Дело № 2-129/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 апреля 2019 года Республика Коми, с.Усть-Цильма,

ул.Советская, д.139

Ижемский районный суд Республики Коми

под председательством судьи Овчинниковой М.А.,

при секретаре Карякиной А.С.

с участием истца Осташова Т.И.

представителей ответчика: ФИО1, ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Осташова Т.И. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Усть-Цилемская центральная районная больница» о признании факта дискриминации по снижению её оклада с 2014 года и снятию доплаты за интенсивность с ДД.ММ.ГГГГг., о признании факта необеспечения зависимости заработной платы от количества и качества затраченного труда и сложности выполняемой работы, о компенсации морального вреда в сумме 100000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Осташова Т.И. обратилась в Ижемский районный суд Республики Коми с иском к Государственному Бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Усть-Цилемская центральная районная больница», далее ГБУ РК «Усть-Цилемская ЦРБ», об установлении оклада согласно квалификации в размере 11320 рублей, возмещении материального ущерба в сумме 150417 рублей, о компенсации морального вреда.

В обосновании своих требований указав, что с ДД.ММ.ГГГГг. работает в ГБУ РК «Усть-Цилемская ЦРБ» сначала инженером по охране труда, затем ведущим инженером. Считает, что её должность должна именоваться как «Руководитель службы по охране труда», соответственно должен быть более высокий оклад по должности, который по её мнению должен быть в размере 11320 рублей, по данному окладу ею сделан перерасчет её заработной платы. Так же считает, что ей причинен моральный вред.

В судебном заседании истец изменила исковые требования, отказавшись от ранее заявленных требований.

По новым исковым требованиям просит признать факт дискриминации по снижению её оклада с 2014 года и снятию доплаты за интенсивность с ДД.ММ.ГГГГг.; признать факт необеспечения зависимости заработной платы от количества и качества затраченного труда и сложности выполняемой работы; компенсировать моральный вред в сумме 100000 рублей.

В обосновании пояснила, что раньше её оклад, как работника службы охраны труда, был больше, чем оклад у санитарок и в кадровой службе Усть-Цилемского ЦРБ, теперь все изменилось, и её оклад ниже, чем у некоторых работников больницы. С ДД.ММ.ГГГГг. ей не платят за интенсивность, она считает, что это дискриминация со стороны работодателя, ранее ей доплачивали за интенсивность, так как она выполняет функции, которые по её расчетам должны выполняться 3,25 работников службы охраны труда. Ею приведены аргументы по количеству и качеству затрачиваемого ею труда для выполнения обязанностей специалиста по охране труда. Сумма морального вреда, определена ею исходя из восприятия ею действий работодателя по ущемлению её в заработной плате, и необходимости защищать свои права.

По первоначальным и новым исковым требованиям ответчиком заявлен срок исковой давности. Доводы, по несогласию с исковыми требованиями приведены в возражениях на иск, в которых, отрицается факт дискриминации со стороны работодателя в части снижения оклада с указанием, что на протяжении всех лет оклад у истца возрастал, а не уменьшался и работник добровольно, на протяжении многих лет соглашалась с условиями труда, что подтверждено документально. По доплатам за интенсивность труда пояснили, что квалификация Осташова Т.И. не соответствует требованиям, предъявляемым профессиональным стандартам, а низкое качество работы подтверждается внешними и внутренними проверками. Пояснили, что количество затрачиваемого истцом труда не подтверждается сведениями о переработке. Считают, что ничем не подтверждено и не приведено доводов по поводу нравственных страданий истца и как они отразились на привычном укладе жизни истца, его психическом и физическом состоянии, указывая на выплату заработной платы в установленном размере и в установленное время.

Суд, с учетом мнения истца, представителей ответчика, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования.

Заслушать объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению и исходит из следующего.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Трудовые отношения в Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации.

В силу ст.2 Трудового кодекса Российской Федерации, далее ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается запрещение дискриминации в сфере труда.

Статья 37 Конституции РФ, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, а также право работника и работодателя по своему соглашению решать вопросы, связанные, в том числе, с возникновением, прекращением трудовых отношений, в то же время не препятствует установлению в федеральных законах особых условий для замещения отдельных должностей и ограничений прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (ч.3 ст.3 ТК РФ).

Согласно ст. 3 ТК РФ предусматривает, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены названным Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Частью 1 и частью 2 ст.132 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается; какая бы то ни была дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда запрещается.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда; системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового прав.

Согласно ст.144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Согласно абз. 4 ст.217 ТК РФ структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии с п.14 и п.15 Постановления Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГг. (ред. от ДД.ММ.ГГГГг.) "Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации" структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях. В организации с численностью более 100 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

ДД.ММ.ГГГГг. Осташова Т.И. принята на работу в Муниципальное учреждение «Усть-Цилемская центральная районная больница» на должность инженера по охране труда с оплатой по 11 разряду ЕТС, согласно приказу . Между работодателем и работником заключен трудовой договор. Оклад по 11 разряду Единой тарифной сетки установлен в размере 3390 рублей.

С ДД.ММ.ГГГГг. на основании постановления Главы администрации муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский» от ДД.ММ.ГГГГг. в МУ «Усть-Цилемская ЦРБ», была введена окладная система оплаты труда.

Согласно новой системе должностной оклад инженера по охране труда и технике безопасности составлял 2113 рублей (пункт второй 1-й квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы «Обще отраслевые должности служащих третьего уровня»).

На основании приказа по МУ «Усть-Цилемская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГг. по результатам аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГг. Осташова Т.И., инженеру по охране труда и технике безопасности было присвоено должностное наименование «ведущий» и установлен должностной оклад с ДД.ММ.ГГГГг. в размере 3390 рублей.

Аттестация была проведена на основании личного заявления Осташова Т.И. для сохранения уровня должностного оклада специалиста, и не допущения снижения заработной платы.

С ДД.ММ.ГГГГг. учреждение перешло в разряд государственных, было переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Усть-Цилемская центральная районная больница» (ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ»).

Система оплаты труда в ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ» стала регулироваться Постановлением Правительства Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГг. «О некоторых вопросах оплаты труда работников государственных учреждений Республики Коми».

В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГг. «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГг. «О некоторых вопросах оплаты труда работников государственных учреждений Республики Коми», приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» в штатное расписание, ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ» приказом по ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГг. внесены изменения: должность «специалист по охране труда» переименовывается в должность «специалист по охране труда I категории». Должностной оклад по должности был изменен и составил 4260 рублей.

ДД.ММ.ГГГГг. Осташова Т.И. уведомлена об изменении обязательных условий трудового договора.

ДД.ММ.ГГГГг. между работодателем и работником заключено дополнительное соглашение, по изменению наименования должности, изменение оклада, установлением надбавки за интенсивность, с которым Осташова Т.И. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГг.

С ДД.ММ.ГГГГ изменилась система оплаты труда в ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ» на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГг. и Положения об оплате труда работников ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГг.

ДД.ММ.ГГГГг. с Осташова Т.И. заключено дополнительное соглашение в части оплаты труда согласно которого должностной оклад составил 8500 рублей, сверхурочная работа- в двойном размере, и указано, что надбавка за интенсивность и высокие результаты работы- устанавливается в соответствии с Положением об оплате труда на основании приказа главного врача.

Осташова Т.И. ДД.ММ.ГГГГг. обращалась к работодателю с заявлением об установке ей оклада согласно профессионального стандарта «Специалист по охране труда» по 7 квалификационному уровню, а не по 3, также о доплате в размере 50% за интенсивность согласно критериям- выполнение большего объема с минимальным количеством ресурсов.

