Мотивированное решение составлено 17 сентября 2019 года
Дело № 2а-2927/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2019 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе
Председательствующего судьи Лазаревой М.И.
При секретаре Кузиковой Н.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Министерства Обороны Российской Федерации к Межрегиональному управлению ведомственного финансового контроля и аудита Министерства Обороны Российской Федерации по Южному военному округу о признании незаконными выводов и предложений акта контрольных мероприятий,
УСТАНОВИЛ:
ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Министерства Обороны Российской Федерации обратилось в суд с настоящим иском, указав в обоснование, что в период с 25.04.2019 по 31.05.2019 контрольной группой Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) в отношении федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России) проведены контрольные мероприятия отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, по результатам которых составлен акт от 31.05.2019 №23.
ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России в адрес Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) были направлены возражения на акт контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности от 31.05.2019 № 23, по результатам рассмотрения которых был составлен протокол от 08.07.2019 № 9, в соответствии с которым положения акта были частично изменены, в том числе, сумма непроизводительного использования бюджетных средств с 11 902 942, 46 руб. была уменьшена до 5 404 576, 57 руб.
ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России считает абзац 7 выводов и абзац 6 п. 4 предложений акта от 31.05.2019 № 23 и раздел 3 протокола от 08.07.2019 № 9 незаконными, документально необоснованными и нарушающими права и интересы ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России, так как не согласно с обязанием внести в книгу учета недостач суммы, связанные с непроизводительным использованием бюджетных средств в размере 5 404 576, 57 руб.
В указанную сумму согласно приложению № 2 к акту вошла сумма в размере 4 039 576, 11 руб., связанная с оплатой судебных расходов, взысканных на основании судебных актов, процентов за пользование чужими денежными средствами, пени в связи с неоплатой коммунальных услуг.
Бюджетное законодательство Российской Федерации не содержит понятия «непроизводительное использование бюджетных средств», однако статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Указанные платежи производились ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России на основании вступивших в законную силу решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции, которые обжаловались в судах апелляционных и кассационных инстанций в предусмотренном законом порядке.
Учитывая вышеизложенное, при осуществлении платежей, указанных в предложении № 4 к акту, ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России не имело возможности использовать меньший объем средств, указанные суммы оплачивались только на основании исполнительных листов, в связи с чем использование меньших бюджетных средств в данном случае являлось невозможным.
Кроме того, нарушение в акте указывалось на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.10.2015 № 590 «Об утверждении Классификатора основных нарушений и недостатков, выявляемых в процессе осуществления в Вооруженных Силах Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд».
В соответствии с вышеуказанным приказом по коду нарушения 2.01.04у нарушением признается оплата штрафных санкций, пени в результате непринятых мер по погашению кредиторской задолженности при финансировании в полном объеме.
Судебные расходы не являются штрафными санкциями, следовательно, их оплата, по мнению административного истца, не может быть отнесена к финансовому нарушению по коду нарушения 2.01.04у.
В соответствии с Уставом ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России решает и выполняет задачи по организации учета, контроля за использованием недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом по заданиям Министерства обороны Российской Федерации.
При этом ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России подчинено Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п. 19 Устава основной целью деятельности ФГКУ «Северо- Кавказское ТУИО» Минобороны России является выполнение задач по организации учета, контроля за использованием имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Обеспечение коммунальными услугами объектов Министерства обороны Российской Федерации не входит в полномочия и задачи учреждения, а согласно Уставу учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом.
Таким образом, ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России не является управомоченным лицом по обеспечению коммунальными услугами объектов Министерства обороны Российской Федерации.
Судами плата за коммунальные услуги взыскивается с ФГКУ «Северо- Кавказское ТУИО» Минобороны России как балансодержателя объектов недвижимости, при том, что денежные средства ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России на оплату коммунальных услуг не выделяются.
Учитывая вышеизложенное, оплата процентов за пользование чужими денежными средствами и пени в связи с неоплатой коммунальных услуг, не может быть отнесена к финансовому нарушению по коду нарушения 2.01.04у, так как финансирование на оплату коммунальных услуг отсутствует.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, считая свои права и законные интересы нарушенными, административный истец просит суд признать незаконными и отменить абзац 7 выводов и абзац 6 п. 4 предложений акта от 31.05.2019 № 23 контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в редакции протокола рассмотрения возражений от 08.07.2019 № 9.
Представитель ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Министерства Обороны Российской Федерации Семенова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства Обороны Российской Федерации по Южному военному округу Лемешко Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала по доводам, изложенным в возражениях на иск, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Судом установлено, что во исполнение пункта 310 Плана ведомственного финансового контроля на 2019 год, на основании приказа начальника Межрегионального управления от 23 апреля 2019 г. №57 и в соответствии с регламентом организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства Обороны Российской Федерации по Южному военному в период с 25.04.2019 по 31.05.2019 г. в отношении ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России проведены контрольные мероприятия отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, по результатам которых составлен акт от 31.05.2019 №23.
В ходе проведения контрольных мероприятий контрольной группой при документальном изучении деятельности Учреждения было установлено, что с Учреждения были взысканы денежные средства на общую сумму 11 902 942 рублей.
Согласно представленным документам, указанная сумма образовалась в связи с оплатой Учреждением административных штрафов - 1 365 000 рублей, судебных расходов, штрафных санкций и пени - 10 537 942 рублей.
Выявленная сумма в соответствии с требованиями Раздела 2 Классификатора была отнесена к непроизводительному расходу бюджетных денежных средств и квалифицирована как ущерб, причиненный государству - код нарушения 2.01.00.у из которых:
1 365 000 рублей - код нарушения 2.01.ОЗу;
10 537 942 рублей - код нарушения 2.01.04у.
Вместе с тем, 8 июля 2019 г. по итогам рассмотрения возражений, принято решение об исключении из состава ущерба 10 537 942 рублей (по коду нарушения 2.01.04.у) суммы в размере 6 498 365 рублей 89 копеек (оплата на основании решений судов коммунальных услуг, а также услуг за содержание и ремонт общего имущества домов), и отражении этой суммы по коду нарушения 2.01.08 «Прочие непроизводительные расходы бюджетных средств (не дающие очевидного, определенного результата)».
Таким образом, сумма ущерба по коду нарушения 2.01.04.у, которую Учреждению в соответствии с пунктом 51 Регламента необходимо объявить приказом и на основании приказа занести в книгу учета недостач, составляет 4 039 576 рублей 11 копеек.
По мнению контрольной группы, расходы на исполнение судебных актов Российской Федерации по возмещению судебных издержек, штрафных санкций и пени в сумме 4 039 576 рублей 11 копеек, являются следствием неправомерных действий (бездействия) должностных лиц Учреждения, которые не предприняли мер к досудебному урегулированию возникших спорных отношений. Расходы на данные нужды являются непроизводительными, нарушающими принцип эффективности использования бюджетных средств.
Указанные нарушения были изложены в абзаце 7 выводов и абзаце 6 п. 4 предложений акта от 31.05.2019 № 23 контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в редакции протокола рассмотрения возражений от 08.07.2019 № 9, не согласившись с которым административный истец обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав обстоятельства дела и оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что проверка финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Министерства Обороны Российской Федерации проведена Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства Обороны Российской Федерации по Южному военному округу в соответствии с регламентом организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 17 февраля 2017 года № 100дсп, в пределах полномочий Управления.
При этом при рассмотрении настоящего дела административным истцом не оспаривались ни полномочия административного ответчика на проведение проверки, ни соблюдение процедуры проведения проверки административного истца.
Вместе с тем, суд полагает правомерным отнесение административным ответчиком суммы ущерба 4 039 576 рублей 11 копеек, состоящей из расходов на исполнение судебных актов Российской Федерации по возмещению судебных издержек, штрафных санкций и пени, по коду нарушения 2.01.04.у, поскольку отнесение на учреждение соответствующих сумм явилось следствием ненадлежащего исполнения учреждением своих обязанностей и привело к необоснованным расходам бюджетных средств, что свидетельствует об их неэффективном использовании.
Исходя из смысла и содержания ст. 34, 162 БК РФ расходы по возмещению судебных издержек, штрафных санкций и пени, не считаются заданным результатом деятельности учреждения, следовательно, являются неэффективными.
С учетом вышеизложенного, суммы любых штрафов и пеней, уплаченные получателем бюджетных средств, могут быть признаны неэффективными, поскольку не могут быть учтены при выделении бюджетных ассигнований.
Кроме того, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая, что под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом в отношении конкретного лица, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающие права и охраняемые законом интересы и влекущие неблагоприятные юридические последствия для этого лица, суд приходит к выводу о том, что акт проверки от 31.05.2019 не обладает указанными признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно - распорядительных предписаний, влекущих для заявителя юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности учреждения, не определяет меру ответственности, не возлагает на административного истца какие-либо обязанности; носит информационный характер, содержит выявленные административным ответчиком нарушения в сфере бюджетного законодательства и предложения (не требование) для их устранения.
В случае привлечения должностных лиц к какой бы то ни было ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной) оспариваемый акт подлежит оценке по правилам, предусмотренным положениями гл. 6 ГПК Российской Федерации, гл.10 УПК Российской Федерации, гл.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках возбужденных производств по гражданскому, уголовному либо делу об административном правонарушении и не может быть предметом самостоятельного разбирательства по правилам, предусмотренным гл. 22 КАС Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что при избранном административным истцом способе защиты права его доводы о несогласии с выводами должностных лиц административного ответчика, проводивших контрольные мероприятия, о допущенных учреждением нарушениях финансово-экономической дисциплины, изложенными в оспариваемом акте, правого значения по делу не имеют, вследствие чего оснований для удовлетворения административного искового заявления ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Министерства Обороны Российской Федерации к Межрегиональному управлению ведомственного финансового контроля и аудита Министерства Обороны Российской Федерации по Южному военному округу о признании незаконными абзаца 7 выводов и абзаца 6 п. 4 предложений акта контрольных мероприятий от 31.05.2019 г. № 23 в редакции протокола рассмотрения возражений от 08.07.2019 г. № 9, не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 7 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 6 ░. 4 ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 31.05.2019 ░. № 23 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 08.07.2019 ░. № 9, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░