Решение по делу № 33а-1512/2019 от 13.05.2019

33а-1512/2019 Судья Рожкова Г.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июня 2019 года г. Рязань

Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего судьи Воейкова А.А.,

судей Хмельниковой Е.А., Логвина В.Н.,

при секретаре Поповой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по административному исковому заявлению Кляйншмидта Алексея Григорьевича к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям, о признании незаконным предписания об устранении нарушений земельного законодательства, с апелляционной жалобой Кляйншмидта Алексея Григорьевича на решение Сасовского районного суда Рязанской области от 12 марта 2019 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Логвина В.Н., объяснения Кляйншмидта А.Г., его представителя Лисина А.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кляйншмидт А.Г. обратился в суд с административным иском об оспаривании предписания государственного инспектора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям Дегтярева О.Н. от 23.01.2019 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.

В обоснование указал, что 23.01.2019 Управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям была проведена внеплановая выездная проверка в отношении него, как физического лица, владеющего на праве собственности земельными участками сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: , , , , , расположенными на территории Пителинского района Рязанской области.

По результатам проверки 23.01.2019 государственным инспектором Дегтяревым О.Н. составлен акт проверки , согласно которому выявлены нарушения статей 13, 42 Земельного кодекса РФ, статьи 8 Федерального закона №101-ФЗ от 16.07.1998 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ГОСТа 16265-89, кроме того, установлено, что им не выполнено в полном объеме предписание от 04.09.2018 , со сроком исполнения - до 15.12.2018, зарастание земельных участков не устранено. А также 23.01.2019 инспектором вынесено предписание , об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 23.06.2019 в установленном законодательством РФ порядке.

Считает предписание от 23.01.2019 незаконным и нарушающим его права, ссылаясь на то, что оно не отвечает требованиям исполнимости, основано на неверном толковании нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, в нем не содержится конкретных указаний, четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить для устранения выявленного нарушения.

12.03.2019 Сасовский районный суд Рязанской области вынес решение об отказе в удовлетворении административного иска, с которым не согласился административный истец.

В апелляционной жалобе Кляйншмидт А.Г. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Полагает, что решение суда незаконно и необоснованно, принято с нарушением норм материального и процессуального права. Находит выводы суда не соответствующими материалам дела. Приводит доводы о том, что предписание от 04.09.2018 и акт осмотра земельных участков от 23.01.2019 являются недопустимыми доказательствами. Ссылается на то, что предписание от 04.09.2018 не должно быть преюдициальным для суда, находя его невыполнимым в связи с сезонными погодными условиями, а поданное им ходатайство о продлении срока исполнения предписания административным ответчиком не рассмотрено. Постановлением мирового судьи судебного участка судебного района Сасовского районного суда Рязанской области прекращено производство по делу об административном правонарушении по административному протоколу от 04.09.2018, при этом установлено, что указанные в акте осмотра понятые пояснили, что не все земельные участки осматривались. Также согласно акту осмотра земельных участков от 23.01.2019, часть земельных участков не была осмотрена.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, судебная коллегия находит его не подлежащим изменению.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 13, статье 42 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» - собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.

Государственный земельный надзор за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами осуществляется специально уполномоченными государственными органами в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В пункте 1 статьи 71 Земельного кодекса РФ закреплено, что государственный земельный надзор может выражаться, в частности, в организации и проведении проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.

Пункт 3 указанной статьи предусматривает, что предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

При этом должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (пункт 5 статьи 71 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 71 Земельного кодекса РФ при осуществлении государственного земельного надзора в отношении, в том числе, граждан применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 71.1 Земельного кодекса РФ основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Части 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ указывают, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в котором указываются, в том числе цели, задачи, предмет проверки.

По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 71 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 №1, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранений нарушений в области земельных отношений.

Последовательность и сроки административных процедур (действий) Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при исполнении государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения регламентированы Административным регламентом, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 591.

Согласно пункту 85 Административного регламента, в случае нарушений требований законодательства РФ должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства РФ.

Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства РФ, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены правонарушителем самостоятельно.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на момент возникновения спорных правоотношений административный истец Кляйншмидт А.Г. являлся собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: , , , , , расположенных на территории Пителинского района Рязанской области.

На основании приказа и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям от 15.08.2018 в отношении физического лица Кляйншмидта А.Г. с 04.09.2018 по 01.10.2018 была проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению им земельного законодательства на вышеуказанных земельных участках (л.д. 36).

О проведении проверки Кляйншмидт А.Г. был уведомлен 24.08.2018 (л.д. 37-38), однако для участия в проверке не явился.

В соответствии с актом проверки от 04.09.2018 земельные участки с кадастровыми номерами: , , , не используются под пашню, сенокошение и пастьбу скота, на них отсутствуют многолетние культурные насаждения, не проводятся агротехнические и агрохимические мероприятия, при этом выявлено, что:

-на земельном участке с кадастровым номером , площадью 368000 кв.м., расположенном вблизи <адрес>, произошло его зарастание многолетней сорной растительностью на 40% площади и древесно-кустарниковой растительностью - на 60% площади;

-на земельном участке с кадастровым , площадью 113000 кв.м., расположенном вблизи д. <адрес>, произошло его зарастание многолетней сорной растительностью на 80% площади и древесно-кустарниковой растительностью - на 20% площади;

-на земельном участке с кадастровым , площадью 11300 кв.м., произошло его зарастание многолетней сорной растительностью на 100% площади, также на участке имеются отдельно стоящие деревья (л.д.43-45).

На основании вышеуказанного акта проверки 04.09.2018 государственным инспектором Касимовского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям Дегтяревым О.Н. составлено предписание (л.д. 39-40), в котором физическому лицу Кляйншмидту А.Г. предписано в срок до 15.12.2018 устранить допущенные нарушения, а также разъяснено, что устранение зарастания земельного участка сорной растительностью возможно путем проведения агротехнических (перепахивание, выкашивание и др.), агрохимических (применение гербицидов, арборицидов и др.) и фитосанитарных мероприятий в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Данное предписание было направлено Кляйншмидту А.Г. по почте и получено им 14.09.2018 (л.д. 41-42). Выданное предписание административный истец не обжаловал, незаконным оно признано не было.

На основании приказа заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям от 20.12.2018 в отношении физического лица Кляйншмидта А.Г. с 23.01.2019 по 19.02.2019 была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения предписания от 04.09.2018 об устранении нарушений земельного законодательства РФ на вышеуказанных земельных участках (л.д. 57).

Уведомление о проведении проверки и копия приказа от 20.12.2018 были направлены в адрес Кляйншмидта А.Г. по почте и получены последним 21.01.2019 года (л.д.59-63).

Будучи надлежащим образом извещен о времени и месте проведения проверки, Кляйншмидт А.Г. для участия в проверке не явился.

В ходе проверки государственным инспектором Дегтяревым О.Н. 23.01.2019 проведен осмотр земельных участков с применением видеокамеры и навигатора. Оформлены акт осмотра (л.д. 66-67) и акт проверки от 23.01.2019 (л.д. 64-65), из которых следует, что требования предписания от 04.09.2018 об устранении нарушений земельного законодательства РФ на земельных участках с кадастровыми номерами: , , , Кляйншмидтом А.Г. в установленный срок не выполнены. Земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: , , , заросли сорной и древесной растительностью, на них не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, нарушены требования статей 13, 42 Земельного кодекса РФ, статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ГОСТа 16265-89.

Изложенные в составленных 23.01.2019 акте осмотра и акте проверки, сведения подтверждаются фототаблицами, скриншотами с публичной кадастровой карты со схемой осмотра, скриншотами с космического снимка спорных земельных участков (л.д.71-80).

