Дело № 2-1168/2021
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 апреля 2021 года Кировский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Варакшиной Т.Е.
при секретаре Гаджимурадове Э.Б.
с участием представителя истцов – Окуневой Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Некрасова С.В., Некрасова А.В., Некрасовой В.И. к Муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Некрасов С.В., Некрасов А.В., Некрасова В.И. обратились в суд с иском к МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» о признании за истцами право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>, на условиях договора социального найма.
В обоснование заявленных требований указано, что в декабре 1992 года Н. был выдан ордер на квартиру, с этого времени он, его жена Некрасова В.И., сыновья Некрасов С.В., Некрасов А.В. зарегистрировались в жилом помещении, вселились и продолжают проживать до настоящего времени, несут расходы по содержанию квартиры. В дальнейшем ордер на жилое помещение был утерян, Н. умер, квитанции продолжают приходить на его имя. Руководствуясь положениями статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации истцы обратились в суд с рассматриваемым иском.
В судебное заседание истцы Некрасов С.В., Некрасов А.В., Некрасова В.И. не явились, о времени и месте рассмотрения извещались по адресу, указанному в исковом заявлении. Ранее суду было представлено заявление о рассмотрении дела во всех судебных заседаниях с участием представителя Окуневой Е.В., на исковых требованиях настаивают.
В судебном заседании представитель истцов Окунева Е.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований, пояснив, что спорное жилое помещение было предоставлено Н. по ордеру. После его смерти его жена Некрасова В.И. обратилась в МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми», однако, в заключении договора социального найма ей было отказано в связи с отсутствием ордера. Все истцы были включены в ордер, зарегистрированы в помещении, однако, ордер не сохранился.
Ответчик МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суду представлен отзыв на исковое заявление, в котором заявлена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку истцы обращались в адрес Учреждения 02 апреля 2021 года с заявлением о заключении договора социального найма. Письмом от 08 апреля 2021 года № был дан мотивированный отказ о невозможности заключения договора социального найма, истцам было предложено предоставить в адрес Учреждения недостающие документы. В настоящий момент истцы не предоставили в адрес Учреждения документы для заключения договора социального найма жилого помещения. Учреждение, согласно уставу, управомочено выполнять функции наймодателя от имени собственника жилых помещений – муниципального образования город Пермь по оформлению и заключению договоров социального найма и договоров найма на жилые помещения специализированного муниципального жилищного фонда. Предоставление муниципальной услуги Учреждением регламентируется постановлением администрации г. Перми от 12 ноября 2019 года № 892 «Об утверждении Порядка заключения изменения договоров социального найма жилых помещений, договоров найма специализированных жилых помещений». Пунктом 1.2 Приложения 1 к Порядку предусмотрен перечень документов, прилагаемый при оформлении договора на жилое помещение. Учреждение управомочено исполнять от имени собственника обязанность по заключению договора социального найма в случае наличия полного пакета документов, соответственно, не может быть принуждено к выполнению этой обязанности при отсутствии данных документов. В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается.
Определением от 02 февраля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привлечена администрация г. Перми.
Третье лицо администрация г. Перми в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Суду представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя. Ранее в адрес суда было направлен письменный отзыв, в котором заявлена просьба об отказе в удовлетворении заявленных требований по аналогичным основаниям, изложенным в отзыве МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми».
Суд, выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Контрольным талоном к ордеру от 09 декабря 1992 года № Н. предоставлено жилое помещение: отдельная квартира, состоящая из двух комнат, по <адрес>, на состав семьи из 4 человек: Некрасова В.И. (жена), Некрасов А.В. (сын), Некрасов С.В. (сын).
24 октября 2002 года Н. выдана справка в том, что он проживает по <адрес>, в двухкомнатной квартире жилой площадью 30 кв.м. Состав семьи 4 человека: Некрасов А.В. (сын), Некрасов С.В. (сын), Некрасова В.И. (жена).
Решением ....... районного суда г. Перми от 29 апреля 2005 года, вступившим в законную силу 11 мая 2005 года, с учетом определения от 17 мая 2005 года об устранении описки, установлен факт проживания Некрасовой В.И., Некрасова С.В., Некрасова А.В. на территории Российской Федерации на 06 февраля 1992 года.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 12 февраля 2021 года, сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение, расположенное по <адрес>, отсутствуют.
Н. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с адресной справкой отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД Росси по Пермскому краю от 15 февраля 2021 года, Некрасов С.В., Некрасов А.В., Некрасова В.И. зарегистрированы по месту жительства с 24 декабря 1992 года по <адрес>.
В ответ на обращение Некрасова С.В., Некрасова А.В., Некрасовой В.И. от 02 апреля 2021 года о заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу<адрес>, МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» дан ответ 08 апреля 2021 года о необходимости предоставления в адрес учреждения копий документов, удостоверяющих личности Некрасова С.В., Некрасовой В.И., Некрасова А.В., копий документов, подтверждающих родственные отношения Некрасова С.В., Некрасовой В.И., Некрасова А.В. между собой, согласия Некрасова С.В., Некрасовой В.И., Некрасова А.В. на обработку персональных данных, содержащихся в представленных документах по установленной форме приложения 3 к Порядку, документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, согласие Некрасовой В.И., Некрасова А.В. на признание Некрасова С.В. нанимателем. Дополнительно указано, что контрольный талон к ордеру от 09 декабря 1992 года № не заверен должным образом, заявление о заключении договора социального найма подписано представителем по доверенности, не имеющей полномочия на изменение и подписание договора социального найма.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещение вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно статье 673 Гражданского кодекса Российской Федерации объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
В соответствии с частью 2 статьи 82 Жилищного кодекса Российской Федерации, дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
В силу пункта 2 статьи 686 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. Если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.
Как установлено в судебном заседании, жилое помещение, расположенное по <адрес>, было предоставлено Н. до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации, на состав семьи из четырех человек, в том числе, истцов. Доказательств иного суду не представлено.
Н. умер.
Некрасова В.И., Некрасов С.В., Некрасов А.В. зарегистрированы в квартире с 24 декабря 1992 года, продолжают проживать в спорном жилом помещении до настоящего времени.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцы приобрели право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, поскольку в судебном заседании установлен тот факт, что между сторонами фактически сложились отношения социального найма жилого помещения.
Согласно статье 47 Жилищного кодекса РСФСР, действующего на момент вселения истцов в спорное жилое помещение, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Вместе с тем, закон не предусматривает последствий утраты ордера в виде лишения прав пользования занимаемым жилым помещением лиц, его получивших, и членов их семьи.
Отсутствие у истцов ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в квартиру, регистрации в ней по месту жительства, проживании и исполнении обязанностей нанимателя не может служить препятствием к реализации их права пользования жилым помещением.
При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что истцы открыто пользуются и владеют жилым помещением длительное время, с требованиями о выселении Н., так и членов его семьи, в связи с незаконностью их проживания ответчик не обращался.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что вселении истцов в спорное жилое помещение было произведено в установленном законом порядке, в связи с чем полагает возможным удовлетворить заявленные требования о признании за истцами права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Некрасова С.В., Некрасова А.В., Некрасовой В.И. удовлетворить.
Признать за Некрасовым С.В., Некрасовым А.В., Некрасовой В.И. право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>, на условиях договора социального найма.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Судья Т.Е. Варакшина