целом выполнение требований, указанных в иске, невозможно без проектных решений и не может быть проведено в рамках текущего или капитального ремонта. Кроме того, исполнение мероприятий, перечисленных в иске, носят капитальный характер и фактически требуют реконструкции здания, что также не отнесено к полномочиям министерства. В настоящее время совместно с учреждениями (ГБУЗ СО «Сызранский кожно-венерологический диспансер», ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер»), главными внештатными специалистами министерства, а также с привлечением территориального подразделения Роспотребнадзора прорабатывается вариант совместного размещения ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» и ГБУЗ СО «Сызранский кожно-венерологический диспансер» в здании, расположенном по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>. Министерство не уполномочено распоряжаться имуществом, находящимся в собственности Самарской области. При выполнении возложенных законом обязанностей, министерство действует в пределах предоставленных законом полномочий, доказательств об обратном в материалы гражданского дела истцом не представлено.

Представитель ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области - ФИО7 /доверенность от <дата>/ в судебном заседании исковые требования не признала, предоставила письменный отзыв на иск, из которого следует, что согласно Положению о министерстве, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от <дата> № ***, министерство является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области. В соответствии с нормами статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. Таким образом, министерство имущественных отношений Самарской области в данном случае не может отвечать по обязательствам учреждения. В случае принятия судом решения о возложении обязанностей по устранению нарушению норм законодательства в рамках рассматриваемого предмета спора, в частности на министерство, такой судебный акт будет не исполним. Соответственно, министерство надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу являться не может.

Представитель 3-его лица - ГУ МЧС России по Самарской области - ФИО8 /доверенность от <дата>/ в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме и привел доводы, изложенные в предписаниях учреждению.

Представитель 3-го лица - министерства культуры Самарской области - ФИО9 /доверенность от <дата>/ в судебное заседание не явилась, предоставила отзыв на иск, в котором просит гражданское дело рассмотреть в их отсутствие. Из отзыва следует, что министерство в своей деятельности руководствуется Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от <дата> № ***. Согласно пункту 2.2 Положения министерство наделено полномочиями по управлению подведомственными министерству государственными учреждениями Самарской области. ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» не является подведомственным министерству учреждением. В этой связи министерство, действующее на основании Положения, не располагает полномочиями и документами, влияющими на разрешение рассматриваемого спора. В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от <дата> № ***-р здание, расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения «Усадьба дворянина ФИО5». Считают, что пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от <дата> № *** «Об Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области» функции министерства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации переданы управлению государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области (УГООКН). То есть в настоящее время уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия является УГООКН.

Представитель 3-го лица - Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области - ФИО10 /доверенность от <дата>/ в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на иск просит гражданское дело рассмотреть в их отсутствие, оставил рассмотрение дела на усмотрение суда, ссылаясь на то, что объект, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения «Усадьба дворянина ФИО5» на основании Постановления Главы Администрации Самарской области от <дата> № *** «О постановке на государственную охрану недвижимых памятников истории и культуры местного значения». Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от <дата> № ***-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон № ***-Ф3). В силу пункта 1 статьи 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Представитель 3-го лица - министерство управления финансами Самарской области - ФИО11 /доверенность от <дата>/ в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на иск, в котором ссылается на то, что согласно положениям ст. 33 Федерального закона от <дата> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Права владения и пользования зданием по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> находятся у ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер», а не министерства здравоохранения Самарской области. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Министерство здравоохранения Самарской области обязано предоставлять ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» субсидии в целях выполнения учреждением государственного задания в связи с выполнением работ, оказанием услуг в сфере здравоохранения. Содержание недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, не является обязанностью министерства здравоохранения Самарской области. Если здание является объектом культурного наследия, в отношении объекта лица, которым он принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения объекта (ст. 47.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Проверив гражданское дело, заслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» является владельцем недвижимого имущества по праву оперативного управления по адресу: <адрес>, г. Сызрани Самарской области на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от <дата>.

Во исполнение распоряжения главного государственного инспектора городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору № *** от <дата> заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Сызрань, Октябрьск и муниципальным районам Сызранский, Шигонский - заместителем главного государственного инспектора г.о. Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский по пожарному надзору майором внутренней службы ФИО8 в период с 10-00 час. до 11-00 час. <дата>, с 09-30 час. до 10-00 час. <дата> проведена проверка в отношении ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер», фактически осуществляющему деятельность по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>.

В ходе проведения проверки были установлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности: в нарушение ст. 46 Федерального закона от <дата> № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ст. 4 Федерального закона от <дата> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 1.94 СНиП <дата>-89 «Общественные здания и сооружения», п. 5.2.4 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п. 33 Правил противопожарного режима в РФ уклон маршей лестницы, ведущей во двор со стороны кабинета главного врача, выполнен более 1:1, ширина проступей менее 25 см.; в нарушение ст. 46 Федерального закона от <дата> № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ст. ст. 4, 80, 88 Федерального закона от <дата> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», п. 7.4 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» помещения стационара (класс Ф1.1.) не отделены от части здания другого назначения -поликлинического отделения /класс Ф3.4/ противопожарной стеной 2 типа; в нарушение ст. 46 Федерального закона от <дата> № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ст. 4 Федерального закона от <дата> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. <дата> Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п. 6.12 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 4.3 СНиП 11-2-80» Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений», п. 34 Н 102-54 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест», п. 33 Правил противопожарного режима в РФ помещение стационара с классом защиты Ф 1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек, не имеют 2 самостоятельных эвакуационных выходов.    

В связи с данными нарушениями в отношении ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» <дата> было выдано предписание № *** об устранении нарушений в срок до <дата>.

По окончанию плановой выездной проверки были составлены акты проверок органом государственного контроля, органом муниципального контроля от <дата> № ***, № ***.

<дата> было вынесено постановление № *** по делу об административном правонарушении, в соответствии с п. 3.2, п. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 75 000 руб.

Факты данных нарушений требований противопожарной безопасности в помещении с массовым пребыванием людей и его не исполнения в установленным органом пожарного надзора сроки по настоящее время, необходимость указанных в предписании № *** от <дата> видов работ по выполнению требований противопожарной безопасности главным врачом ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» не оспариваются.

Согласно ст. 8 Федерального закона от <дата> № ***-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования: сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара; ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара; нераспространение пожара на соседние здания и сооружения; эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения; возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара; возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 63 Федерального закона от <дата> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от <дата> N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

В силу ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона деятельность в области пожарной безопасности осуществляется в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> № ***-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

На основании ч. 1 ст. 88 Требований о пожарной безопасности установлены требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках, а именно: части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.

Постановлением Правительства РФ от <дата> N 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

Согласно ст. 37 Федерального закона от <дата> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от <дата> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно п. 5.2.2 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности.

Согласно ст. 1 ФЗ РФ от <дата> № *** «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

Недостаточная противопожарная защищенность объекта с массовым пребыванием людей может привести к негативным последствиям в случае возникновения ситуации, опасной для жизни и здоровья граждан.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора г. Сызрани, направленные в защиту неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению, ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» следует обязать устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>.

При этом доводы главного врача ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» ФИО12 о том, что он не имеет возможности устранить указанные выше нарушения требований пожарной безопасности в здании по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> связи с отсутствием денежных средств, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку выявленное нарушение влияет на своевременную и безопасную эвакуацию людей в случае возникновения пожара или чрезвычайной ситуации, так же влияет на вероятность получения травм при эвакуации, что создает угрозу для жизни и здоровья людей.

Между тем, суд полагает необходимым обязать министерство здравоохранения Самарской области обеспечить финансирование вышеназванных мероприятий для приведения здания ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» в соответствие с требованиями противопожарной безопасности, поскольку согласно Устава лечебного учреждения учредителями и собственником имущества учреждения является Самарская область, а функции и полномочия учредителя от имени Самарской области осуществляет министерство здравоохранения Самарской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств в сфере здравоохранения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования зам. прокурора г. Сызрани Самарской области в интересах неопределенного круга лиц об устранении нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» в срок до <дата> выполнить мероприятия противопожарной безопасности в отношении объекта по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, а именно: обеспечить уклон маршей лестницы, ведущей во двор со стороны кабинета главного врача не более 1:1, ширину проступей не менее 25 см.; отделить помещение стационара от части здания другого назначения - поликлинического отделения в самостоятельные пожарные отсеки; обеспечить помещение стационара с классом защиты Ф 1.1. не менее чем двумя эвакуационными выходами.

Обязать министерство здравоохранения Самарской области обеспечить финансирование вышеназванных мероприятий для приведения здания ГБУЗ СО «Сызранский наркологический диспансер» в соответствие с требованиями противопожарной безопасности.

Исковые требования зам. прокурора г. Сызрани Самарской области в интересах неопределенного круга лиц об устранении нарушений требований пожарной безопасности к министерству имущественных отношений Самарской области - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата>

Судья:

2-24/2022 (2-2680/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г. Сызрани в интересах неопределнного круга лиц
Ответчики
Министерство здравоохранения Самарской области
ГБУЗ СО "Сызранский наркологический диспансер"
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
ГУ МЧС России по Самарской области
Министрество строительства Самарской области
Министерство культуры Самарской области
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области (УГООКН)
МУФ СО
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Артемьева Л.В.
Дело на сайте суда
syzransky.sam.sudrf.ru
29.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2021Передача материалов судье
01.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2021Подготовка дела (собеседование)
10.08.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.10.2021Предварительное судебное заседание
01.10.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.10.2021Предварительное судебное заседание
21.10.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.11.2021Предварительное судебное заседание
16.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.12.2021Предварительное судебное заседание
03.12.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.12.2021Предварительное судебное заседание
15.12.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.01.2022Предварительное судебное заседание
11.01.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.01.2022Предварительное судебное заседание
26.01.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.02.2022Предварительное судебное заседание
09.02.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.02.2022Предварительное судебное заседание
28.02.2022Судебное заседание
10.03.2022Судебное заседание
17.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2022Дело оформлено
27.12.2022Дело передано в архив
10.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее