№ 2-592/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Прохоровка 17 декабря 2018 года
Прохоровский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Гнездиловой Т.В.,
при секретаре Курганской Н.Н.,
с участием помощника прокурора Прохоровского района Феданова А.В.,
представителя ответчика Халимовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прохоровского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Беленихинского сельского поселения муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области об обязании провести технический этап рекультивации нарушенного земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Прохоровского района в рамках реализации полномочий, предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в ходе надзора за соблюдением природоохранного законодательства установлено, что на территории Беленихинского сельского поселения Прохоровского района не реализуются требования федерального законодательства в сфере землепользования, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц Белгородской области.
Проверкой установлено, что на земельном участке, расположенном справа от автодороги «Беленихино-Тетеревино» на почве расположены навалы грунта с мелким щебнем, а также имеются строительные отходы – остатки досок, иные бесформенные отходы, растительные отходы-ветки.
На указанном земельном участке отсутствует искусственная водонепроницаемая поверхность, по периметру площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с локальными очистными сооружениями. Размещение строительных, растительных отходов, а так же навалов грунта со щебнем осуществляется навалом на почве.
Земельный участок входит в состав земельного участка с кадастровым №. На спорном земельном участке установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ. Информация о лицах, деятельность которых привела к деградации земель, отсутствует.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав неопределенного круга лиц в сфере земельного и природоохранного законодательства.
Истец просил обязать ответчиков – физических лиц и Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области в срок до 15.05.2019 разработать проект рекультивации нарушенного спорного земельного участка, провести в срок до 15.05.2020 технический этап рекультивации данного земельного участка.
29.11.2018 в ходе предварительного судебного заседания произведена замена ненадлежащих ответчиков надлежащим – на администрацию Беленихинского сельского поселения муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области.
В обоснование требований истец сослался на то, что данная несанкционированная свалка находится в границах территории Беленихинского сельского поселения Прохоровского района, собственник земельного участка отсутствует. Наличие свалки в указанном месте подтверждено исследованными материалами дела, географическими координатами.
По данным Управления Россреестра по Белгородской области не имеется сведений о сформированных земельных участках, наличии собственников и вида собственности.
К вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В судебном заседании прокурор поддержал требования и просил их удовлетворить, указал на то, что на спорном земельном участке имеется свалка с отходами производства, за что глава сельского поселения был привлечен к административной ответственности. Проведение технического этапа рекультивации земельного участка означает устранить самозагрязнение земельного участка, расчистить поверхность от посторонних отходов для последующего использования земельного участка по целевому назначению.
Представитель ответчика Халимова М.А. иск не признала, ссылаясь на то, что администрация Беленихинского сельского поселения Прохоровского района не является надлежащим ответчиком. В случае удовлетворения иска просила увеличить срок исполнения решения суда.
Исследовав представленные доказательства, оценив их в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ).
В силу требований ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ст. 4, 51).
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 2.4.3 п. 2.4 Положения о проекте адаптивно-ландшафтной системы земледелия и охраны почв, утвержденного постановлением Губернатора Белгородской области от 04.02.2014 N 9 предусмотрено, что землепользователи обязаны не допускать захламления земель бытовыми и производственными отходами.
Из материалов настоящего дела следует, что установлен факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, выразившийся в захламлении твердыми бытовыми отходами и прочим мусором (строительный мусор, растительные отходы, навалы грунта с мелким щебнем) части земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного справа от автодороги «Беленихино-Тетеревино» в границах Беленихинского сельского поселения муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области. Общая площадь захламления составила 74556,3 м2.
Постановлением Управления Росприроднадзора по Белгородской области от 12.07.2018 глава администрации Беленихинского сельского поселения привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
К вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ).
Часть 3 названного закона предусматривает, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2015 N 26-П, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории муниципального образования, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на территории Беленихинского сельского поселения выявлена несанкционированная свалка, расположенная вблизи справа от автодороги «Беленихино-Тетеревино».
Данная несанкционированная свалка находится в границах территории Беленихинского сельского поселения Прохоровского района Белгородской области, государственная собственность на земельный участок в указанном месте не разграничена, собственник земельного участка отсутствует. Наличие свалки в указанном месте подтверждено исследованными материалами дела, географическими координатами и ответчиком не оспаривалось.
Постановлением правительством Белгородской области от 21.11.2016г. №400-пп утвержден порядок сбора твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области.
Данный порядок регламентирует участие органов местно самоуправления в организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области. В частности п. 15.1.5 порядка предусматривает, что органы местного самоуправления Белгородской области выявляют и ликвидируют места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В рамках рассматриваемого дела лицо, разместившее отходы на территории Беленихинского сельского поселения Прохоровского района Белгородской области, не установлено.
Пунктом 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст) отражено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. В примечании к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 сказано, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Поскольку на земельном участке установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ, что согласно информации Управления Россельхознадзора по Белгородской области произошла деградация земли, что в свою очередь влечет вред окружающей среде.
Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, законодатель предусмотрел взаимодействие органов государственной власти субъектов Федерации с органами местного самоуправления в пределах, закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования коммунальных и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека.
Применительно к данному делу, наличие несанкционированной свалки на территории сельского поселения, безусловно ухудшает качественное состояние земель, а отсутствие собственника отходов говорит об установленной, закрепленной законом обязанности администрации сельского поселения по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортировке твердых коммунальных отходов.
Таким образом, отсутствие со стороны администрации Беленихинского сельского поселения Прохоровского района Белгородской области должного участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов привело к захламлению части земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах администрации сельского поселения.
Администрация Беленихинского сельского поселения, будучи наделенной властно – распорядительными полномочиями по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, исходя из своих функций и требований закона, обязана следить за тем, чтобы на земельных участках сельскохозяйственного назначения в пределах подведомственной ей территории не находился мусор, захламление которым ведет к ухудшению качества почвы.
Между тем, стороной ответчика не представлено ни одного убедительного доказательства, из числа поименованных в гл.6 ГПК РФ, подтверждающего необоснованность заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, в связи с чем требования прокурора о понуждении ответчика совершить действия основаны на законе.
Принимая во внимание то обстоятельство, что для исполнения решения суда ответчику необходимы денежные средства и время суд приходит к выводу о необходимости в силу ст.206 ГПК РФ установления срока исполнения решения суда в срок до 31.08.2019, о котором просит ответчик и с чем соглашается истец.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Прохоровского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Беленихинского сельского поселения муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области об обязании провести технический этап рекультивации нарушенного земельного участка удовлетворить.
Обязать администрацию Беленихинского сельского поселения муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области в срок до 31.08.2019 провести технический этап рекультивации нарушенного земельного участка, то есть устранить самозагрязнение с поверхностной части земельного участка имеющего точки границ земельного участка (координаты Х\У):
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Прохоровский районный суд.
Судья Т.В. Гнездилова
Решение в окончательной форме
принято 21.12.2018.
Судья Т.В. Гнездилова