23.01.2019 государственным инспектором Дегтяревым О.Н. составлено предписание , в котором отражены выявленные нарушения земельного законодательства, физическому лицу Кляйншмидту А.Г. предписано устранить их в срок до 23.06.2019 года, а также разъяснено, что устранение зарастания земельного участка сорной растительностью возможно путем проведения агротехнических (перепахивание, выкашивание и др.), агрохимических (применение гербицидов, арборицидов и др.) и фитосанитарных мероприятий в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ (л.д. 68-69).

Предписание направлено административному истцу по почте и получено им 08.02.2019 года (л.д. 81-82).

19.02.2019, то есть в пределах трехмесячного срока, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ, Кляйншмидт А.Г. обратился в Сасовский районный суд Рязанской области с административным исковым заявлением.

Проанализировав собранные по делу доказательства, суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано государственным инспектором Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям на основании выявленных нарушений земельного законодательства, с соблюдением Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 №1, в соответствии с полномочиями, установленными Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №327, согласно процедуре, определенной Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 27.12.2016 № 591. Процедура выдачи предписания и его содержание соответствуют действующему законодательству.

При этом суд исходил из того, что доказательств, подтверждающих защиту земель от негативного воздействия, от зарастания деревьями, кустарниками, сорными растениями, а также проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: , , , Кляйншмидт А.Г. не представил.

Отклоняя доводы административного истца о том, что оспариваемое предписание не содержит конкретных указаний и четких формулировок относительно действий, которые необходимо совершить для устранения нарушений земельного законодательства, суд правомерно исходил из того, что исполнитель вправе самостоятельно избрать для себя способ устранения выявленных нарушений, поскольку при проверке выполнения предписания оценивается лишь конечный результат, который выражается в исполнении земельного законодательства, при этом избранный способ для органа государственного земельного надзора значения не имеет.

Утверждение административного истца о недостаточности срока, установленного для для исполнения предписания, правильно не принято судом во внимание, поскольку установленный должностным лицом срок является разумным и соразмерным временным затратам, необходимым для принятия мер по устранению выявленных нарушений, помимо этого такой срок позволяет контролировать произведенные действия. Кроме того, в предписании Кляйншмидту А.Г. было разъяснено право обратиться с ходатайством о продлении срока устранения нарушений.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и отклоняет доводы апелляционной жалобы, по следующим мотивам.

Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 24.01.2019 по делу удовлетворено исковое заявление Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, постановлено принудительно изъять у ИП Кляйншмидта А.Г. путем продажи с публичных торгов земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: , , . Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2019 решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.01.2019 по делу было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Кляйншмидта А.Г. – без удовлетворения.

Согласно вышеуказанному решению, в качестве необходимого условия для изъятия земельных участков Арбитражным судом установлен факт неиспользования Кляйншмидтом А.Г. вышеуказанных земельных участков по целевому назначению в течение трех лет, начиная с 04.09.2014 года. Также в решении отражено то обстоятельство, что земельные участки с кадастровыми номерами: , , заросли сорной и древесно-кустарниковой растительностью.     

При таком положении, с учетом установленных судом первой инстанции обстоятельств, нельзя признать обоснованными аргументы апелляционной жалобы об отсутствии нарушений земельного законодательства на спорных земельных участках.

Как верно указал суд, оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства и прав административного истца не нарушает. Совокупность предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ оснований для вынесения решения об удовлетворении административного иска отсутствует.

Судебная коллегия полагает, что суд верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежаще проверив и оценив доводы сторон, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. Выводы суда надлежащим образом мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и основания для признания их неверными отсутствуют.

Все доводы апелляционной жалобы сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств, что не отнесено статьей 310 КАС РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сасовского районного суда Рязанской области от 12 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кляйншмидта Алексея Григорьевича - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи:

33а-1512/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кляйншмидт Алексей Григорьевич
Ответчики
УФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям
Суд
Рязанский областной суд
Судья
Логвин Валерий Николаевич
Дело на сайте суда
oblsud.riz.sudrf.ru
30.01.2020Судебное заседание
30.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2020Передано в экспедицию
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2020Передано в экспедицию
13.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее