57RS0023-01-2023-000221-08
№2-4/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 апреля 2024 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при секретаре Гребеньковой А.Е.,
с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Орловской области Прилепской А.Г.,
представителя ответчика администрации г.Орла, третьих лиц Финансового управления администрации г.Орла, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Орла Быковской С.С.,
представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Умный дом» Алдоновой И.В.,
представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «ДОМКОМ» Мамошина О.Г.,
представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Орловская жилищная компания» Масликовой Л.В.,
третьего лица Селезнева Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковым требованиям Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью «ДОМКОМ», обществу с ограниченной ответственностью «УК Умный дом», обществу с ограниченной ответственностью «Орловская жилищная компания», администрации г.Орла о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Содействие» о понуждении к совершению действий, указав, что специалистом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» проведено санитарно-эпидемиологическое обследование содержания контейнерной площадки и прилегающей территории вблизи дома 38 по ул.Автовокзальной г.Орла. При этом, установлены нарушения требований санитарного законодательства.
Просит суд, учетом уточнения исковых требований, обязать общество с ограниченной ответственностью «ДОМКОМ» в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку по адресу: г.Орел, ул.Автовокзальная, д.38, предназначенную для накопления ТБО, в том числе для жителей многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г.Орел, ул.Автовокзальная, д.38, г.Орел, пер.Балтийский, д.13, г.Орел, пер.Дарвина, д.6 с твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод в соответствии с требованиями п.3 СанПин 2.1.3684-21 и содержать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п.п.8-10 СанПин 2.1.3684-21; оборудовать место накопления (складирования) крупногабаритных отходов (бункеры или специальная площадка для накопления КГО) для жителей многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г.Орел, ул.Автовокзальная, д.38, г.Орел, пер.Балтийский, д.13, г.Орел, пер.Дарвина, д.6 в соответствии с требованиями п.п.3,4,8-10 СанПин 2.1.3684-21; устранить складирование (размещение) твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов непосредственно с прилегающей к контейнерной площадке территории по адресу: г.Орел, ул.Автовокзальная, д.38, в соответствии с требованиями п.п.17, 124 СанПин 2.1.3684-21. Обязать общество с ограниченной ответственностью «УК Умный дом» в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку по адресу: г.Орел, ул.Автовокзальная, д.38, предназначенную для накопления ТБО, в том числе для жителей многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г.Орел, пер.Балтийский, д.11, д.12, г.Орел, пер.Дарвина, д.4 с твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод в соответствии с требованиями п.3 СанПин 2.1.3684-21 и содержать место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п.п.8-10 СанПин 2.1.3684-21; оборудовать место накопления (складирования) крупногабаритных отходов (бункеры или специальная площадка для накопления КГО) для жителей многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г.Орел, пер.Балтийский, д.11, д.12, г.Орел, пер.Дарвина, д.4 в соответствии с требованиями п.п.3,4,8-10 СанПин 2.1.3684-21; устранить складирование (размещение) твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов непосредственно с прилегающей к контейнерной площадке территории по адресу: г.Орел, ул.Автовокзальная, д.38, в соответствии с требованиями п.п.17, 124 СанПин 2.1.3684-21. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Орловская жилищная компания» в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести уборку, дезинсекцию и дератизацию контейнерной площадки по адресу: г.Орел, ул.Автовокзальная, д.38, предназначенную для накопления ТБО, в том числе для жителей многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г.Орел, ул.Комсомольская, д.257, 259, 261, г.Орел, пер.Дарвина, д.2, а также очистить от отходов (ТБО и КГО) указанную контейнерную площадку в соответствии с требованиями п.8,10 СанПин 2.1.3684-21; устранить складирование (размещение) отходов (ТБО и КГО) непосредственно с прилегающей к контейнерной площадке территории по адресу: г.Орел, ул.Автовокзальная, д.38, в соответствии с требованиями п.п. 17,24 СанПин 2.1.3684-21.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Орловской области Прилепская А.Г. исковые требования уточнила, просила суд обязать общество с ограниченной ответственностью «ДОМКОМ», ООО «Управляющая компания «Умный дом» в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: оборудовать контейнерную площадку по адресу: г.Орёл, ул.Автовокзальная, д.38, предназначенную для накопления ТБО, в том числе, для жителей многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Орёл, ул.Автовокзальная, д. 38, г. Орёл, пер. Балтийский, д. 13; г. Орёл, пер. Дарвина, д. 6, г. Орёл, пер. Балтийский д.11, д. 12, пер. Дарвина, д. 4 твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 (в рамках ответственности по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг по содержанию общего имущества). Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДОМКОМ», общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Умный дом», общество с ограниченной ответственностью «Орловская жилищная компания» (до создания места накопления для домов, находящихся в управлении) в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: осуществлять уборку, дезинсекцию и дератизацию контейнерной площадки, включая уборку непосредственно прилегающей к контейнерной площадке территории по адресу: г.Орёл, ул.Автовокзальная, д.38 в соответствии с требованиями п. 8-10 СанПиН 2.1.3684-21 (в рамках ответственности по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг по содержанию общего имущества). Обязать администрацию г. Орла в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: создать место (площадку) накопления (складирования) крупногабаритных отходов (бункеры, расположенные на контейнерных площадках, специальную площадку для складирования крупногабаритных отходов) для жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: г.Орёл, ул.Автовокзальная, д. 38, г. Орёл, пер. Балтийский, д. 13; г. Орёл, пер. Дарвина, д. 6, г. Орёл, пер. Балтийский д.11, д. 12, пер. Дарвина, д. 4 в соответствии с требованиями п.3 п. 4 СанПиН 2.1.3684-21; создать место (площадку) накопления (контейнерную площадку) для накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Орёл, ул. Комсомольская, д. 257, д. 259, д. 261, пер. Дарвина, д.2, в соответствии с требованиями п.3, п. 4 СанПиН 2.1.3684-21; создать место (площадку) накопления (складирования) крупногабаритных отходов (бункеры, расположенные на контейнерных площадках, специальную площадку для складирования крупногабаритных отходов) для жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Орёл, ул. Комсомольская, д. 257, д. 259, д. 261, пер. Дарвина, д.2.
Представитель ответчика администрации г.Орла, третьих лиц Финансового управления администрации г.Орла, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Орла Быковская С.С. возражала против удовлетворения рассматриваемых исковых требований, представила письменные возражения по существу спора.
Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «ДОМКОМ» Мамошин О.Г. также административные исковые требования не признал, представил письменные возражения.
Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Умный дом» Алдонова И.В. полагала иск необоснованным, просила отказать в его удовлетворении.
Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «орловская жилищная компания» Масликова Л.В. также иск не признала, просила оставить его без удовлетворения.
Третье лицо Селезнева Ю.В. при рассмотрении спора полагался на усмотрение суда, при этом пояснил, что контейнерная площадка, расположенная вблизи дома 38 по ул.Автовокзальной г.Орла находится в недопустимом санитарном состоянии, чем нарушаются права и законные интересы жителей многоквартирного дома.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане имеют право на благополучную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых
коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления
твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18, 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с п.11, п. 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся вопросы, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, согласно которым места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» определяет контейнерную площадку как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 №3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
В силу п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно п. 8. СанПиН 2.1.3684-21 владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам. Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках.
В силу п. 9. СанПиН 2.1.3684-21, при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
В соответствии с п. 10. СанПиН 2.1.3684-21 контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
Согласно п. 17. СанПиН 2.1.3684-21 вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
Требования СанПиН 2.1.3684-21 являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (п. 1 СанПиН 2.1.3684-21).
В судебном заседании установлено, что в Управление Роспотребнадзора по Орловской области поступило обращение жителей дома №38 по ул.Автовокзальной г.Орла в связи с ненадлежащим санитарным состоянием контейнерной площадки.
Специалистом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» проведено санитарно-эпидемиологическое обследование содержания контейнерной площадки и прилегающей территории вблизи дома №38 по ул.Автовокзальной г.Орла.
Доказательствами, представленными в материалы дела (актами выездного обследования, фотографиями, показаниями Селезнева Ю.В., жителя дома №38 по ул.Автовокзальной г.Орла) установлено, что в районе дома №38 по ул. Автовокзальная г. Орла на придомовой территории расположена контейнерная площадка, которая не оборудована твердым покрытием, с уклоном для отведения талых и дождевых вод, что не соответствует требованиям п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21); уборка контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Орел, ул. Автовокзальная, д. 38 от твердых коммунальных отходов (включая крупногабаритные отходы) не проводится, что не соответствует требованиям п.п.8,9,10 СанПиН 2.1.3684-21; непосредственно за контейнерной площадкой на грунте накапливаются
крупногабаритные отходы, представленные мебелью, бывшей в употреблении, автошинами, досками, что не соответствует требованиям п.п. 3, 8,17 СанПиН 2.1.3684-21; отсутствует специальная площадка для накопления крупногабаритных отходов, что не соответствует п.З СанПиН 2.1.3684-21.
В соответствии с Реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Орла указанная контейнерная площадка предназначена для сбора ТКО от многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Орёл, ул. Автовокзальная, д. 38, г. Орёл, пер. Балтийский, д. 11, д. 12, д. 13; г. Орёл, пер. Дарвина, д. 2, д. 4, д. 6; г. Орёл, ул. Комсомольская, д. 257, 259, д. 261.
Сведения о способе накопления КГО по адресу: г. Орел, ул. Автовокзальная, д. 38 в реестре отсутствуют.
Контейнерной площадкой по адресу: г. Орёл ул. Автовокзальная, д. 38 пользуются жители многоквартирных жилых домов по адресам: г. Орёл, ул. Автовокзальная, д. 38; г. Орёл, пер. Дарвина, д. 6, г. Орёл, пер. Балтийский, д. 13; г. Орёл, ул. Комсомольская, д. 257, д. 259, д. 261, пер. Дарвина, д.2; г. Орёл, пер. Балтийский д.П, д. 12, пер. Дарвина, д. 4.
Таким образом, контейнерная площадка по адресу: г. Орёл ул. Автовокзальная, д. 38, создана, предназначена и фактически используется жителями вышеперечисленных домов, управление которыми осуществляется разными юридическими лицами - обществом с ограниченной ответственностью «ДОМКОМ», обществом с ограниченной ответственностью «УК Умный дом», обществом с ограниченной ответственностью «Орловская жилищная компания».
Контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Орёл, ул. Автовокзальная, д. 38 предназначенная для накопления твердых коммунальных отходов расположена на расстоянии более 100 метров от жилых многоквартирных домов по адресам: г. Орёл, пер. Дарвина, д. 2, ул. Комсомольская, д. 257, д. 259, д. 261, что не соответствует требованиям п. 4 СанПиН 2.1.3684-21.
Специальная площадка для накопления крупногабаритных отходов для жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Орёл, пер. Дарвина, д.2, ул. Комсомольская, д. 257, д. 259, д. 261, отсутствует, что не соответствует п. 3 СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно сведениям, размещенным на сайте Яндекс-карты, контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Орел, ул. Автовокзальня, д. 38, оборудована на расстоянии: от жилого дома № 261 по ул. Комсомольская в г. Орле - 246-293 м.; от жилого дома № 259 по ул. Комсомольская в г. Орле - 210-238м.; от жилого дома№2 по пер. Дарвина в г. Орле - 157-175 м.; от жилого дома № 257 по ул. Комсомольская в г. Орле - 172-190 м.
17.01.2023-20.01.2023 собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г.Орел, ул. Автовокзальная, д.38 было проведено общее собрание, на котором выбран способ управления многоквартирным домом в виде непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
Принято решение о заключении договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества дома с ООО «ДОМКОМ».
В соответствии с п.3 договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества дома от 20.01.2023, организация по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за счет и на суммы собираемых средств собственников обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме.
Согласно приложению №1 к договору к видам работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества относится, в том числе, уборка придомовой территории.
В приложении №5 к договору установлен размер платы за уборку придомовой территории многоквартирного дома №38 по ул. Автовокзальной г.Орла.
Таким образом, вопреки доводам ответчика, ООО «Домком» при выборе жильцами дома непосредственного способа управления, является организацией, выполняющей работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающей, в том числе, в силу п. 2.1 ч.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации работы, связанные с обращением с твердыми коммунальными отходами и несет ответственность перед собственниками помещений за выполнение своих обязательств.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Как установлено п. 2.1 ч.2 ст. 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. Аналогичные обязанности установлены при непосредственном управлении, в случае выбора организации, обеспечивающей выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества (ст. 164 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Частью 2,3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в состав общего имущества в многоквартирном доме входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Абзацем третьим пп. «а» п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений:
- путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пп. «д», «д(2)» п. 11 Правил №491, содержание общего имущества включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
Так, в соответствии с подпунктом 3.7.1 вышеуказанных правил на организацию по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность, в том числе, обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно абзаца 18 раздела II Порядок осуществления транспортирования твердых коммунальных отходов Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (ред. от 18.03.2021) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа является администрация г.Орла, которая действует на основании Устава города Орла.
В соответствии с п. 38 ст.24 Устава г.Орла, к полномочиям администрации г.Орла относится, в том числе, участие организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п.4 ст.24 Устава г. Орла, администрации г. Орла создает муниципальные предприятия и учреждения, осуществляет финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Исходя из вышеуказанных правовых норм следует, что создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в тех случаях, когда такая обязанность не лежит на других лицах.
В соответствии с п. 13.2. Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Город Орел», принятых Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 июня 2011г. № 5/0073-ГС, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО осуществляются за счет средств бюджета г.Орла, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Кроме того, отсутствие должной организации места накопления крупногабаритных отходов для жителей перечисленных многоквартирных жилых домов приводит к вынужденной необходимости граждан складировать крупногабаритные отходы в непредназначенных для этого местах, создавая при этом несанкционированные свалки, что создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, природным объектам.
В соответствии с п. 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов (далее - КГО) осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
В силу п. 2 указанных правил «бункер» - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов; «контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; «крупногабаритные отходы» - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах;
В соответствии с п. 3.7.15 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, к крупногабаритным отходом отнесены: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
Таким образом, для складирования КГО должны быть оборудованы либо бункеры, которые выставляются на контейнерных площадках, либо специальные площадки для накопления КГО.
В силу санитарных требований данные места накопления КГО должны быть удалены от жилых зданий, обслуживаемых данными площадками не менее 20 метров и не далее, чем на 100 метров.
В соответствии со ст. 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Орёл, ул. Автовокзальная, д. 38, пер. Балтийский, д. 13, г. Орёл, пер. Дарвина, д. 6 находятся в управлении (заключен договор на оказание услуг) ООО «Домком».
Многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Орёл, пер. Балтийский д. 11, д. 12, пер. Дарвина, д. 4 находятся в управлении ООО «Управляющая компания «Умный дом».
Многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам г. Орёл, ул. Комсомольская, д. 257, д. 259, д. 261, пер. Дарвина, д.2 находятся в управлении ООО «Орловская жилищная Компания».
Следовательно, обязанность по содержанию контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Орёл ул. Автовокзальная, д. 38, подлежит возложению на ООО «Домком», ООО «Управляющая компания «Умный дом», ООО «Орловская жилищная Компания».
Невыполнение ответчиками требований закона нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, способствует созданию угрозы санитарно-химического и микробиологического загрязнения почвы, распространения инфекционных паразитных заболеваний населения, поскольку существует потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением санитарно-эпидемиологических требований.
В связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Иных доводов, которые бы повлияли на выводы суда, сторонами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью «ДОМКОМ», обществу с ограниченной ответственностью «УК Умный дом», обществу с ограниченной ответственностью «Орловская жилищная компания», администрации г.Орла о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орла (ОГРН 1025700831640, ИНН 5701000745) в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу создать место (площадку) накопления (складирования) крупногабаритных отходов (бункеры, расположенные на контейнерных площадках, специальную площадку для складирования крупногабаритных отходов) для жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: г.Орёл, ул.Автовокзальная, д. 38; г. Орёл, пер. Балтийский, д. 13; г. Орёл, пер. Дарвина, д. 6; г. Орёл, пер. Балтийский д.11, д. 12; г. Орёл, пер. Дарвина, д. 4 в соответствии с требованиями п.3 п. 4 СанПиН 2.1.3684-21.
Обязать администрацию г. Орла (ОГРН 1025700831640, ИНН 5701000745) в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу создать место (площадку) накопления (контейнерную площадку) для накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Орёл, ул. Комсомольская, д. 257, д. 259, д. 261, пер. Дарвина, д.2, в соответствии с требованиями п.3, п. 4 СанПиН 2.1.3684-21.
Обязать администрацию г. Орла (ОГРН 1025700831640, ИНН 5701000745) в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу создать место (площадку) накопления (складирования) крупногабаритных отходов (бункеры, расположенные на контейнерных площадках, специальную площадку для складирования крупногабаритных отходов) для жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Орёл, ул. Комсомольская, д. 257, д. 259, д. 261, пер. Дарвина, д.2.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДОМКОМ» (ОГРН 11357490001970, ИНН 5752200460), общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Умный дом» (ОГРН 1207700094139, ИНН 7751177734) в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку по адресу: г.Орёл, ул.Автовокзальная, д.38, предназначенную для накопления ТБО, в том числе, для жителей многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Орёл, ул.Автовокзальная, д. 38, г. Орёл, пер. Балтийский, д. 13; г. Орёл, пер. Дарвина, д. 6; г. Орёл, пер. Балтийский д.11, д. 12; г.Орел, пер. Дарвина, д. 4 твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 (в рамках ответственности по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг по содержанию общего имущества).
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДОМКОМ» (ОГРН 11357490001970, ИНН 5752200460), общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Умный дом» (ОГРН 1207700094139, ИНН 7751177734), общество с ограниченной ответственностью «Орловская жилищная компания» (ОГРН 1185749004429, ИНН 5753070510) (до создания места накопления для домов, находящихся в управлении) в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществлять уборку, дезинсекцию и дератизацию контейнерной площадки, включая уборку непосредственно прилегающей к контейнерной площадке территории по адресу: г.Орёл, ул.Автовокзальная, д.38 в соответствии с требованиями п. 8-10 СанПиН 2.1.3684-21 (в рамках ответственности по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг по содержанию общего имущества).
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 16 апреля 2024 г.
Председательствующий Ю.С.Самойлова