Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 февраля 2018 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Бамбуровой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-400/2018 по административному исковому заявлению Жукова С.А., Жуковой И.В. об установлении кадастровой стоимости жилого помещения равной рыночной стоимости,
с участием Жукова С.А., Жуковой И.В.,
представителя Правительства Самарской области по доверенности Хайрулловой Л.А.,
у с т а н о в и л:
Жуков С.А., Жукова И.В. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость жилого помещения –квартиры с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 20111 года в размере 1 855 046 руб.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками названного жилого помещения, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его рыночной стоимости, тем самым затронуты их права и обязанности как плательщиков налога на имущество.
В судебном заседании административные истцы поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Правительства Самарской области Хайруллова Л.А. просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Административный ответчик Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: Администрация г.о. Самара, ФГБУ «ФКП Росреестра», Сидорова Л.А. не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ФГБУ ФКП «Росреестра» по Самарской области представило отзыв.
Сособственник жилого помещения Сидорова Л.А. просила рассмотреть дело в её отсутствие, не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административными истцами требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Жуков С.А., Жукова И.В. и Сидорова Л.А. являются собственниками в общей долевой собственности на жилое помещение-квартиру кадастровым номером № площадью 51,3 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость спорного жилого помещения определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 в размере 5 708 955,31 руб.
Датой определения кадастровой стоимости указанного жилого помещения является 6 июня 2011 года.
Не согласившись с кадастровой стоимостью жилого помещения и считая свои права нарушенными, административные истцы с пропуском срока обратились в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
Согласно пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 отмечено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.
В обоснование заявленных требований Жуков С.А., Жукова И.В. представили отчет об оценке рыночной стоимости №, выполненный 11 декабря 2017 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «ЦОП «Визит» ФИО1, являющейся членом Саморегулируемой организации оценщиков «Межрегиональный союз оценщиков».
Указанным отчетом рыночная стоимость спорного жилого помещения определена по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 1 855 046 руб..
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он выполнен в соответствии с требованиями федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Оценка произведена в соответствии с заданием на оценку, с учетом допущений, на которых должна основываться оценка. В отчете приведены документы, использованные оценщиком при проведении оценки, применяемые стандарты оценки.
Оценщиком произведен анализ рынка, осмотрен и описан объект оценки, сделан вывод о наиболее эффективном использовании объекта оценки- в качестве жилого помещения.
С учетом развитости рынка жилых помещений в г. Самаре оценщик принял решение о произведении оценки методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода.
Проанализировав местоположение, а также фактическое использование объекта оценки, выполнив анализ рынка, оценщик пришел к выводу о том, что диапазон стоимости новостроек, являющихся аналогами для оцениваемого объекта является 35 676- 40 816 руб. за 1 кв. м без учета скидки на торг. Кадастровая стоимость объекта по состоянию на 6 июня 2011 года составляет 111 285,68 руб./кв. м, что свидетельствует о несоответствии величине рыночной стоимости за аналогичные объекты недвижимости.
В рамках избранного подхода подобраны объекты-аналоги из архива информационной системы «Центр», наиболее близкие с объекту оценки по ценообразующим факторам, которые использованы в расчетах.
Произведя расчет стоимости на страницах 45 - 46, оценщик определил величину рыночной стоимости жилого помещения в размере 1 855 046 руб.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сторонами не приведено конкретных замечаний к отчету об оценке, жилого помещения, и сведений о его рыночной стоимости в иных размерах сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.
Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административных истцов в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости жилого помещения равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость жилого помещения равной рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 1 855 046 руб.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 25 декабря 2017 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Жукова С.А., Жуковой И.В. удовлетворить.
Восстановить Жукову С.А., Жуковой ФИО14 пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Установить кадастровую стоимость жилого помещения с кадастровым номером № площадью 51,3 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 1 855 046 руб.
Датой обращения Жуковой И.В., Жукова С.А. в суд считать 25 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина