Дело № 5-1/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
29 марта 2021 года Московская область, г. Серпухов,
ул. Ворошилова, д.186
Мотивированное постановление составлено 31.03.2021 г.
Судья Серпуховского городского суда Московской области Дворягина О.В.,
при секретаре Солдатовой Е.А.,
с участием: лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шульжинского С.М.,
защитника-адвоката Кондрахина Н.В.,
потерпевшей Е.., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении
Шульжинского Сергея Михайловича, <дата> рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по <адрес>, не работающего,
УСТАНОВИЛ:
13.05.2020г. в 09 часов 50 минут Шульжинский С.М. управляя транспортным средством Луидор 225023 государственный регистрационный <номер>, двигаясь на 69км.+800м а/д Старосимферопольское шоссе, г.о. Чехов, Московская область, со стороны г. Москва в направлении г. Чехов, произвел наезд в нарушение п. 10.1 ПДД РФ на стоящую на запрещающий сигнал светофора в попутном направлении автомашину Опель Астра, государственный регистрационный <номер> под управлением А., которая от удара продвинулась вперед и произвела наезд на впереди стоящую на запрещающий сигнал светофора автомашину Лада Веста, государственный регистрационный <номер>, под управлением К. После чего, автомашина Лада Веста, государственный регистрационный <номер>, под управлением К. продвинулась вперед и произвела наезд на впереди стоящую на запрещающий сигнал светофора автомашину Форд Фокус, государственный регистрационный <номер> под управлением Б. На месте ДТП участники ДТП не пострадали, от медицинской помощи отказались, в связи с чем в отношении Шульжинского С.М. было вынесено определение об отказе в возбуждении деле об административном правонарушении. 19.05.2020г. при сверке с травматологическом пунктом ГБУЗ МО Чеховской районной больницы № 1 был установлен факт обращения В., которая являлась пассажиркой автомобиля Луидор 225023 государственный регистрационный <номер>, 13.05.2020г. за медицинской помощью и ей были причинены телесные повреждения, которые расцениваются как причинившие легкий вред здоровью.
Шульжинский С.М. вину во вменяемом правонарушении признал полностью, в содеянном раскаялся, с заключениями экспертов о степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшей, ознакомлен, согласен, самостоятельных вопросов к эксперту не имеет.
Потерпевшая В. показала, что во время движения на автобусе из г. Москвы в г. Чехов, водитель Шульжинский С.М. резко затормозил, в связи с чем она, находясь на пассажирском сиденье, ударилась областью лба, в результате чего ей были причинены телесные повреждения. С заключением эксперта не согласна, поскольку полагает, что ей был причинен более тяжкий вред здоровью. Экспертом не учтен диагноз, выставленный ей в виде ушиба глазного яблока и тканей глазницы, осложнением которого явился дефект поля зрения, битемпоральная гемианопсия и парацентральные скотомы и аллергический коньюктивит, которые послужили нахождение на больничном листе свыше трех недель. Также экспертом не учтен диагноз виде перелома костей носа, который как и сотрясение головного мозга указывают на период нетрудоспособности более 21 календарного дня. Диагноз вегетативные расстройства по кардинальному типу был установлен в результате профилактического осмотра, однако каких-либо симптомов, связанных с этим диагнозом у нее не имелось. Рубец в области лица является неизгладимым обезображиванием лица и должен квалифицироваться как тяжкий вред, причиненный здоровью человека. Кроме того, в ходе проведения экспертизы она не была осмотрена ни экспертом, ни какими-либо специалистами.
Эксперт Д. в судебном заседании показал, что перелом костей носа без смещения заживает в течении 21 дня и относится к легкому вреду здоровья, при этом данный диагноз им был выставлен непосредственно при осмотре медицинских документов, представленных потерпевшей. Ухудшение зрения, выявленное у потерпевшей, не повлияло на степень тяжести причиненного вреда здоровью. Срок восстановления после черепно-мозговой травмы составляет до 3-х недель, срок лечения, связанный более длительным периодом связан с субъективным мнением потерпевшей и тактикой лечения врача.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшую, эксперта, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает установленным факт совершения Шульжинским С.М. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.24 КРФ об АП.
Согласно п. 10.1 Правил дорожного движения РФ водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Судом установлено, что данные требования ПДД РФ Шульжинским С.М. выполнены не были, поскольку он управлял транспортным средством Луидор 225023 государственный регистрационный <номер> произвел наезд на стоящую на запрещающий сигнал светофора в попутном направлении автомашину Опель Астра, государственный регистрационный <номер>, которая от удара продвинулась вперед и произвела наезд на впереди стоящую на запрещающий сигнал светофора автомашину Лада Веста, государственный регистрационный <номер>, после чего, автомашина Лада Веста, государственный регистрационный <номер>, продвинулась вперед и произвела наезд на впереди стоящую на запрещающий сигнал светофора автомашину Форд Фокус, государственный регистрационный <номер>, в результате которого пассажиром транспортного средства Луидор 225023 государственный регистрационный <номер> В. были получены телесные повреждения, которые расцениваются как легкий вред здоровью.
Совершение Шульжинским С.М. указанного правонарушения подтверждено показаниями потерпевшей В. об обстоятельствах произошедшего ДТП, представленными письменными доказательствами: протоколом об административном правонарушении 50 АО № 686499 от 08.09.2020г.; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 19.05.2020г; рапортом инспектора ДПС 8 Б 2 П ДПС (Южный); определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 13.05.2020г.; схемой места ДТП; письменными объяснениями Шульжинского С.М., А., К., Г.; заключениями экспертов № 253 от 30.07.2020 года, № 322 от 27.08.2020г., № 19 от 27.02.2021г.
Согласно заключения эксперта № 19 от 27.02.2021г. В. были причинены следующие телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма: ушибленная рана в лобной области справа, ссадины лица (в т.ч. в области спинки носа, верхней губы), контузия правого и левого глаза 1-2 степени (кровоподтеки в правой и левой окологлазничной области- параорбитальные гематомы, кровоизлияние в окологлазничную клетчатку- парабульбарная гематома справа и слева), кровоподтек в области верхней губы, закрытый перелом костей носа, сотрясение головного мозга. Сотрясение головного мозга - легкая форма черепно-мозговой травмы, при которой отсутствуют структурные изменения головного мозга, а общее состояние и жизненно важные функции без существенных отклонений нормализуются в течение первой, реже второй недели после травмы. Данных о более тяжелой форме черепно-мозговой травмы - ушиб головного мозга - в медицинских документах В. не усматривается. Остальные повреждения (неосложненный перелом костей носа, ушибленная рана в лобной области справа, контузия правого и левого глаза 1-2 степени в виде кровоподтеков в правой и левой окологлазничной области- параорбитальная гематома, кровоизлияний в окологлазничную клетчатку- парабульбарная гематома), ссадины и кровоподтеки лица, входящие в комплекс закрытой черепно-мозговой травмы (п.1) также влекут за собою кратковременное расстройство здоровья продолжительностью не более 3-х недель.
Таким образом, все повреждения в совокупности, установленные у В., как повлекшие за собою временное нарушение функции органов продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы, согласно п.8.1. Медицинских критериев определения тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ №194н от 24.04.2008 года, относятся к легкому вреду, причиненному здоровью человека.
Анализ предоставленных медицинских документов, в том числе дополнительно представленных, свидетельствует о выраженном отягощенном неврологическом и офтальмологическом фоне у В. (снижение остроты зрения (прогрессирующая миопия), спазм аккомодации, астенопический синдром, простой миопический астигматизм обоих глаз, вегето-сосудистая дистония), имевшихся до случая от 13.05.2020г, а также проявившихся в посттравматическом периоде.
Перечисленные диагнозы являются самостоятельными соматическими заболеваниями, поэтому согласно п. 24 «Медицинских критериев определения степени тяжести вреда здоровью причиненного здоровью человека», утвержденных приказом М3 и СР РФ №194н от 24.04.08г, ухудшение состояния здоровья человека, вызванное характером и тяжестью заболевания и др. причинами, не рассматривается как причинение вреда здоровью.
Нарушение остроты зрения в результате травмы органа зрения отсутствует, о чем свидетельствует сопоставление данных анамнеза и динамического наблюдения (острота зрения на оба глаза к 2018г составляла по 0,7, а после травмы - 13.05.2020г острота зрения на правый глаз составляла 0,6, на левый 0,7).
Ключевую роль в выпадении полей зрения с формированием скотом (битемпоральная двусторонняя гемианопсия) играет повреждение зрительных трактов, центральных отделов зрительных путей или коры основания головного мозга. Поражение данных структур головного мозга может быть вызвано рядом причин, в т.ч. индивидуальными особенности кровоснабжения головного мозга, нарушением кровообращения мозга вследствие патологии его сосудов головного, патологией гипофиза, внутричерепной гипертензии, инфекциями, мигренью, новообразованиями, и т.п., а также серьезными травмами черепа.
При КТ головного мозга от 13.05.2020г, МРТ головного мозга от 19.06.2020г и 27.09.2020г у В. костно-деструктивных и травматических изменений свода и основания черепа, очаговых изменений в головном мозге, патологических изменений содержимого глазниц, глазных яблок, зрительных нервов и их каналов, ретробульбарной клетчатки, сосудов и слезных желез, глазных мышц выявлено не было. Объективных клинических данных за травматическое повреждение зрительных нервов, зрительного перекреста, обнаружено не было. При офтальмоскопии от 13.05.2020г очаговой патологии со стороны глаз, в т.ч. кровоизлияний под оболочки глазных яблок, повреждений сетчатки выявлено не было.
Учитывая вышеизложенное, при наличии предшествующего неблагоприятного фона со стороны органа зрения, каких-либо объективных клинических, в т.ч. офтальмологических данных, данных КТ и МРТ исследований, свидетельствующих о травматическом характере происхождения нарушения полей зрения (гемианоспия, скотомы) при изучении представленных медицинских документов, не установлено.
Таким образом, нарушения, обуславливающие нарушения полей зрения с двух сторон (битемпоральная гемианопсия, скотомы) с повреждениями, причиненными В. при ДТП от 13.05.2020г (п.1) не связаны.?
Более длительное амбулаторное лечение (свыше 3-х недель не связано с тяжестью причиненных В. повреждений, а обусловлено субъективными жалобами потерпевшей, цефалгическим синдромом сочетанного генеза, вегетативным расстройством с тревожными реакциями, тактикой лечащего врача.
Согласно приложению к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.04.2008г. № 194-Н п.24. «Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» ухудшение состояния здоровья человека, вызванной сопутствующей патологией и др. причинами не рассматривается как причинение вреда здоровью.
Расстройство здоровья состоит во временном нарушении функции органов и (или) систем органов, непосредственно связанных с повреждением заболеванием, патологическим состоянием, обусловившее временную нетрудоспособность. Не каждое пребывание на больничном листе связано с объемом полученной травмы, а длительность лечения может не совпадать с продолжительностью ограничения функции органов и (или) систем органов человека. Продолжительность нарушения функции органов и (или) систем органов (временной нетрудоспособности) устанавливается в днях исходя из объективных медицинских данных. Таким образом, лечение В. у невропатолога и офтальмолога свыше 3-х недель после травмы от 13.05.20г. не находится в причинно-следственной связи с причиненными ей повреждениями (п.1).
Рубец на лице В. в лобной справа, который является исходом заживления ушибленной раны, является неизгладимым, т.е. не может исчезнуть самостоятельно с течением времени без хирургического вмешательства, либо под влиянием нехирургических методов.
Не доверять вышеуказанному заключению эксперта у суда оснований не имеется, поскольку оно составлено компетентным лицом, полно, грамотно, с учетом требований закона и достижений науки. Выводы эксперта не противоречат материалам дела, в связи с чем, данное заключение принимается как доказательство по делу, как и вышеуказанные письменные материалы дела, которые составлены в соответствии с требованиями КРФ об АП.
Таким образом, вина Шульжинского С.М. в совершении вменяемого административного правонарушения, доказана всеми материалами дела, которые в соответствии со ст. 26.2 КРФ об АП, приняты судом, как доказательства по делу, оценены согласно ст. 26.11 КРФ об АП.
Несогласие потерпевшей с заключением эксперта является ее субъективным мнением и опровергается выводами проведенной по делу экспертизы.
Доводы потерпевшей о том, что повреждение в виде рубца на лбу является неизгладимым обезображиванием лица, суд находит несостоятельными, поскольку на момент рассмотрения дела каких-либо явных недостатков в области лба В. не установлено. Какого-либо искажения внешнего облика лица потерпевшей, придания ее лицу из-за наличия рубца отталкивающего или эстетически неприятного вида, а также признаков уродливости и непривлекательности суд не усматривает.
В соответствии со ст. 4.2 КРФ о АП обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, суд признает раскаяние в содеянном, полное признание вины, публичное принесение извинений потерпевшей.
В соответствии со ст. 4.3 КРФоАП обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд не усматривает.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, с учетом данных о личности Шульжинского С.М., принимая во внимание цели наказания, суд считает не возможным применить к Шульжинскому С.М. в качестве меры наказания административный штраф, и считает необходимым назначить ему административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, учитывая также и то обстоятельство, что после ДТП Шульжинский С.М. не принял каких-либо реальных мер к заглаживанию причиненного потерпевшей вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12.24 ч.1, 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Шульжинского Сергея Михайловича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 (один) год.
Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение 10 суток с момента вручения копии мотивированного постановления.
Судья: О.В. Дворягина