Гражданское дело № 2-242/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2017 года р.п. Москаленки
Москаленский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Кобзарь О.В., при секретаре Искаковой Р.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Москаленского района Омской области в интересах ФИО1 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Москаленского муниципального района Омской области <данные изъяты> и администрации Москаленского муниципального района Омской области о взыскании расходов, связанных с прохождением медицинского осмотра, возложении обязанности осуществить финансирование образовательного учреждения,
установил:
Прокурор Москаленского района Омской области обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Москаленского муниципального района Омской области <данные изъяты> администрации Москаленского муниципального района Омской области о взыскании расходов, связанных с прохождением медицинского осмотра, возложении обязанности осуществить финансирование образовательного учреждения.
В обоснование иска указано, что в результате проверки, проведенной прокуратурой Москаленского района Омской области, были выявлены факты нарушения требований законодательства об охране труда в части невозмещения работникам денежных средств, затраченных ими на прохождение медицинских осмотров, которые по общим правилам, установленным трудовым законодательством, возмещаются за счет средств работодателя. Уставом МБОУ <данные изъяты> определено, что учредителем учреждения является администрация Москаленского муниципального района Омской области. Таким образом, возмещение затрат на проведение медицинских осмотров работников муниципальных образовательных учреждений района возлагается на работодателя, а при недостаточности или отсутствия у работодателя денежных средств в соответствии с частью 12 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации на учредителя такового учреждения, то есть на администрацию Москаленского муниципального района. Однако, в нарушение требований трудового законодательства расходы в сумме 1210 рублей, связанные с прохождением работника учреждения ФИО1 медицинского осмотра в сентябре 2016 года, ответчиком оплачены не были. Работник был вынужден за счет собственных средств пройти медицинский осмотр. Денежные средства до настоящего времени работнику не возвращены, в связи с чем, прокурор был вынужден обратиться с указанными исковыми требованиями в суд.
В судебном заседании помощник прокурора Москаленского района Омской области ФИО4 поддержал заявленные требования в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представитель МБОУ <данные изъяты> ФИО5 в судебное заседание не явилась, в заявление исковые требования признает, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель администрации Москаленского муниципального района Омской области ФИО6 в судебное заседание не явилась, в материалах дела имеется заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, решение по делу оставляет на усмотрение суда.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. ст. 2, 43 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, и их соблюдение и защита - обязанность государства, каждый имеет право на образование.
В силу абз. 2 ст. 22 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержание нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Кроме того, ч. 4 ст. 41 указанного Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в РФ; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Частью 1 ст. 209 ТК РФ определено, что охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. При этом работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований.
Частями 2,6 статьи 213 Трудового Кодекса РФ установлено, что работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет работодателя.
В соответствии с п. 5 ст. 34 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Таким образом, законом установлено прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работниками детских учреждений за счет средств работодателя.
Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принята муниципальным бюджетным образовательным учреждением Москаленского муниципального района Омской области <данные изъяты> на работу в качестве рабочей по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, что подтверждается трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из информации директора МБОУ <данные изъяты> ФИО5 следует, что рабочая по комплексному обслуживанию и ремонту зданий ФИО1 в 2016 году за счет собственных средств прошла медицинский осмотр.
Согласно договору об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ между БУЗОО «Москаленская ЦРБ» и ФИО1 стоимость медицинского обследования составила 1210 рублей.
При рассмотрении дела установлено, что работником ФИО1 затрачены собственные денежные средства на прохождение медицинского осмотра в размере 1210 рублей по квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ.
Размер возмещения расходов, связанных с прохождением медицинского осмотра, сторонами не оспаривается.
В соответствии с ч. 12 ст. 20 Трудового кодекса РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Из п. 3 ст. 123.21 ГК РФ следует, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Согласно Уставу МБОУ <данные изъяты> образовательное учреждение является бюджетным учреждением. Учредителем учреждения является администрация Москаленского муниципального района Омской области (пункты 1.1, 1.3 Устава).
За учреждением, в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его Уставом, комитетом по экономической политике и управлению муниципальным имуществом администрации Москаленского муниципального района Омской области закрепляется имущество, являющееся муниципальной собственностью Москаленского муниципального района Омской области (п. 4.1 Устава). Финансовое обеспечение образовательной деятельности Учреждения осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов всех уровней. Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются администрацией Москаленского муниципального района Омской области (п. 4.17 Устава).
Проанализировав положения п. 3 ст. 123.21, п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, суд приходит к выводу, что на собственника имущества бюджетного учреждения возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание. При этом в силу п. 1 ст. 123.21 ГК РФ собственником имущества созданного учреждения является его учредитель.
Таким образом, ответственность собственника имущества учреждения и его учредителя является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные ст. 399 ГК РФ, распространяются с вышеуказанными особенностями.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что фактически работодатель, имея обязанность нести расходы по прохождению медицинских осмотров своих работников, такие затраты не понес, при этом, установлено, что медицинский осмотр работником ФИО1 пройден за счет собственных средств. Анализируя представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что МБОУ <данные изъяты> не исполнило требования действующего законодательства, направленного на обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере трудовых прав работников учреждения. Поскольку истцу указанные выше денежные суммы, предусмотренные трудовым законодательством, не выплачены, они входят в состав его имущества, их утрата (невыплата) в силу ст. 15 ГК РФ представляет собой убытки в виде реального ущерба, причиненного истцу, которые подлежат возмещению работодателем. В случае недостаточности денежных средств или имущества у образовательного учреждения, администрация Москаленского муниципального района Омской области, являясь учредителем и собственником имущества образовательного учреждения, несет субсидиарную ответственность по указанным обязательствам учреждения, вытекающим из трудовых отношений.
Исходя из вышеизложенного, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, суд считает необходимым освободить администрацию Москаленского муниципального района Омской области от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с МБОУ <данные изъяты> государственную пошлину в местный бюджет Москаленского муниципального района Омской области в размере 400 рублей, исходя из размера цены иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 1210 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> |