Дело № 2-73/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Альменевский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Перевалова Д.Н.,
при секретаре Жусуповой И.В.,
с участием истца Галеевой М.С., ее представителя Прохоровой Т.В.,
рассмотрев 19 апреля 2019 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галеевой Марзии Султановны к Администрации Малышевского сельсовета Альменевского района Курганской области о признании права собственности на жилой дом,
у с т а н о в и л:
Галеева М.С. обратилась в суд с иском к Администрации Малышевского сельсовета о признании права собственности на жилой дом. В обоснование иска указала, что на основании решения заседания комиссии СПК «Приозерный» Альменевского района Курганской области от 08.02.2002 г. приобрела у СПК «Приозерный» контору, которая использовалась с 1960 года как жилой дом за 6000 рублей, которые внесла в кассу СПК «Приозерный» согласно договору. Согласно сведений ГИС ЖКХ, в реестре объектов жилищного фонда имеются сведения о жилом помещении, расположенном по <адрес> Год ввода в эксплуатацию – 1960. Помещение она не перестраивала, перепланировки не делала и использует его с 2002 года как жилой дом, расположенный по <адрес> Земельный участок по <адрес> на котором расположен жилой дом, принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.11.2018 г. Истец владеет указанным жилым домом как своим собственным, начиная с февраля 2002 года. Претензий от других лиц к ней не предъявлялось, права на имущество никто не предъявлял, споров в отношении владения и пользования недвижимым имуществом не заявлялось. Строение не нарушает прав и интересов других лиц. При обращении в Администрацию Альменевского района ей было отказано в получении разрешительных документов для регистрации права на жилой дом. Иным путем кроме обращения в суд истец лишена возможности признать право собственности на жилой дом. Просит признать за ней право собственности на жилой дом, расположенный по <адрес>
В судебном заседании истец Галеева М.С., ее представитель Прохорова Т.В., поддержали исковые требования по вышеизложенным основаниям. Галеева М.С. суду пояснила, фактически дом был приобретен ей по договору купли-продажи с СПК «Приозерный», деньги переданы полностью. С момента приобретения дома никаких претензий по поводу ее владения домом ни от кого не поступало, никто никаких прав на дом не заявлял, споров не было. Земельный участок под спорным домом является ее собственностью.
Представитель ответчика Администрации Малышевского сельсовета в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом. В отзыве на имя суда с исковыми требованиями согласились.
С учетом мнения истца, ее представителя, суд определил рассмотреть гражданское дело без участия представителя Администрации Малышевского сельсовета Альменевского района, в силу ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения истца, ее представителя Прохорову Т.В., допросив свидетелей ФИО 1., ФИО 2., исследовав материалы дела, суд полагает возможным иск удовлетворить по следующим основаниям.
Так, свидетель ФИО 1. в судебном заседании показал, что в 2002 году являлся директором СПК «Приозерный». В феврале 2002 года на заседании совета СПК «Приозерный» принято решение о продаже истцу Галеевой М.С. здания конторы, используемого как жилой дом, о чем с ней был заключен договор купли-продажи. Деньги за дом переданы полностью.
Свидетель ФИО 2 в судебном заседании показала, что в 2002 году являлась бухгалтером СПК «Приозерный». На заседании совета в феврале 2002 года СПК «Приозерный» было принято решение о продаже истцу Галеевой М.С. здания конторы, используемого как жилой дом, о чем с ней был заключен договор. Деньги за дом переданы истцом в кассу СПК «Приозерный» полностью.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам,
На основании ч. 2 ст. 218 ГК РФ основанием приобретения права собственности является заключение договора купли-продажи или иной сделки об отчуждении имущества.
В судебном заседании установлено, что спорное здание, именуемое конторой, расположенное по <адрес>, фактически было приобретено истцом в феврале 2002 года, что подтверждается договором купли-продажи здания конторы от февраля 2002 года.
Из распоряжения Главы Малышевского сельсовета № от 17.01.2019 г. следует, что земельному участку с кадастровым № присвоен <адрес> Жилому дому, расположенному в кадастровом квартале № присвоен <адрес>
Согласно справке Администрации Малышевского сельсовета от 17.01.2019 г. жилой дом, расположенный по <адрес> в реестре муниципальной собственности Малышевского сельсовета не значится.
В соответствии с выпиской из ЕГРН собственником земельного участка, расположенного по <адрес> является Галеева М.С.
Согласно сведений ГИС ЖКХ здание, расположенное по <адрес> включено в реестр объектов жилищного фонда, введено в эксплуатацию с 1960 года.
Из сообщения Администрации Альменевского района следует, что совхоз «Малышевский» реорганизован в ТОО «Малышевское», ТОО «Малышевское» реорганизовано в СПК «Приозерный», СПК «Приозерный» реорганизован в СПК «Ново-Малышевский».
Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что СПК «Ново-Малышевский» ликвидирован по решению суда 15.04.2008 года.
Из заключения кадастрового инженера следует, что жилой дом, расположенный по <адрес>, соответствует указанным в уведомлении о планируемом строительстве параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленных ГрК РФ, другими федеральными законами и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.
Как видно из договора купли-продажи вышеуказанного помещения, в нем имеются неточности: не указана точная дата договора, указано, что СПК «Приозерный» передал в собственность истца здание конторы, а не жилого дома, не указаны общая и жилая площади дома. Данный договор не был зарегистрирован в бюро технической инвентаризации.
Из справки ГБУ «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости» от 21.03.2019 г. и в соответствии с техническим планом на жилой дом следует, что спорный жилой дом находится по <адрес>, является отдельным жилым помещением, состоящим из трех жилых комнат и кухни, а также помещений вспомогательного использования, общая площадь составляет 74,8 кв.м. Правообладателем указана Галеева М.С.
Согласно ч. 1 ст. 549 ГК РФ, по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружения, квартиру или другое недвижимое имущество. Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами в силу требований ст. 550 ГК РФ.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Переход права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости к покупателю, согласно ч. 1 ст. 551 ГК РФ, подлежит государственной регистрации.
Суд считает, что указанным договором между сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, соблюдена письменная форма договора, данный договор фактически исполнен сторонами, поэтому договор можно считать заключенным и жилое помещение считать жилым домом, полезной площадью 74,8 кв.м., расположенный по <адрес>
Истец Галеева М.С. на законных основаниях непрерывно владела, распоряжалась, пользовалась указанным жилым домом с февраля 2002 года по настоящее время, все условия сделки купли-продажи исполнила.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Курганской области, сведений о жилом доме, расположенном по <адрес>, о регистрации прав на этот объект в Едином Государственном реестре недвижимости нет.
В силу ст. 12 ГК РФ гражданин вправе защищать свои гражданские права путем признания права.
В соответствии с п. 2 ст. 223 ГК РФ, право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. В связи с тем, что при заключении сделки купли-продажи документы не были оформлены надлежащим образом, истец не может зарегистрировать свое право, вследствие чего не может осуществлять свое право собственника, требования истца Галеевой М.С. о признании права собственности на жилой дом подлежат удовлетворению в полном объеме.
Указанные доказательства позволяют суду сделать вывод о доказанности заявленных истцом Галеевой М.С. требований о признании за ней права собственности на указанное жилое помещение, поэтому данное право подлежит установлению судом.
Признанием права собственности за истцом на данный объект недвижимости охраняемые законом права и интересы других лиц не нарушаются.
Руководствуясь ст.ст.12,56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Галеевой Марзии Султановны - удовлетворить.
Признать за Галеевой Марзией Султановной право собственности на жилой дом по <адрес>, общей площадью – 74,8 квадратных метра.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Альменевский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья: Д.Н. Перевалов