Согласно положению об оплате труда работников ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ», утвержденного ДД.ММ.ГГГГг. и согласованного с профсоюзной организацией к фонду выплат стимулирующего характера относится надбавка за интенсивность и высокие результаты работы. Должностной оклад специалиста по охране труда I категории установлен в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих».

В Приказе Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГг. N 559н (ред. от ДД.ММ.ГГГГг.) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" содержится перечень должностных обязанностей как руководителя службы охраны труда, так и специалистов по охране труда, требования к их квалификации.

Согласно пункту 2.1.8 приказа Министерства здравоохранения Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГг. должностные оклады работников, занимающих общеотраслевые должности руководителей, специалистов и служащих, устанавливаются на основе профессиональных квалификационных групп, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих». Должность специалиста по охране труда 1 категории относится к третьему квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня».

Со всеми условиями трудового договора, на протяжении работы в учреждении, истец соглашалась.

Дискриминацией применительно к заработной плате является повышение либо снижение размера заработной платы в зависимости от половых, расовых, возрастных, религиозных и иных, признаков предусмотренных ч.2 ст.3 ТК РФ, не связанных с квалификацией работника, сложностью выполняемой работы, количеством и качеством затраченного труда.

Создать службу или ввести должность специалиста по охране труда это право работодателя предусмотренное абз.4 ст.217 ТК РФ и Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГг. .

Истцом произведен расчет необходимой численности службы по охране труда, в ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ» который, не основан на действующем законодательстве. В ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ» существует и ранее была утверждена только одна должность по охране труда, службы не создавалось, и должность руководителя не вводилась.

Истец не предоставлено доказательств фактов дискриминации по какому-либо признаку, указанному в ч.2 ст.3 ТК РФ. Также истцом подтверждается, что работодатель не возражает против её уходя с работы на мероприятия связанные с профсоюзной деятельностью и на другие общественные мероприятия связанные с участием в иных общественных объединениях.

Согласно п.2.6.4 Положения об оплате труда работников ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ» конкретный размер надбавок за интенсивность и высокие результаты работы работникам Учреждения устанавливается приказом руководителя с учетом прописанных критериев на основании ходатайства руководителя структурных подразделений.

Тот факт, что истец не согласен с не начислением ежемесячных стимулирующих выплат, сам по себе не является основанием для выплаты надбавки за интенсивность и высокие результаты работы в требуемом истцом размере.

Доказательствам, предоставленными сторонами, в том числе и по количеству и качеству выполняемой работы, судом дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ

Истец выполняла обязанности, установленные её должностной инструкцией.

Согласно ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

По части признания дискриминации истца в связи со снятием доплат за интенсивность суд считает, что истцом срок обращения в суд не пропущен. В части признания факта дискриминации по снижению её оклада с 2014 года и о признании факта необеспечения зависимости заработной платы от количества и качества затраченного труда и сложности выполняемой работы, можно признать как своевременное обращение в суд только в части трехмесячного предшествующего срока. В остальной части может служить как самостоятельное основание об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Доказательств, подтверждающих наличие каких-либо уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с названными требованиями, истцом представлено не было.

Материалы дела не содержат и доказательств, свидетельствующих о проявлении в отношении истца дискриминации в сфере труда со стороны работодателя и не имеются основания для признания необеспечения зависимости заработной платы от количества и качества затрачиваемого труда и сложности выполняемой работы.

Суд пришел к выводу о том, что ущемления прав истца в сфере труда со стороны работодателя не имелось, и соответственно отсутствуют основания для компенсации морального вреда, доказательств обратного стороной истца суду не предоставлено.

Согласно ст.393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 2014 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 100000 ░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

2-129/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Осташова Татьяна Иосифовна
Ответчики
ГБУЗ РК "Усть-Цилемская ЦРБ"
Другие
Министерство зравоохранения Республики Коми
Государственная инспекция труда В республики Коми
Суд
Ижемский районный суд Республики Коми
Дело на сайте суда
izmasud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Дело оформлено
26.03.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее