УИД 11RS0012-01-2024-000973-83 Дело № 12-2/2025
Р Е Ш Е Н И Е
с. Объячево, Республика Коми 13 января 2025 года
Судья Прилузского районного суда Республики Коми Ларин Е.А., при секретаре судебного заседания Буб Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации муниципального района «Прилузский» Пименова М.А. на постановление мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми от 27.11.2024 по делу №5-973/2024 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми от 27.11.2024 по делу об административном правонарушении №5-973/2024 администрация муниципального района «Прилузский» (далее – АМР «Прилузский») признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ с привлечением к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 105 000 рублей.
Не соглашаясь с постановленным по делу об административном правонарушении постановлением, защитник АМР «Прилузский» Пименов М.А. обратился в Прилузский районный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит об отмене постановления мирового судьи и о прекращении производства по делу, поскольку для устранения нарушений выявленных в ходе дорожного надзора и заключения муниципального контракта на выполнение данных работ необходимо наличие бюджетных средств на указанные цели, а также требуется время для соблюдения требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.
В судебное заседание законный представитель АМР «Прилузский», защитник АМР «Прилузский» Пименов М.А. и представитель административного органа, при условии надлежащего извещения, не явились.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенного судьей может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ в вышестоящий суд.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов суд обязан проверять законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объеме, не ограничиваясь доводами заявителя.
Административным правонарушением в силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ).
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 «О правилах дорожного движения» (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения.
В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее ГОСТ Р 50597-2017) все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Пунктом 4.2 вышеуказанного ГОСТа Р установлено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимают меры, направленные на их скорейшее устранение дефектов.
Пунктами 6.1.1, 6.2.1 и 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 не допускается ограничение видимости дорожных знаков и светофоров, вызванное каким-либо препятствием (зелеными насаждениями или конструкциями). Дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Опоры дорожных знаков на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948. Дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов (нарушений целостности лицевой поверхности, изменений светотехнических характеристик, изменений положения знака).
В соответствии с пунктами 6.5.2. и 6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь следующих дефектов: отсутствие элементов конструкции металлического дорожного ограждения, повреждение элементов конструкции металлических (в т.ч. тросовых) или железобетонных ограждений, а стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов в виде наличия неработающих светильников, отказов в работе наружных осветительных установок.
Согласно пункта 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений устраивают искусственные неровности - специально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенное перпендикулярно к оси дороги.
Согласно пунктов 4.5.1.1, 4.5.1.3 и 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007) тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I и III категории по ГОСТ 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов. Тротуары располагаются с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны. Пешеходные переходы должны быть оборудованы дорожными знаками, разметкой, а в случае использования распределительных сетей - стационарным наружным освещением.
В соответствии с п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Как усматривается из материалов дела, 30.09.2024 в период времени с 09 часов 00 минут до 12 часов 00 минут должностным лицом Отделения Госавтоинспекции ОМВД России по Прилузскому району установлено, что АМР «Прилузский», являясь лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог «Остаповская-Юбилейная», «по с. Объячево», «Объячево-Загарская» улиц 1 мая, Школьная, 30 лет Победы, Юбилейная, Полевая, Лесная, 500 лет Объячево Молодежная, с. Объячево Прилузского района Прилузского района в безопасном для дорожного движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, в нарушении требования пункта 13 Основных положений не выполнило требование по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог:
- на участках с 00км+00м по 00км+150м, с 00км+700м по 04км+100м автомобильной дороги «Объячево-Загарская», с 00км+45м по 02км+300м автомобильной дороги «Остаповская-Объячево», с 03км+800м по 04км+00м, с 04км+400м по 05км+00м автомобильной дороги «по с. Объячево», от д. 1 до д. 14 по ул. 1 Мая, на всем протяжении ул. Школьная, от д. 1 до д. 13 ул. 30 лет Победы, от д.6А до перекрестка с ул. Центральная ул. Юбилейная, по ул. Полевая от перекрестка с ул. Мира, до перекрестка с ул. Октябрьская, автодороги между улицами Мира и Октябрьская от д. 90 по ул. Мира до д. 11 по ул. Октябрьская, по ул. Молодежная от перекрестка с ул. 500 лет Объячево до д. 7, по ул. Гагарина от перекрестка с ул. Молодежная до д. 26, по ул. 500 лет Объячево от перекрестка с ул. Лесная до д. 4, по ул. Юности от перекрёстка с ул. Сердитова до перекрестка с ул. Лобанова отсутствуют тротуары в зонах жилой постройки, что не соответствует пунктам 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»;
- на участках с 00км+00м по 00км+400м автомобильной дороги «Остаповская-Объячево», с 00км+150м по 00км+500м и с 04км+100м по 04км +600м автомобильной дороги «Объячево-Загарская», с 03км+950м по 04км+350м автомобильной дороги «по с. Объячево», от д.3 до д. 5 по ул. 1 Мая, от д. 65 до д. 67 по ул. Лесная, по ул. Юности от перекрестка с ул. Сердитова до перекрестка с ул. Дорожная отсутствует стационарное электрическое освещение, что не соответствует пункту 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;
- на участке 01км+300м автомобильной дороги «Остаповская-Обьячево» дорожный знак 1.13 «Крутой спуск» утратил свои светотехнические характеристики, выцвела лицевая сторона, ограничена видимость указанного дорожного знака зелеными насаждениями, что не соответствует пунктам п.6.1.1, п.6.2.1 ГОСТа-Р50597-2017 и п. 5.1.4 ГОСТа 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;
- на участке с 01км+500м по 01км+600м автомобильной дороги «Остаповская-Объячево» имеются повреждения элементов конструкции железобетонных ограждений, что не соответствует пункту 6.5.2 ГОСТа-Р50597-2017.
- на автомобильной дороге «Обьячево-Загарская» на участке 00км+00м дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» утратил свои светотехнические характеристики, выцвела лицевая сторона, на участке 00км+400м утрачены дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса», на участке 02км+700м дорожный знак 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой» утратил свои светотехнические характеристики, выцвела лицевая сторона, на автомобильной дороге «по с. Объячево» на участках 03км+800м (пересечение с пер. Речной), 04км+450м (примыкание ул. Тенистая) отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступи дорогу», что не соответствует п. 6.2.1 ГОСТа-Р50597-2017.
- у пешеходного перехода, расположенного около д. 6 по ул. Юности (МАДОУ «Детский сад №4» с. Объячево) отсутствуют искусственные неровности, что не соответствует п. 6.2 ГОСТа 52605-2006, на вышеуказанном пешеходном переходе отсутствует стационарное наружное освещение, что не соответствует п. 4.5.2.4 ГОСТа Р52766-2007, стойка дорожного знака 5.19 «Пешеходный переход» имеет крен в сторону, что изменило положение знака, что не соответствует п. 6.2.4 ГОСТа-Р50597-2017.
- на участке с 01км+100м по 01км+200м автомобильной дороги «Остаповская-Объячево» имеется неработающий светильник, что не соответствует п. 6.9.4 ГОСТа-Р50597-2017.
Лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог «д. Остаповская – с. Объячево», «по с. Объячево», «Объячево-Загарская» Прилузского района Республики Коми является АМР «Прилузский» согласно Уставу муниципального района «Прилузский» Республики Коми и перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района «Прилузский» Республики Коми, утвержденный постановлением АМР «Прилузский» от 21.12.2021 №1634 (в ред. от 18.09.2023).
Отсутствия в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения МР «Прилузский» участков дорог улично-дорожной сети села Объячево Прилузского района Республики Коми не освобождает АМР «Прилузский» от ответственности за содержание вышеуказанных участков улично-дорожной сети, поскольку материалами дела, в том числе фотоизображениями на компакт диске, подтвержден факт того, что на указанных участках дорог улично-дорожной сети имеются дорожные знаки, по ним фактически осуществляется дорожное движения, в связи с чем при фактическом использовании данных участков дорог для передвижения пешеходов и проезда транспортных средств необходимые условия для обеспечения безопасности дорожного движения на них не созданы.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, в присутствии законного представителя юридического лица, содержит необходимые сведения, которые должны быть отражены в данном процессуальном документе в силу части 2 указанной статьи, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения. Событие административного правонарушения описано в протоколе надлежащим образом с учетом диспозиции части 1 статьи 12.34 названного Кодекса и с указанием на все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение законодательства о безопасности дорожного движения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы о невозможности исполнения по причине отсутствия в бюджете денежных средств отклоняются, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Отсутствие либо недостаточность бюджетного финансирования органа местного самоуправления при реализации им возложенных федеральным законодательством полномочий не свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица состава вмененного правонарушения.
Мировой судья обоснованно исходил из того, что установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия АМР «Прилузский» всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства, с учетом положений Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ, свидетельствует о том, что АМР «Прилузский», будучи лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог «Остаповская-Юбилейная», «по с. Объячево», «Объячево-Загарская» улиц 1 мая, Школьная, 30 лет Победы, Юбилейная, Полевая, Лесная, 500 лет Объячево Молодежная, с. Объячево Прилузского района является субъектом вмененного ей административного правонарушения и подлежит административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае, АМР «Прилузский» имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 указанного Кодекса, не содержащей указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Отсюда, оценив представленные в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что АМР «Прилузский» не осуществляла должным образом контроль за состоянием автомобильных дорог «Остаповская-Юбилейная», «по с. Объячево», «Объячево-Загарская» улиц 1 мая, Школьная, 30 лет Победы, Юбилейная, Полевая, Лесная, 500 лет Объячево Молодежная, с. Объячево Прилузского района, вследствие чего на определенных участках дорог отсутствуют тротуары в зонах жилой постройки, искусственные неровности и стационарное освещение, имеется неработающий светильник электрического освещения, утратили свои светотехнические характеристики дорожные знаки 1.13 «Крутой спуск», 2.4 «Уступи дорогу», 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой», имеются повреждения элементов конструкции железобетонных ограждений, отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», 2.4 «Уступи дорогу», 5.16 «Место остановки автобуса», имеет крен в сторону знак 5.19 «Пешеходный переход», следовательно, в действиях АМР «Прилузский» имеется событие и состав вменяемого административного правонарушения.
Поскольку ненадлежащее содержание вышеуказанных участков автомобильных дорог выявлено административным органом при осуществлении надзора, должностное лицо обоснованно составило протокол об административном правонарушении в отношении одного лица.
Несогласие заявителя с оценкой, установленных по делу обстоятельств и собранных по делу доказательств, а также то, что мировым судьей не была дана оценка тому, что требуется время для соблюдения требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации для заключения муниципального контракта на выполнение работ, не является правовым основанием к отмене обжалуемого решения.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу менее минимального размера санкции части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, с применением положений подпунктов 3.2, 3.3 статьи 4.1 указанного Кодекса, а также с учетом сложного финансового положения бюджетного учреждения, вопреки доводам жалобы.
Постановление о привлечении АМР «Прилузский» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
Постановление мирового судьи Прилузского судебного участка Прилузского района Республики Коми от 27.11.2024 по делу №5-973/2024 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района «Прилузский» оставить без изменения, жалобу защитника Администрации муниципального района «Прилузский» Пименова М.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Третий кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 190195, г.Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26.
Судья Е.А. Ларин