№а-93/19
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 07 мая 2019 года
Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Пескишева Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании объединенные гражданские дела по административным исковым заявлениям прокурора <адрес> к Администрации муниципального образования «<адрес>» о понуждении создания на территории <адрес> специализированной службы по вопросам похоронного дела,
у с т а н о в и л:
<адрес> обратился в Сюмсинский районный суд с административным исковым заявлением к муниципальным образованиям «Сюмсинское», «Орловское», «Кильмезское», «Васькинское», «Муки-Каксинское» о понуждении создания на территории каждого из указанных муниципальных образований специализированной службы по вопросам похоронного дела в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Административное исковое заявление мотивировано следующим. По утверждению прокурора, ответчики, имеющие на своей территории кладбища традиционного захоронения, не создали специализированной службы по вопросам похоронного дела, тогда как это является обязанностью органов местного самоуправления, деятельность по оказанию ритуальных услуг осуществляется сторонними организациями и лицами. Правовое основание иска: положения Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указа Президента РФ от 29.06.1996г. № «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», статья 7.4 Закона УР от 13.07.2005г. №-РЗ «О местном самоуправлении».
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчиков надлежащим ответчиком – Администрацией МО «<адрес>» и гражданские дела объединены в одно производство.
Согласно статье 291 КАС РФ, суд рассматривает дела в упрощенном производстве.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на территории муниципальных образований «Сюмсинское», «Орловское», «Кильмезское», «Васькинское», «Муки-Каксинское» имеются кладбища традиционного захоронения. Специализированных служб по вопросам похоронного дела в муниципальных образованиях не создано, деятельность по оказанию ритуальных услуг осуществляется по договорам со сторонними организациями и лицами.
По соглашениям между муниципальными образованиями «Сюмсинское», «Орловское», «Кильмезское», «Васькинское», «Муки-Каксинское» и Администрацией МО «<адрес>» полномочия по вопросу организации ритуальных услуг переданы последнему.
В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения входит в полномочия органов местного самоуправления.
Согласно частям 1,2 статьи 12 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством РФ сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.
В соответствии с частью 2 статьи 25 вышеуказанного Закона, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу частей 1,2 статьи 29 вышеназванного Закона органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Поскольку в вышеперечисленных муниципальных образованиях, расположенных на территории <адрес>, отсутствуют специализированные службы по вопросам похоронного дела, не созданы они и Администрацией МО «<адрес>», чем ущемляются права граждан на получение декларированной законодательством РФ услуги погребения на безвозмездной основе (в случаях, предусмотренных законодательством), а также в отношении лиц, личность которых не установлена (на достойное отношение к его телу после смерти), в связи с чем, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180,291-294 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> к Администрации муниципального образования «<адрес>» о понуждении создания на территории <адрес> специализированной службы по вопросам похоронного дела, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации муниципального образования «<адрес>» в непринятии мер по созданию на территории <адрес> специализированной службы по вопросам похоронного дела, незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории <адрес> специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через районный суд.
Председательствующий: судья Д.Н. Пескишев