РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2016 года г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Ивановой Н.В.,
с участием представителя ГУ ТО «УСЗН» по доверенности Мусаевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1703/16 по иску Карасева В.А. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области (филиал - отдел социальной защиты населения по Киреевскому району) о признании права на поучение мер социальной поддержки,
у с т а н о в и л:
Карасев В.А. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области (филиал - отдел социальной защиты населения по Киреевскому району) о признании отказа в назначении мер социальной поддержки, как ветерану труда, в виде ежемесячной выплаты незаконным, обязании назначить данные меры. Истец указал, что 20.07.2016 г. ему выдано удостоверение «Ветеран труда», после чего он 24.08.2016 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на основании ст.7 Закона ТО от 28.12.2004 года № 493 – ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в чем ему 25.08.2016 г. было отказано ввиду недостижения пенсионного возраста 60 лет. Данный отказ просит признать незаконным и обязать ответчика назначить ему указанные выплаты с 24.08.2016 г.
В судебное заседание истец не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, в своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области (филиал отдел социальной защиты населения по Киреевскому району) в лице представителя по доверенности Мусаевой Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признал. Возражения по существу иска обосновала тем, что Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» связывает право на получение устанавливаемых им льгот с достижением лицами, являющимися ветеранами труда, пенсионного возраста согласно Федеральному закону от 17.12.2001 года «173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а именно, для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет. В результате внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах» (в частности, ст.22) Федеральным законом 22.08.2004 № 122-ФЗ часть ранее предоставляемых льгот трансформировалась в право на предоставление денежной выплаты, однако круг лиц, имеющих право на выплаты, остался прежним (как до так и после 01.01.2005 года), - как в предыдущей редакции ст. 22 Федерального закона «О ветеранах». До 01.01.2005 года права на льготы согласно указанному закону у истца не было. Назначение выплат с 24.08.2016 г. противоречит действующему законодательству.
Третье лицо – Министерство труда и социальной защиты населения Тульской области представителя в суд не направило, о дне, времени и места рассмотрения дела извещено, заявлений не представлено.
На основании ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. «ж» ч.1, ч.2 ст.72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В соответствии со ст.22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004 г.), а при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 г. (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не содержит предписаний на предмет того, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, не определяет круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой принят Закон Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ст.1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г.
Судом установлено, что 20.07.2016 г. Карасеву В.А. органом соцзащиты населения - ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области (филиал отдел социальной защиты населения по Киреевскому району) выдано удостоверение «Ветеран труда». 24.08.2016 г. он в установленном порядке обратился в указанный орган с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты. На основании ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Письмом ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области (филиал отдел социальной защиты населения по Киреевскому району) от 25.08.2016 г. ему в предоставлении соответствующих льгот отказано ввиду недостижения пенсионного возраста 60 лет. Карасев В.А. проживает на территории Киреевского района Тульской области, получателем испрашиваемых льгот по иным основаниям ныне не является.
Установленные обстоятельства подтверждаются названным удостоверением, паспортом истца, иными материалами дела и сторонами не оспорены. Доказательств обратному не представлено.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из данных обстоятельств и нижеследующего.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г., установлены ст.3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 г. № 745-ЗТО, от 26.11.2008 г. № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 г. № 1352-ЗТО).
Статьей 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 г. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 г.
Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда».
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 г. № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г.
Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства нашел доказательственное подтверждение факт наличия у истца, как ветерана труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения, его требования подлежат удовлетворению.
Что же касается даты назначения данной выплаты, то, исходя из п.8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области (утв. Постановлением администрации ТО от 15.03.2005 года № 201), предусматривающего, что назначение указанной выше меры социальной поддержки, носит заявительный характер, суд полагает возможным определить указанную дату – 24.08.2016 г., то есть, с момента официального обращения истца в орган соцзащиты.
Позиция ответчика, пролагающего, что необходимым условием для получения указанных выше льгот является достижение истцом возраста 60 лет, основана на неверном толковании Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Карасева В.А. удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области (филиал отдел социальной защиты населения по Киреевскому району) в назначении Карасеву В.А. ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда, незаконным.
Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области (филиал отдел социальной защиты населения по Киреевскому району) назначить Карасеву В.А., как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, начиная с 24 августа 2016 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение месяца.
Председательствующий: