Дело №2-220/2023 06 февраля 2023 года
47RS0014-01-2022-001820-93
Решение
Именем Российской Федерации
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Матросовой О.Е.,
при секретаре Шостенко Е.С.,
с участием представителя истца Новочуб С.П., представителя ответчика Морозова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области к ООО «Энерго-Ресурс», об обязании обеспечить жителей многоквартирных домов пос. Мельниково Приозерского района Ленинградской области горячим водоснабжением, соответствующим требованиям СанПиН 1.2.3685-21, довести до сведения потребителей в установленный судом срок решение суда через средства массовой информации,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области обратилось в суд с иском к ООО «Энерго-Ресурс», в котором просит обязать ответчика обеспечить жителей многоквартирных домов <адрес> горячим водоснабжением, соответствующим требованиям СанПиН 1.2.3685-21, довести до сведения потребителей в установленный судом срок решение суда через средства массовой информации.
В обоснование иска истец указывает, что в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области 20.09.2022 года поступили обращения о предоставлении ООО «Энерго-Ресурс» жителям <адрес> горячего водоснабжения не соответствующего требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. На основании поступивших обращений Территориальным отделом, с привлечением Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в Выборгском и Приозерском районах, проведено надзорное мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, с отбором проб горячей воды в ООО «Энерго-Ресурс» по адресам: <адрес>: <адрес>; <адрес>; <адрес>, в соответствии с ч.2 ст. 57, ч.2 ст. 58 Федерального закона от 31.07.2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле ( надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» для оценки достоверности сведений об угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям ( здоровье граждан, его имущество и законные интересы). Отбор проб проводился 26.09.2022 г. После проведения ИЛЦ филиала ФБУЗ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в Выборгском и Приозерском районах лабораторных исследований проб горячей воды, отобранных в ООО «Энерго-Ресурс» установлено, что по адресу:
-<адрес>: <адрес> выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1, 3.3, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и ( или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим, обобщенным показателям, химическим веществам: мутность, перманганатная окисляемость; железо;
-<адрес>: <адрес> - на входе в дом( узел подачи ГВС) выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1, 3.3, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и ( или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим, обобщенным показателям, химическим веществам: мутность,
- <адрес>: <адрес> ( проба воды, отобранной из крана ГВС) выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1, 3.3, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и ( или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим, обобщенным показателям, химическим веществам: мутность, перманганатная окисляемость, железо;
- <адрес>: <адрес> ( проба воды, отобранной на входе в дом(узел подачи ГВС) выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1, 3.3, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и ( или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим, обобщенным показателям, химическим веществам: мутность, перманганатная окисляемость, железо;
- <адрес>: <адрес> ( проба воды, отобранной из крана ГВС) выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1, 3.3, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и ( или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим, обобщенным показателям, химическим веществам: мутность, перманганатная окисляемость;
- <адрес>: <адрес> ( проба воды, отобранной на входе в дом из узла подачи ГВС) выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1, 3.3, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и ( или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим, обобщенным показателям, химическим веществам: мутность;
- <адрес>: <адрес> ( проба воды, отобранной из крана ГВС) выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1, 3.3, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и ( или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим, обобщенным показателям, химическим веществам: мутность, перманганатная окисляемость;
- <адрес>: <адрес> ( проба воды, отобранной из узла подачи ГВС) выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1, 3.3, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и ( или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим, обобщенным показателям, химическим веществам: мутность, перманганатная окисляемость, железо;
- <адрес>: <адрес> ( проба воды, отобранной из крана ГВС) выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1, 3.3, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и ( или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим, обобщенным показателям, химическим веществам: железо,мутность, перманганатная окисляемость;
- <адрес>: <адрес> ( проба воды, отобранной из узла подачи ГВС) выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1, 3.3, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и ( или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим, обобщенным показателям, химическим веществам: цветность, железо, мутность, перманганатная окисляемость.
В связи с выявленными нарушениями Территориальным отделом в адрес ресурсоснабжающей организации ООО «Энерго-Ресурс» объявлено Предостережение № от 07.10.2022 о недопустимости нарушения обязательных требований ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Невыполнение ответчиком требований санитарного законодательства, выразившиеся в нарушении действующих санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, в части несоответствия требованиям горячей воды централизованного водоснабжения по показателям мутности, цветности, перманганатной окисляемости, повышенному содержанию железа, создает угрозу жизни и здоровью граждан, что не обеспечивает благоприятную среду обитания неопределенного круга лиц. На основании изложенного истец просит обязать ООО «Энерго-Ресурс» обеспечить жителей <адрес> горячим водоснабжением, соответствующим требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и предоставить в Территориальный отдел в Приозерском районе протоколы лабораторных исследований.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала, указав, что были проведены еще исследования, которые также выявили несоответствие качества воды, установленным требованиям. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Энерго-Ресурс», действующий на основании доверенности, Морозов А.В., в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Третье лицо ООО «ИНФРАСТРУКТУРА ПЛЮС, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание представителя не направило, представило письменную позицию по иску, в которой указало, что осуществляет поставку холодной питьевой воды. В пробах холодной питьевой воды, подаваемой в <адрес>, в том числе ответчику ООО «Энерго-Ресурс» отклонений от требований СанПиН 1.2.3685-21 не выявлено, что подтверждается протоколом отобранных проб от 02.12.2022 и от 26.01.2023 г.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, заслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Энерго-Ресурс» является ресурсоснабжающей организацией и обеспечивает услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения жителей и предприятия <адрес>, в том числе поселка Мельниково, что подтверждается Постановлением администрации муниципального образования Мельниковское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации в сфере теплоснабжения и определении зоны ее деятельности на территории муниципального образования Мельниковское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>» ( л.д. 77-78).
В соответствии с пунктами 1, 3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 в редакции Постановления Правительства РФ № 612 от 19.06.2012, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политике и нормативно – правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно – эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Согласно постановления Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004г. № 154, в соответствии с изменениями, внесенными Постановление Правительства РФ № 612 от 19.06.2012 г. руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство РФ. Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На территории Ленинградской области служба представлена Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области.
В соответствии с п. 8.40. Положения об Управлении, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 г. № 683, Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области наделено правом предъявлять иски в суды в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с п. 1 Положения о Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Приозерском районе, утвержденного Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области от 17.09.2015 г. № 175, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Приозерском районе является структурным подразделением Управления и осуществляет свою деятельность на территории муниципального образования Приозерский район Ленинградской области.
В силу п. 6.1.12. данного Положения Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Приозерском районе в пределах своей компетенции осуществляет обращение в суд с заявлениями в защиту законных интересов неопределенного круга лиц ( л.д. 48-54).
Судом установлено, что в адрес Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области 20.09.2022 поступили обращения № и № о предоставлении ООО «Энерго-Ресурс» жителям <адрес> горячего водоснабжения не соответствующего требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства ( л.д. 14-24).
На основании поступивших обращений истцом, с привлечением Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в Выборгском и Приозерском районах, проведено надзорное (контрольное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, с отбором проб горячей воды в ООО «Энерго-Ресурс» по адресам: 188765, <адрес>: <адрес>; <адрес>; <адрес> на входе в дом (узел подачи ГВС); 188765, <адрес>: <адрес>; <адрес>; <адрес> (кран ГВС).
Отбор проб проводился 26.09.2022 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области», филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в Выборгском и Приозерском районах.
ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в Выборгском и Приозерском районах (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц №) проведены лабораторные исследования проб горячей воды, отобранных в ООО «Энерго-Ресурс» по адресам: 188765, <адрес>: <адрес>; <адрес>; <адрес> на входе в дом (узел подачи ГВС); 188765, <адрес>: <адрес>; <адрес>; <адрес> (кран ГВС) на следующие органолептические, обобщенные показатели, химические вещества: запах, цветность, мутность, водородный показатель (рН), перманганатная окисляемость, железо (Fe, суммарно), алюминий (Al, суммарно).
Согласно протоколу лабораторных исследований № от 03.10.2022 аккредитованного ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в Выборгском и Приозерском районах в пробе горячей воды, отобранной из крана ГВС по адресу 188765, <адрес>:
- выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1, 3.3, 3.13. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим, обобщенным показателям, химическим веществам: мутность – 10,4±1,5 мг/л (норматив – не более 1,5 мг/л), перманганатная окисляемость – 6,8±1,0 мг/дм3 (норматив – не более 5,0 мг/дм3), железо (Fe, суммарно) – 2,93±0,44 мг/л (ПДК – не более 0,3 мг/л).
Согласно протоколу лабораторных исследований № от 03.10.2022 аккредитованного ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в Выборгском и Приозерском районах в пробе горячей воды, отобранной на входе в дом (узел подачи ГВС) по адресу 188765, <адрес>:
- выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1., 3.13. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим показателям, химическим веществам: мутность – 3,18±0,64 мг/л (норматив – не более 1,5 мг/л), железо (Fe, суммарно) – 0,88±0,13 мг/л (ПДК – не более 0,3 мг/л).
Согласно протоколу лабораторных исследований № от 03.10.2022 аккредитованного ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в Выборгском и Приозерском районах в пробе горячей воды, отобранной из крана ГВС по адресу 188765, <адрес>:
- выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1, 3.3, 3.13. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим, обобщенным показателям, химическим веществам: мутность – 28,3±3,9 мг/л (норматив – не более 1,5 мг/л), перманганатная окисляемость – 7,1±0,7 мг/дм3 (норматив – не более 5,0 мг/дм3), железо (Fe, суммарно) – 3,48±0,52 мг/л (ПДК – не более 0,3 мг/л).
Согласно протоколу лабораторных исследований № от 03.10.2022 аккредитованного ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в Выборгском и Приозерском районах в пробе горячей воды, отобранной на входе в дом (узел подачи ГВС) по адресу 188765, <адрес>:
- выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1., 3.3., 3.13. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим, обобщенным показателям, химическим веществам: мутность – 38,4±5,4 мг/л (норматив – не более 1,5 мг/л), перманганатная окисляемость – 9,5±1,0 мг/дм3 (норматив – не более 5,0 мг/дм3), железо (Fe, суммарно) – 9,81±0,98 мг/л (ПДК – не более 0,3 мг/л).
Согласно протоколу лабораторных исследований № от 03.10.2022 аккредитованного ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в Выборгском и Приозерском районах в пробе горячей воды, отобранной из крана ГВС по адресу 188765, <адрес>:
- выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1, 3.3, 3.13. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим, обобщенным показателям, химическим веществам: мутность – 56±8 мг/л (норматив – не более 1,5 мг/л), перманганатная окисляемость – 5,4±0,5 мг/дм3 (норматив – не более 5,0 мг/дм3), железо (Fe, суммарно) – более 10 мг/л (ПДК – не более 0,3 мг/л).
Согласно протоколу лабораторных исследований № от 03.10.2022 аккредитованного ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в Выборгском и Приозерском районах в пробе горячей воды, отобранной на входе в дом (узел подачи ГВС) по адресу 188765, <адрес>:
- выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1, 3.13. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим показателям, химическим веществам: мутность – 10,9±1,5 мг/л (норматив – не более 1,5 мг/л), железо (Fe, суммарно) – 2,22±0,33 мг/л (ПДК – не более 0,3 мг/л).
Согласно протоколу лабораторных исследований № от 03.10.2022 аккредитованного ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в Выборгском и Приозерском районах в пробе горячей воды, отобранной из крана ГВС по адресу 188765, <адрес>:
- выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1, 3.3, 3.13. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим, обобщенным показателям, химическим веществам: мутность – 35,9±5,0 мг/л (норматив – не более 1,5 мг/л), цветность – 128±13 градусов (норматив – не более 20 градусов), перманганатная окисляемость – 7,1±0,7 мг/дм3 (норматив – не более 5,0 мг/дм3), железо (Fe, суммарно) – 8,98±0,89 мг/л (ПДК – не более 0,3 мг/л).
Согласно протоколу лабораторных исследований №.1В от 03.10.2022 аккредитованного ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в Выборгском и Приозерском районах в пробе горячей воды, отобранной на входе в дом (узел подачи ГВС) по адресу 188765, <адрес>:
- выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1, 3.3, 3.13. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим, обобщенным показателям, химическим веществам: мутность – 24,6±3,4 мг/л (норматив – не более 1,5 мг/л), перманганатная окисляемость – 4,9±0,5 мг/дм3 (норматив – не более 5,0 мг/дм3), железо (Fe, суммарно) – 7,18±0,72 мг/л (ПДК – не более 0,3 мг/л).
Согласно протоколу лабораторных исследований №.1В от 03.10.2022 аккредитованного ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в Выборгском и Приозерском районах в пробе горячей воды, отобранной из крана ГВС по адресу 188765, <адрес>:
- выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1, 3.3, 3.13. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим, обобщенным показателям, химическим веществам: мутность – 5,12±1,02 мг/л (норматив – не более 1,5 мг/л), перманганатная окисляемость – 5,4±0,5 мг/дм3 (норматив – не более 5,0 мг/дм3), железо (Fe, суммарно) – 1,46±0,22 мг/л (ПДК – не более 0,3 мг/л).
Согласно протоколу лабораторных исследований №.1В от 03.10.2022 аккредитованного ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в Выборгском и Приозерском районах в пробе горячей воды, отобранной на входе в дом (узел подачи ГВС) по адресу 188765, <адрес>:
- выявлено превышение нормативов, установленных р. III, табл. 3.1, 3.3, 3.13. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по исследованным органолептическим, обобщенным показателям, химическим веществам: цветность – 85±9 градуса (норматив – не более 20 градусов), мутность – 21,6±3,0 мг/л (норматив – не более 1,5 мг/л), перманганатная окисляемость – 6,5±0,7 мг/дм3 (норматив – не более 5,0 мг/дм3), железо (Fe, суммарно) – 1,86±0,28 мг/л (ПДК – не более 0,3 мг/л).
Таким образом, пробы горячей воды, отобранные в ООО «Энерго-Ресурс» из крана ГВС по адресам: <адрес>: <адрес>; <адрес>; <адрес>, не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (р. III, табл. 3.1, 3.13) по мутности, содержанию железа, превышающему ПДК в 4,9-33,3 раз.
Пробы горячей воды, отобранные в ООО «Энерго-Ресурс» из крана ГВС по адресам: <адрес> <адрес>: <адрес>; <адрес>; <адрес>, не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (р. III, табл. 3.3) по перманганатной окисляемости.
Пробы горячей воды, отобранные в ООО «Энерго-Ресурс» из крана ГВС по адресам: 188765, <адрес>, не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (р. III, табл. 3.1) по цветности.
Пробы горячей воды, отобранные в ООО «Энерго-Ресурс» на входе в дом (узел подачи ГВС) по адресам: <адрес> <адрес>: <адрес>; <адрес>; <адрес>, не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (р. III, табл. 3.1, 3.13) по мутности, содержанию железа, превышающему ПДК в 2,9-32,7 раз.
Пробы горячей воды, отобранные в ООО «Энерго-Ресурс» на входе в дом (узел подачи ГВС) по адресам: <адрес> <адрес>: <адрес>; <адрес>, не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (р. III, табл. 3.3) по перманганатной окисляемости.
Пробы горячей воды, отобранные в ООО «Энерго-Ресурс» на входе в дом (узел подачи ГВС) по адресам: <адрес>, не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (р. III, табл. 3.1) по цветности, что подтверждается протоколами лабораторных исследований и заключением ( л.д. 25-43).
В связи с выявленными нарушениями истцом ответчику ООО «Энерго-Ресурс» объявлено Предостережение № от 07.10.2022 о недопустимости нарушения обязательных требований ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.12.2021) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"( л.д. 44-47).
До настоящего времени выявленные нарушения ответчиком не устранены.
В рамках рассмотрения настоящего дела представитель ответчика пояснял, что ООО «Энерго-Ресурс» проведены мероприятия по устранению нарушений требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» в качестве поставляемой жителям <адрес> горячей воды.
Данные доводы представителя ответчика не нашли своего подтверждения.
Так, согласно представленных истцом сведений лабораторных исследований проб холодной и горячей воды, отобранных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, по состоянию на 01.02.2023 года, пробы горячей воды, отобранные в ООО «Энерго-Ресурс» из крана ГВС по адресам: <адрес>: <адрес>, не соответствуют требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 19), СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (р. III, табл. 3.1, 3.13) по мутности, содержанию железа.
Пробы горячей воды, отобранные в ООО «Энерго-Ресурс» из крана ГВС по адресу: <адрес>, не соответствуют требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 19), СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (р. III, табл. 3.13) по содержанию железа.
Пробы горячей воды, отобранные в ООО «Энерго-Ресурс» из крана ГВС по адресу: 188765, <адрес>, соответствуют требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 19), СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (р. III, табл. 3.1, 3.3, 3.13).
Пробы горячей воды, отобранные в ООО «Энерго-Ресурс» на входе в дом (узел подачи ГВС) по адресам: <адрес>, <адрес>: <адрес>, не соответствуют требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 19), СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (р. III, табл. 3.1, 3.13) по мутности, содержанию железа.
Пробы горячей воды, отобранные в ООО «Энерго-Ресурс» на входе в дом (узел подачи ГВС) по адресам: <адрес> <адрес>: <адрес>, не соответствуют требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 19), СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (р. III, табл. 3.13) по содержанию железа.
Проба горячей воды, отобранная в ООО «Энерго-Ресурс» на входе в дом (узел подачи ГВС) по адресам: <адрес> <адрес>, не соответствуют требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 19), СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (р. III, табл. 3.5) по обобщенным колиформным бактериям.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под благоприятными условиями жизнедеятельности человека следует понимать состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В силу статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» качество и безопасность воды - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (п. 3 ст.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
В соответствии с ч. 1, 5 ст. 24 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Горячая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества горячей воды не превышают нормативов качества горячей воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно п. 1 СанПиН 2.1.3684-21 настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями
В соответствии с требованиями п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:
- превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;
- превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год;
- превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
В соответствии с требованиями п. 76 СанПиН 2.1.3684-21 при несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие:
- выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой;
- отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;
- максимальное ограничение срока действия временных отступлений, установленного по результатам санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;
- информирование населения о введении временных отступлениях и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Невыполнение требований санитарного законодательства, выразившееся в нарушении действующих санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, в части несоответствия требованиям горячей воды централизованного водоснабжения по показателям мутности, цветности, перманганатной окисляемости, повышенному содержанию железа, создает угрозу жизни и здоровья граждан, что не обеспечивает благоприятную среду обитания неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данные положения Конституции также закреплены в ст. 8 Закона № 52-ФЗ, согласно которой граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой отсутствует какое-либо вредное воздействие, имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма, возможны достойная жизнь и здоровье человека.
Доводы ответчика о том, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку, согласно лабораторных исследований проба воды, отобранная в ООО «Инфраструктура плюс» по адресу: <адрес>, станция второго подъема, резервуар чистой воды после очистки перед ее поступлением в распределительную сеть, не соответствует требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 19), СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (р. III, табл. 3.1) по запаху, являются не обоснованными и не опровергающими доводы истца относительно качества горячей воды, поставляемой ООО «Энерго-Ресурс» жителям многоквартирных домов в <адрес>.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлено доказательств того, что поставляемая им горячая вода жителям многоквартирных домов <адрес> соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21.
Учитывая, что качество горячего водоснабжения не соответствует нормативам, бездействие ООО «Энерго-Ресурс» создает риск причинения вреда жизни и здоровью граждан, понуждение ответчика к исполнению санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» суд считает необходимым обязать ООО «Энерго-Ресурс» довести до сведения потребителей судебное решение в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации – общественно-политическую газету Приозерского района «Красная звезда».
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, а исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц, с ответчика в бюджет муниципального образования «Приозерский муниципальный район» Ленинградской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области к ООО «Энерго-Ресурс», об обязании обеспечить жителей многоквартирных домов <адрес> горячим водоснабжением, соответствующим требованиям СанПиН 1.2.3685-21, довести до сведения потребителей в установленный судом срок решение суда через средства массовой информации– удовлетворить.
Обязать ООО «Энерго-Ресурс» обеспечить жителей многоквартирных домов <адрес> горячим водоснабжением, соответствующим требованиям СанПиН 1.2.3685-21.
Решение в части обязания ООО «Энерго-Ресурс» обеспечить жителей многоквартирных домов <адрес> горячим водоснабжением, соответствующим требованиям СанПиН 1.2.3685-21 подлежит немедленному исполнению.
Обязать ООО «Энерго-Ресурс» довести до сведения потребителей судебное решение в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации – общественно-политическую газету Приозерского района «Красная звезда».
Взыскать с ООО «Энерго-Ресурс» в бюджет муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приозерский городской суд.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 06 февраля 2023 года.