Решение по делу № 2-215/2018 от 20.06.2018

Дело № 2-215/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 июля 2018 года                                                                            г. Невель

Невельский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Смирновой Л.Е.,

при секретаре Ещенко Н.В.,

с участием ст. помощника Невельского межрайонного прокурора Иванова В.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Невельского межрайонного прокурора в интересах Виснапа Н.В. к Администрации Невельского района Псковской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Невельский межрайонный прокурор обратился в суд в интересахВиснапа Н.В. с иском к Администрации Невельского района Псковской области, в котором просит обязать ответчика предоставить Виснапу Н.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, имеющее площадь не менее 25 кв.м на территории <адрес>.

В обоснование требований указано, что в ходе проведённой прокуратурой проверки по обращениюВиснапа Н.В. по вопросу обеспечения жильем было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года Виснап Н.В. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Виснап Н.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> <адрес>. Собственником (нанимателем, членом семьи нанимателя) данного жилого помещения он не является. Приказом ТУ Невельского района ГГУСЗН Псковской области ДД.ММ.ГГГГ **-** Виснап Н.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением и имеет право на обеспечение жилым помещением по месту проживания.На основании положений ст.109.1 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.5 Закона Псковской области от 09.01.2013 №1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.1 и 2 Закона Псковской области от 03.06.2011 №1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит заявленные требования удовлетворить. Прокурор полагает, что право предоставления жилого помещения указанной категории граждан должно осуществляться незамедлительно после его возникновения за счет субвенций в областном бюджете. Предоставление жилых помещений указанной категории граждан относится к обязанности Администрации Невельского района,не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет.

В судебном заседании прокурор, действующий в интересахВиснапа Н.В., заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям и просил возложить на Администрацию Невельского района обязанность по предоставлению Виснапу Н.В. благоустроенное жилье в соответствии с действующим законодательством за счет средств субъекта.

Истец Виснап Н.В. иск Невельского межрайонного прокурора поддержал.

Представитель ответчика - Администрации Невельского района Псковской области Тарасенко М.В., с иском не согласилась, пояснив, что Администрация Невельского района наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Данные государственные полномочия Администрация района осуществляет в пределах средств, которые предоставляются из бюджета Псковской области в бюджет МО «Невельский район». Администрация района приобретает жилые помещения в пределах ежегодного списка, который формирует Территориальный отдел Невельского районаГГУСЗН Псковской области.В Администрации Невельского района отсутствуют собственные денежные средства на приобретение жилых помещений указанной категории граждан.

Представитель третьего лица - Администрации Псковской области, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В возражении на иск указал, что требования Невельского межрайонного прокурора не соответствуют нормам материального права, поскольку реализация права истца должна осуществляться в установленном порядке, регламентированном Законом Псковской области № 1241-ОЗ от 09.01.2013 года, которым предусмотрено, что помещения предоставляются указанным категориям лиц в соответствии со Списком детей-сирот исходя из объёмов средств областного бюджета. Указанные средства предусматриваются в областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления. Размер выделяемых средств определяется исходя из финансовой возможности Псковской области. Указанные лимиты бюджетных средств доходят до их получателей в полном объеме в установленном бюджетным законодательством порядке.

Представитель третьего лица - Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области (ГГУСЗН Псковской области), в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, представил возражение на исковое заявление, из которого следует, что требования истца незаконны, поскольку фактически являются требованиями о внеочередном обеспечении истца жилым помещением, что действующим законодательством не предусмотрено. В соответствии со ст.7 Закона области №1241-ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаются в список, который формируется органом опеки и попечительства на основании решений жилищной комиссии, исходя из даты регистрации документов органом опеки и попечительства. На ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер Виснапа Н.В. в Списке– **. Всего в Списке на указанную дату состоят 2231 человек. Полагает, что удовлетворение требований прокурора повлечет нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, состоящих в Списке и представивших документы в органы опеки и попечительства ранее Виснапа Н.В.

Представитель третьего лица - Территориального отдела Невельского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области - Коптюхова Л.К. возражала против удовлетворения иска.

Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, истца, представителей ответчика и третьего лица, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Установлено, чтоВиснап Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д., 46, 51), отнесен к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители: В.В.А. и В.В.Н., решением Невельского районного суда Псковской области отДД.ММ.ГГГГ (дело **) лишены родительских прав в отношении двоих детей: Виснапа Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, В.А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (л.д.54-57) и не восстановлены в родительских правах до совершеннолетия детей.

Приказом ТУ Невельского района ГГУ социального развития и труда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ ** К.З.В. была назначена опекуном Виснапа Н.В. (л.д.27-28).

Согласно копии паспорта и адресной справке от ДД.ММ.ГГГГ Виснап Н.В. сДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д.23-24, 37).

Собственниками жилого дома № ** по ул.<адрес> на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ являются К.З.В., К.А.Р., К.Т.А. и З.Е.И. (справка Невельского отдела ГБУ Псковской области «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» от ДД.ММ.ГГГГ **, л.д.21, и копия договора приватизации, л.д.38, копия технического паспорта, л.13-20).

ПраваВиснапа Н.В. на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Российской Федерации не зарегистрированы (л.д.49, 53).

Приказом ТУ Невельского района ГГУСЗН Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ **-ОВВиснап Н.В. был поставлен на учет и внесен в реестр в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением (л.д.50).

Решением жилищной комиссии Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола **)Виснап Н.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.30-33).

В ДД.ММ.ГГГГ году Виснап Н.В. окончил МОУ «Туричинская средняя общеобразовательная школа», о чем ему был выдан ДД.ММ.ГГГГ Аттестат об основном общем образовании (л.д.42).

Согласно справке ** от ДД.ММ.ГГГГ Виснап Н.В. обучался на дневном отделении <адрес> в группе по профессии ** и находился на неполном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34).

В суде установлено, что до настоящего времени правоВиснап Н.В. на обеспечение жилым помещением в установленном действующим законодательством порядке не реализовано, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его порядковый номер в списке – ** (л.д.10-11), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его номер в списке – **.

Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Псковской области от 03.06.2011 №1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственные полномочия по принятию решения о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет переданы органам местного самоуправления (п.2 ч.1 ст.1 Закона). При этом государственные полномочия осуществляются местными администрациями соответствующих муниципальных образований (ч.2 ст.1 Закона).

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе право на обеспечение жилыми помещениями определены Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорусоциального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст.8, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1 ст.8, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 п.1 ст.8 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либоокончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п.3 ст.8 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (абз.2 п.3 ст.8).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7 ст.8).

Исходя из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Статьей 7 Закона Псковской области от 09.01.2013 №1241-0З (ред. от 29.12.2014) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование указанного списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996 №159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств, вследствие чего установление очерёдности предоставления жилья, указанной категории граждан не соответствует требованиям закона.

Кроме того, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Указанная выше правовая позиция, изложена в Определениях Верховного Суда РФ от 22.04.2014 №7-КГ14-2, от 12.08.2014 №86-КГПР 14-7, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ от 24.12.2014.

В силу п.1 ст.4 и п.1 ст.5 Закона Псковской области от 09.01.2013 №1241-0З дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями общей площадью не менее 25 квадратных метров на территории соответствующего муниципального района или городского округа области по их выбору.

Суд отклоняет доводы лиц, участвующих в деле, о том, что удовлетворение требований истца повлечет нарушение прав иных граждан, включенных в список ранееВиснапа Н.В., поскольку в силу ч.1 ст.9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

На основании изложенного суд находит доводы ответчика и третьего лица необоснованными, требования Невельского межрайонного прокурора в интересахВиснапа Н.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Невельского межрайонного прокурора в интересах Виснапа Н.В. к Администрации Невельского района Псковской области об обязании предоставить Виснапу Н.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Возложить на Администрацию Невельского района Псковской области обязанность по предоставлению Виснапу Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств субъекта РФ, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв.м. на территории <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Невельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 02 августа 2018 года.

Судья                                                         Л.Е.Смирнова

2-215/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Невельский межрайонный прокурор
Виснап Николай Вячеславович
Ответчики
Администрация Невельского района
Другие
ГГУ социальной защиты населения Псковской области
Администрация Псковской области
ТО Невельского района ГГУ социальной защиты населения Псковской области
Суд
Невельский районный суд Псковской области
Дело на сайте суда
nevelsky.psk.sudrf.ru
16.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2020Передача материалов судье
16.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.04.2020Предварительное судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Дело оформлено
16.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее