Решение по делу № 2-1046/2023 (2-7668/2022;) от 02.12.2022

Дело

УИД 41RS0-80

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2023 года                        г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Белоусова А.С.,

при секретаре Дашкыл-оол С.Б.,

с участием представителя истца Бервиненко М.О., представителя ответчика Соловяненко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камчатского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Ветеран-Мортранс» о возложении обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Камчатский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ветеран-Мортранс» (далее по тексту – ООО «Ветеран-Мортранс», Общество) о возложении обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ООО «Ветеран-Мортранс» на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах. Кроме того, общество имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов. Указанные лицензируемые виды деятельности общество осуществляет, в том числе, с использованием морского судна <данные изъяты> (тип - нефтеналивное), эксплуатируемого на основании договора фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «<данные изъяты>», и морского судна «<данные изъяты>» (тип - нефтеналивное), эксплуатируемого на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «<данные изъяты>». Ответчик выполняет грузовые и бункеровочные операции с нефтепродуктами в акваториях Камчатского края (внутренних морских водах Российской Федерации). Однако указанная деятельность, в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды, ответчиком осуществляется без положительного заключения государственной экологической экспертизы, что может повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. С целью выявленных нарушений законодательства ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес руководителя общества внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. В целях получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации обществом заключен договор с ООО «<данные изъяты>», предметом которого является разработка раздела оценки воздействия на окружающую среду. Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ положительное заключение обществом не получено. За нарушение действующего законодательства ООО «Ветеран-Мортранс» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

На основании изложенного, истец просил суд обязать ООО «Ветеран-Мортранс» получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации (выполнение грузовых и бункеровочных операций с нефтепродуктами с использованием морских судов «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» в акваториях Камчатского края) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель Камчатского транспортного прокурора Бервиненко М.О., действующая на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивала по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика Соловяненко В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно суду пояснил, что ООО «Ветеран-Мортранс» осуществляет торговое мореплавание, включающее перевозку грузов и операции по их погрузке и выгрузке. При этом пользователем природными ресурсами общество не является. Таким образом, условия об отнесении расходов на государственную экологическую экспертизу как на пользователя природными ресурсами на общество не распространяются. Кроме того, какого-либо негативного воздействия на окружающую среду деятельность ООО «Ветеран-Мортранс» не оказывает и не может создавать угрозу правам и нарушать интересы неопределенного круга лиц. Более того, повлиять на характер заключения (положительное или отрицательное) общество не имеет возможности, поскольку такие заключения выдают экспертные комиссии, сформированные при органах Росприроднадзора. При этом предписание Росприроднадзора о необходимости получения положительного заключения государственной экологической экспертизы в отношении общества не выносилось.

Выслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

          Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Положениями ст. 58 Конституции Российской Федерации провозглашена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Порядок проведения экологической экспертизы установлен Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

В ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ дано понятие экологической экспертизы, коей является установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно п. 7 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 данного Закона.

Положениями ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» закреплены объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня, к которым отнесены, в том числе объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

В силу ст. 34 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе (п. 1).

Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря (п. 2).

Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море (п. 3).

Таким образом, из приведенного правового регулирования следует, что хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, объектом которой являются документы и (или) документация, обосновывающие планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Целью данной экспертизы является выявление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям.

Реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы в силу подп. 6 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Ветеран-Мортранс» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является деятельность морского грузового транспорта.

Общество имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, а также лицензию от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, выданные Дальневосточным управлением Госкомнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что свою деятельность ООО «Ветеран-Мортранс» осуществляет, в том числе, с использованием морского судна <данные изъяты> (тип - нефтеналивное), эксплуатируемого на основании договора фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Ветеран», и морского судна «<данные изъяты>» (тип - нефтеналивное), эксплуатируемого на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «<данные изъяты>».

Проверкой также установлено, что с помощью указанных морских судов общество выполняет грузовые и бункеровочные операции с нефтепродуктами в акваториях Камчатского края (внутренние морские воды Российской Федерации).

Данная деятельность осуществляется ООО «Ветеран-Мортранс» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела представителем ответчика не оспаривались.

По итогам проверки Камчатской транспортной прокуратурой в адрес руководителя ООО «Ветеран-Мортранс» внесено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью и.о. генерального директора ООО «Ветеран-Мортранс» в ответ на предписание транспортному прокурор уведомлен о том, что представление рассмотрено, с целью положительного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации обществом заключен договор с ООО «<данные изъяты>», предметом которого является разработка раздела оценки воздействия на окружающую среду.

       ДД.ММ.ГГГГ Камчатским транспортным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ветеран-Мортранс», которое для решения вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности направлено в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора.

На основании постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ветеран-Мортранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4. КоАП РФ (Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы), с назначением наказания в виде предупреждения.

Указанное постановление не обжаловано, вступило в законную силу.

Несмотря на заключенный между ООО «Ветеран-Мортранс» и ООО «<данные изъяты>» договор, доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиком на момент рассмотрения дела получено положительное заключение государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей хозяйственную деятельность общества суду не представлено, и в ходе судебного разбирательства не добыто.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что положительное заключение государственной экспертизы документации, обосновывающей хозяйственную деятельность ООО «Ветеран-Мортранс» во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, у общества в настоящее время отсутствует.

При таких обстоятельствах, учитывая, что деятельность, осуществляемая ответчиком, входит в перечень объектов государственной экологической экспертизы, между тем, эта деятельность осуществляется ответчиком без положительного заключения государственной экологической экспертизы, что влечет нарушение прав неопределенного круг лиц на благоприятную окружающую среду, требования Камчатского транспортного прокурора о возложении на ответчика обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности, подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Предложенный истцом срок на получение ответчиком положительного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии у ответчика в этой части возражений, суд находит разумным и реальным.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    иск Камчатского транспортного прокурора удовлетворить.

        Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ветеран-Мортранс» (ОГРН 1064101072463), в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации (выполнение грузовых и бункеровочных операций с нефтепродуктами с использованием морских судов «Алиса» и «Гермес» в акваториях Камчатского края).

        Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ветеран-Мортранс» (ОГРН 1064101072463) в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий            подпись                     А.С. Белоусов

Копия верна

Судья                                                              А.С. Белоусов

Подлинник заочного решения находится в деле Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края .

2-1046/2023 (2-7668/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Камчатский транспортный прокурор
Ответчики
ООО "Ветеран-мортранс"
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатский края
Судья
Белоусов Александр Сергеевич
Дело на сайте суда
p-kamchatsky.kam.sudrf.ru
02.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2022Передача материалов судье
09.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2023Судебное заседание
12.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее