РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2018 года г. Богородицк Тульской области
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Игнатьевой Н.В.,
при секретаре Гаррес Е.А.,
с участием
помощника Богородицкого межрайонного прокурора Тульской области Кутрина В.В.,
представителя ответчика Администрации муниципального образования Иевлевское Богородицкого района Тульской области по доверенности Сурковой И.А.,
представителя третьего лица Администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области по доверенности Шерниковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-114/2018 по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Иевлевское Богородицкого района Тульской области о понуждении к государственной регистрации прав на бесхозяйное недвижимое имущество,
установил:
Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Иевлевское Богородицкого района Тульской области о понуждении к государственной регистрации прав на бесхозяйное недвижимое имущество - общественный колодец, расположенный пол адресу: <адрес>. В обоснование своих требований указал, что Богородицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении на территории муниципального образования Иевлевское Богородицкого района, в результате которой установлено, что на территории муниципального образования в населённых пунктах, где отсутствует централизованное водоснабжение, водоснабжение населения осуществляется посредством общественных колодцев.
Как показала проверка, водоснабжение в части населенного пункта - с. Иевлево Богородицкого района осуществляется посредством общественного колодца, расположенного непосредственно в указанном населённом пункте по адресу: <адрес>.
По поручению прокуратуры района распоряжением главы Администрации МО Иевлевское Богородицкого района № 28-р от 01.12.2017 создана комиссия по обследованию объектов недвижимости, которая установила, что на территории муниципального образования расположены общественные колодцы, в том числе колодец по адресу: <адрес>, о чем 4 декабря 2017 года составлен акт обследования.
Обращает внимание, что при этом органами местного самоуправления не осуществляется контроль качества питьевой воды и иные меры, предусмотренные законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, поскольку данный объект водоснабжения в реестр муниципальной собственности муниципального образования Иевлевское Богородицкого района не внесен, о чем свидетельствует выписка из реестра муниципальной собственности МО Иевлевское Богородицкого района № 618 от 04.12.2017.
Также согласно сведениям ГУТО «Областное бюро технической инвентаризации» исх. № от 05.12.2017 отсутствуют сведения о постановке на технический учет объекта недвижимости - общественного колодца по указанному выше адресу. Технический паспорт на данный объект отсутствует.
Согласно выписке из ЕГРН от 06.12.2017 г. № отсутствует информации о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости.
В реестр муниципальной собственности МО Богородицкий район данный общественный колодец не включен, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности муниципального образования Богородицкий район № 1460 от 05.12.2017.
Полагает, что данный объект водоснабжения фактически является бесхозяйной недвижимой вещью.
Установлено, что до настоящего времени органами местного самоуправления МО Иевлевское Богородицкого района не приняты какие-либо меры по признанию права муниципальной собственности на указанный выше объект водоснабжения.
Не принятие мер по постановке на учет данного объекта водоснабжения приводит к тому, что бремя содержания и сохранения данного объекта юридически никто не несет, чем нарушаются права жителей с. Иевлево, использующих воду для обеспечения своих нужд из указанного общественного колодца.
На основании изложенного, Богородицкий межрайонный прокурор просил признать общественный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, бесхозяйным имуществом и обязать администрацию муниципального образования Иевлевское Богородицкого района принять меры по государственной регистрации права на бесхозяйное имущество - общественный колодец, расположенный по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании помощник Богородицкого межрайонного прокурора Кутрин В.В. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО Иевлевское Богородицкого района Тульской области заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, при этом уточнил их в части срока, а именно просил обязать Администрацию МО Иевлевское Богородицкого района принять меры по государственной регистрации права на бесхозяйное имущество - общественный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, в срок до 01.05.2018 года.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования Иевлевское Богородицкого района Тульской области по доверенности Суркова И.А. в судебном заседании заявленные требования Богородицкого межрайонного прокурора, с учетом их уточнения признала и не возражала против их удовлетворения.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области по доверенности Шерникова Д.А. в судебном заседании просила разрешить заявление Богородицкого межрайонного прокурора в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, возражений не представил.
Суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц по основаниям, предусмотренным ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник, которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 №580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
В силу требований п. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Организация водоснабжения и водоотведения в границах поселения является вопросом местного значения района, что определено п. 4 ч. 1 ст. 14, ч.ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 также установлено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 71).
Согласно СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.11.2002, нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования (п.1.3).
Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования (п. 1.4.).
Указанные СанПиН устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения и являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
По своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать нормативам (п. 4.1 СанПиН).
Контроль за качеством воды должен соответствовать местной санитарно - эпидемиологической обстановке и быть тесно связан с проводимыми в населенном месте санитарными мероприятиями (п. 6.1 СанПиН).
С целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения населения контроль должен включать в себя систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборным сооружениям (п. 6.2 СанПиН).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 утверждён Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, который устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно положениям данного Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. При этом в заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
При разрешении спорного правоотношения установлено следующее.
Согласно сообщению администрации МО Иевлевское Богородицкого района от 30.11.2017 № 617, на территории МО Иевлевское Богородицкого района расположен колодец: <адрес>. Ремонт и очистка колодцев осуществляется Администрацией МО Иевлевское совместно с жителями. В 2018 году планируется контроль качества питьевой воды данных колодцев. Все общественные колодцы не находятся в реестре муниципальной собственности МО Иевлевское и право собственности на них не зарегистрировано.
Распоряжением МО Иевлевское Богородицкого района от 01.12.2017 № 28-р создана комиссия по обследованию объектов недвижимости, назначено выездное заседание комиссии по обследованию объектов недвижимости на 04.12.2017.
Актом осмотра общественных колодцев, расположенных на территории МО Иевлевское Богородицкого района от 04.12.2017, установлено, что на территории МО Иевлевское Богородицкого района расположен общественный колодец: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН от 06.12.2017 № сведения зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости: сооружение, адрес: <адрес>, отсутствуют.
По справке ГУ ТО «Областное БТИ» от 05.12.2017 №, по данным технического учета ГУ ТО «Областное БТИ» сведения о постановке на технический учет объекта недвижимости - общественный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, - отсутствуют.
В материалах дела имеется выписка из реестра муниципальной собственности МО Богородицкий район № 1460 от 05.12.2017, согласно которой общественный колодец, расположенный по адресу: <адрес> не является собственностью МО Богородицкий район.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности МО Иевлевское Богородицкого района № 618 от 04.12.2017, общественный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, не является собственностью МО Иевлевское Богородицкого района.
С учетом изложенных обстоятельств, судом установлено, что недвижимая вещь - общественный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, собственника не имеет.
Администрацией МО Иевлевское Богородицкого района мер по обеспечению безопасности населения в отношении общественного колодца, расположенного по вышеуказанному адресу, а именно обеспечения постоянства качества воды, безопасности и приемлемости водоснабжения, не принимается.
Постановка на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи указанного общественного колодца, является обязанностью Администрации муниципального образования Иевлевское Богородицкого района, на территории которого находится спорный объект. Непринятие указанных мер является бездействием администрации, нарушающим действующее законодательство и права неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок для исполнения решения суда, о котором просит прокурор, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Богородицкого межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Иевлевское Богородицкого района Тульской области о понуждении к государственной регистрации прав на бесхозяйное недвижимое имущество, удовлетворить.
Признать общественный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, бесхозяйным имуществом.
Обязать Администрацию муниципального образования Иевлевское Богородицкого района Тульской области принять меры по государственной регистрации права на бесхозяйное имущество - общественный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, в срок до 01.05.2018 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 29.01.2018.