Дело № 2-819 / 2019г.
УИД 43RS0010-01-2019-001006-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2019 года г.Вятские Поляны
Вятскополянский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Колесниковой Л.И.,
при секретаре Рупасовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лучихина М.С. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в изоляторе временного содержания,
УСТАНОВИЛ:
Лучихин М.С. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в изоляторе временного содержания. В обоснование требований указал, что в период с 06.02.2019г. по 08.02.2019г., с 02.03.2019г. по 07.03.2019г., с 28.03.2019г. по 30.03.2019г., с 12.07.2019г. по 18.07.2019г. он, находясь под следствием в МО МВД России «Вятскополянский» содержался в ИВС в камерах № 2,3,4. В камере с ним одновременно содержалось от трех до четырех человек, при количестве трёх спальных мест, при этом камеры данного типа рассчитаны на двух человек. Двухъярусные кровати из уголков 50мм и листа железа. Камерные полы из бетона, поэтому была постоянная сырость и влага. В камере, в бетоне были ямы, можно было запнуться и покалечиться, плохое освещении, поэтому значительно ухудшилось зрение, на стенах ужасная штукатурка, из-за этого угнетающая обстановка, вентиляция в камере находилась в не рабочем состоянии. Оконных проёмов не было, так как окно было забетонировано и заварено листами железа, что негативно отразилось на его нервной системе и психике. Туалета в камере не было, вместо него стоял бачок в углу или же необходимо было звать дежурного, иногда приходилось ждать по несколько часов. Не было раковины и водопровода, нельзя было умыться, и невозможно было помыть руки перед едой. Не было ни холодной, ни горячей воды. Стол отсутствовал, санитарное состояние камер было ужасное. Летом было постоянно прохладно и влажно, зимой - ужасно жарко. Медицинская помощь ограничивалась выдачей возможных таблеток, без какого-либо осмотра. В камере постоянно туман от сигаретного дыма, постоянное воздействие никотина, что пагубно отразилось на его здоровье. Зрение значительно ухудшилось. Пища принималась по очереди, так как места за столом не хватало. Из-за приема пищи в антисанитарных условиях Лучихин М.С. сильно боялся за своё здоровье.
В результате отсутствия необходимых условий содержания ему был причинён физический, психологический и моральный вред, в данных условиях невозможно было подготовиться к следствию и судебным заседаниям по уголовному делу. Находясь в таких условиях он испытывал на себе унижение, моральное и физическое страдание, что приравнивается к пыткам.
По указанным основаниям просил суд взыскать с ответчика в его пользу в счет возмещения морального, психологического и физического вреда 57000 рублей.
Определением суда от 28.08.2019г. к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены УМВД по Кировской области, Министерство внутренних дел Российской Федерации, МО МВД России «Вятскополянский» (л.д.22).
В судебное заседание истец Лучихин М.С. не явился, в связи с нахождением в ФКУ СИЗО-2 УФСИН РФ по Кировской области, ходатайств об участии не заявлял. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка (л.д.78).
Представитель ответчика - Министерства финансов РФ Земцова С.В. по доверенности в судебное заседание не явилась. Представила в суд отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства финансов РФ. Указала, что исковые требования Лучихина М.С. Министерство финансов РФ не признает. Требования истца не относятся к случаям возмещения вреда, предусмотренным статьей 1070 ГК РФ, поэтому вред подлежит возмещению в общем порядке. При этом одним из обстоятельств, требующих исследования в суде, является вина должностных лиц, чьими действиями истцу причинен вред. Представителем публично-правового образования в таком случае в соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации должен быть главный распорядитель средств соответствующего бюджета. В соответствии с пунктом 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности. В отношении сотрудников ИВС МО МВД России «Вятскополянский» главным распорядителем средств федерального бюджета выступает Министерство внутренних дел Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации не может выступать в качестве ответчика по данному делу, поскольку государство своим нормативным актом уполномочило другой государственный орган на осуществление данных действий. Возложить ответственность на казну РФ за вред, причиненный незаконными действиями (бездействиями) органов исполнительной власти, кроме оснований указанных в ст.1070 ГК РФ возможно только при наличии совокупности четырех материальных оснований: незаконность действий исполнительной власти; материальный и моральный вред; наличие причинной связи между вредом и действием (бездействием); наличие вины органа исполнительной власти.
Для решения вопроса о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания, необходимо процессуальное основание - акт компетентного органа о признании условий содержания в ИВС МО МВД России «Вятскополянский» ненадлежащими. Такой акт возможно получить в административном или судебном порядке по выбору истца. Истец в качестве обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии условий содержания в ИВС МО МВД России «Вятскополянский», указывает на то, что камеры, в которых он содержался, не отвечали требованиям гигиены и нормам санитарной площади в камере на одного человека; не были оборудованы индивидуальными нарами или кроватями; приточной и/или вытяжной вентиляцией; окнами; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; системой подачи горячей водопроводной воды; столом; а также на то, что пол в камерах был покрыт бетоном, а стены штукатуркой, однако, истец не приводит доказательств в обоснование своих доводов, а указанные доводы носят субъективный характер и не указывают на конкретные обстоятельства. Моральный вред представляет собой совокупность нравственных и физических страданий, степень которых оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных страданий. Статьей 56 ГПК РФ предусмотрена обязанность стороны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований. Истец таких доказательств не приводит. Таким образом, недостаточно доказательств для определения компенсации морального вреда и установления его в размере, равном 57 000 руб., а сам факт несоответствующих закону условий содержания в ИВС МО МВД России «Вятскополянский» (в случае, если несоответствие таких условий будет судом установлено) не доказывает физические и нравственные страдания лица, не указывает на их степень и глубину, а тем более на размер компенсации. Как следует из искового заявления истец требует взыскания компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в ИВС МО МВД России «Вятскополянский» в периоды с 06.02.2019г. по 08.02.2019г., с 02.03.2019г. по 07.03.2019г., с 28.03.2019г. по 30.03.2019г., с 12.07.2019г. по 18.07.2019г.. Таким образом, установленный законом срок Лучихиным М.С. пропущен (в части нахождения его в ИВС МО МВД России «Вятскополянский» с 06.02.2019г. по 08.02.2019г., с 02.03.2019г. по 07.03.2019г., с 28.03.2019г. по 30.03.2019г.). Пропуск установленного законом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права при отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований. В иске просила отказать. (л.д. 87-91).
В судебное заседание представитель ответчика МО МВД России «Вятскополянский» Григорьева Е.В. по доверенности не явилась, представила ходатайство, в котором просила рассмотреть дело без участия представителя МО МВД России «Вятскополянский». В отзыве на исковое заявление Лучихина М.С. выразила несогласие с иском. Указала, что действительно в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых (далее - ИВС) МО МВД России «Вятскополянский» в 2019 году Лучихин М.С. содержался. Наличие в помещении ИВС камер, несоответствующих нормам санитарной площади, определенного размера окон, покрытие стен раствором «шуба» обусловлено объективными причинами, не зависящими от МО МВД России «Вятскополянский». МО МВД России «Вятскополянский» является бюджетным учреждением и выполняет функции, исходя из целевого характера и объема ассигнований, предусмотренных сметой. Руководством ИВС и Отдела принимались исчерпывающие меры по приведению помещений ИВС в соответствии с нормами законодательства. На момент строительства здания ОВД по <адрес>, который был введен в эксплуатацию в 1976 году, помещение ИВС отвечало всем требованиям действующего законодательства. Федеральный закон РФ от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изменил требования, в части материально-бытового обеспечения этих лиц. Задержанные (арестованные) размещаются в камерах, полностью соответствующих требованиям действующего законодательства, обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями. Постельные принадлежности выдаются каждому, которые перед выдачей проходят дезинфекционную обработку. Поскольку помещение ИВС находится в подвальном помещении административного здания МО МВД России «Вятскополянский» до настоящего времени в нем невозможно провести канализацию, поэтому в камерах нет санузла, водопровода, отсутствуют окна. Согласно книге проверок ИВС прокуратурой, журнала первичного опроса содержащихся в ИВС в период содержания Лучихина М.С. в ИВС каких-либо жалоб не поступало. Согласно журнала ежедневных медицинских осмотров, Лучихин М.С. регулярно осматривался медицинским работником, жалоб на состояние здоровья от него не поступало. МО МВД России «Вятскополянский» не является нарушителем (причинителем вреда). Неправомерности в действиях сотрудников органов внутренних дел (содержание истца в ненадлежащих условиях) нет. Считает, что истцом Лучихиным М.С. не представлено ни одного доказательства, подтверждающего нравственные и физические страдания. Все утверждения истца о перенесенных страданиях из-за условий содержания в ИВС МО МВД России «Вятскополянский» голословны, т.к. не имеют никакой доказательной базы. На основании вышеизложенного, просила в удовлетворении исковых требований Лучихина М.С. отказать в полном объеме (л.д.93-95).
Представитель ответчиков - МВД России и УМВД России по Кировской области Телицина С.В. по доверенности в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без участия представителя МВД России, УМВД России по Кировской области. Указала, считает исковые требования Лучихина М.С. не подлежащими удовлетворению. Компенсация морального вреда возможна только в случае причинения физических и нравственных страданий, причинение которых должен подтвердить истец. Истцом не представлены доказательства нарушения его прав в период содержания в ИВС МО МВД России «Вятскополянский». Конкретных доводов о том, что указанные истцом недостатки условий содержания причинили ему нравственные переживания, которые по степени тяжести можно было охарактеризовать как страдания, не приведено, а сама по себе ссылка на то, что условия содержания не отвечали требования закона, является недостаточной для удовлетворения заявленных требований. Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения. Таким образом, само по себе содержание лица под стражей, осуществляемое на законных основаниях, не порождает у него право на компенсацию морального вреда. Юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий. При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела.Такими обстоятельствами могут являться длительность пребывания потерпевшего в местах лишения свободы или в местах содержания под стражей, однократность/неоднократность такого пребывания; половая принадлежность лиц, присутствующих при осуществлении потерпевшим санитарно-гигиенических процедур в отсутствии приватности; возможность самостоятельного принятия потерпевшим или совместно отбывающими с ним наказание лицами мер по обеспечению приватности санитарно-гигиенических процедур; состояние здоровья и возраст потерпевшего; иные обстоятельства.
Основанием для наступления деликтной ответственности государства за вред, причиненный действиями (бездействием) органов исполнительной власти является совокупность признаков: незаконность действий органов исполнительной власти, наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями и вредом, наличие вины органа исполнительной власти и последствия причинения вреда. При отсутствии одного из этих элементов, отсутствуют основания для применения ст.ст. 151, 1069 ГК РФ. При этом законом не предусмотрена безусловная обязанность компенсации морального вреда в случае выявления любых нарушений материально-бытовых, санитарных условий содержания осужденных, при отсутствии доказательств нарушения личных неимущественных прав, либо принадлежащих гражданину нематериальных благ. Кроме того, истцом не представлены доказательства, подтверждающие наличие прямой причинно-следственной связи между заявленными им бытовыми нарушениями и причиненным вредом, как и не доказан факт его причинения, тогда как в силу положений законодательства Российской Федерации о возмещении вреда обязанность доказать данные обстоятельства возложена на потерпевшего.
При таких обстоятельствах оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу истца не имеется. Просила отказать в иске (л.д.29-32).
Прокурор в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело по исковому заявлению Лучихина М.С. к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в изоляторе временного содержания без участия прокурора. Указал, что в период содержания Лучихина М.С. в ИВС МО МВД России «Вятскополянский» в 2019 году Лучихин М.С. в межрайонную прокуратуру с жалобами на ненадлежащие условия содержания в ИВС МО МВД России «Вятскополянский» не обращался (л.д. 24, 86).
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995г. №103-ФЗ, а также конкретизированы приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005г. «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел».
Согласно ст.1 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В силу ст.4 указанного Закона, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должны сопровождаться действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 7 Закона №103-ФЗ, местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В силу ст. 9 указанного Закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей, задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных УПК РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Статьей 23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок).
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В силу п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; бачком для питьевой воды; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Согласно п. 2.1.1 Санитарных правил и норм (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий"), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 N 34, помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.
Согласно п.123 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС.
Согласно ст.ст. 150, 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
В силу ст. 151 п. 2, 1101 п. 2 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В судебном заседании установлено, что Лучихин М.С. 24.11.1990 года рождения, содержался в ИВС МО МВД России «Вятскополянский» в периоды: с 29.01.2019г. по 31.01.2019г.; с 01.02.2019г. по 08.02.2019г.; с 02.03.2019г. по 07.03.2019г.; с 28.03.2019г. по 30.03.2019г.; с 12.07.2019г. по 18.07.2019г.; 30.08.2019г. по 31.08.2019г.; с 01.09.2019г. по 05.09.2019г., что подтверждается справкой МО МВД России «Вятскополянский», составленной на основании книги учета лиц, содержащихся в ИВС. (л.д.36).
В периоды содержания Лучихина М.С. под стражей условия содержания обвиняемых и подозреваемых в ИВС МО МВД России «Вятскополянский» не отвечали в полной мере требованиям законодательства, что подтверждается следующими доказательствами.
Из технического паспорта здания МО МВД России «Вятскополянский» по адресу: Кировская область г. Вятские Поляны ул. Мира д.35, следует, что камеры для задержаннх расположены в подвальном помещении (л.д.64-70).
Вступившим в законную силу решением Вятскополянского районного суда от 27.12.2011г. МО МВД России «Вятскополянский» Кировской области обязано привести помещение изолятора временного содержания в соответствии с требованиями п.45 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» путем оборудования камер изолятора санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, оборудования камер ИВС канализационной системой, краном с водопроводной водой, оборудования помещения ИВС пожарным выходом. При этом судом было установлено, что в камерах ИВС МО МВД России «Вятскополянский» отсутствуют санузлы, краны с водопроводной водой, система канализации, искусственное освещение не соответствовало норме: освещенность составляла от 15 до 25 люксов при допустимых не менее 50. (л.д.96-97).
В отзыве на исковое заявление Лучихина М.С. представитель МО МВД России «Вятскополянский» Григорьева Е.В. подтвердила, что до настоящего времени в камерах ИВС нет окон, санузла, водопровода, на стенах камерам «шуба», бетонный пол.
Таким образом, суд считает установленным, что во все периоды нахождения истца в ИВС МО МВД России «Вятскополянский» в камерах отсутствовали: краны с водопроводной водой, канализация, санузел, окна, стены камер были покрыты раствором «шуба», наличие бетонного пола.
Вместе с тем, суд учитывает следующие обстоятельства.
Согласно санитарному паспорту объекта во всех камерах ИВС МО МВД России «Вятскополянский» согласно графику, регулярно проводят дератизацию сотрудники санэпидемстанции (д.д.61-63).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В связи с недоказанностью судом не принимаются во внимание доводы Лучихина М.С. о том, что в камерах было сыро, холодно, не работала вентиляция. Также Лучихиным М.С. не доказано, что в период нахождения в ИВС МО МВД России «Вятскополянский» ему был причинен физический вред. Доказательств ухудшения состояния здоровья в связи с условиями содержания истцом в материалы дела также не представлено.
Согласно копий листов журналов медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России «Вятскополянский», исследованных в судебном заседании, Лучихин М.С. во время содержания в ИВС ответчика в 2019г. регулярно осматривался медицинским работником. 29.01.2019г., 31.01.2019г. ему оказывалась медицинская помощь в связи с резаной раной левой кисти; 03.02.2019г., 04.02.2019г., 05.02.2019г. в связи с ОРВИ; 06.02.2019г. - насморк; 07.02.2019г. - кашель; 08.02.2019г. - травма ногтевой пластины; 04.03.2019г., 05.03.2019г., 29.03.2019г., 15.07.2019г., 16.07.2019г., 17.07.2019г., 18.07.2019г., – зубная боль; 30.08.2019г. - множественные ссадины правой кисти; 02.09.2019г. – беспокойство; 04.09.2019г. – бессонница. Во всех случаях Лучихин М.С. осматривался врачом, ему назначалось лечение, выдавались медицинские препараты. В каждом случае имеется подпись самого Лучихина М.С. о согласии с результатами осмотра. В другие дни содержания в ИВС МО МВД «Вятскополянски й» имеется отметка о состоянии здоровья Лучихина М.С. - «здоров». (л.д.41-60).
Доводы истца о том, что в камерах ИВС антисанитарные условия, не нашли подтверждения в судебном заседании. Согласно журнала санитарного состояния ИВС за 2019г. санитарное состояние камер ИВС проверяется ежедневно, и всегда было удовлетворительное (л.д. 37-40).
Как следует из схематического плана ИВС площадь камеры № 1 составляет 24,5 кв.м., камеры №2 – 13,2кв.м., площадь камеры №3 – 12,7 кв.м., площадь камеры № 4 составляет 12,5 кв.м., площадь камеры № 6 составляет 13,5 кв.м., площадь камеры № 5 – 11,0 кв.м.
Согласно справке МО МВД России «Вятскополянский», составленной на основе книги учета лиц, содержащихся в ИВС и журнала вывода подозреваемых и обвиняемых за 2019г., в периоды с 29.01.2019г. – по 31.01.2019г., с 01.02.2019г. по 06.02.2019г. Лучихин М.С. содержался в камере №1. В указанные периоды в камере вместе с истцом содержались 5 человек, а 30.01.2019г. – 6 человек. В период с 07.02.2019г. по 08.02.2019г. Лучихин М.С. содержался в камере № 3, вместе с ним содержался еще один человек. В периоды с 02.03.2019г. по 07.03.2019г., с 30.08.2019г. по 05.09.2019г. истец содержался в камере № 4. Вместе с ним в камере было 2 человека. В периоды с 28.03.2019г. по 30.03.2019г., с 12.07.2019г. по 18.07.2019г. Лучихин М.С. содержался в камере № 2. Включая истца в камере находилось 3 человека.
Таким образом, судом установлено, что во время содержания Лучихина М.С. в ИВС МО МВД «Вятскополянский» норма санитарной площади (4 кв.м.) не нарушалась.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в судебном заседании частично нашли подтверждение доводы истца об условиях содержания в ИВС МО МВД России «Вятскополянский», не соответствующих предъявляемым к ним требованиям ФЗ от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правилами внутреннего распорядка ИВС, а именно то, что в камерах отсутствовали краны с водопроводной водой, канализация, санузел, окна, на стенах камерам «шуба», наличие бетонного пола.
В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что Лучихин М.С. имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему пребыванием в ИВС МО МВД «Вятскополянский» в условиях, не соответствующих требованиям закона, при отсутствии в камере естественного освещения, системы водоснабжения, а также санитарного узла, с соблюдением требований приватности, поскольку сам факт нахождения Лучихина М.С. в таких условиях является достаточным для того, чтобы причинить страдания или переживания.
По этой причине доводы представителей ответчиков о том, что истцом не представлено доказательств причинения нравственных и физических страданий, не состоятельны.
Доводы представителя ответчика об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском истцом срока исковой давности (в части нахождения его в ИВС МО МВД России «Вятскополянский» с 06.02.2019г. по 08.02.2019г., с 02.03.2019г. по 07.03.2019г., с 28.03.2019г. по 30.03.2019г.) суд находит необоснованными, поскольку согласно ст.208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ.
В то же время на истца возлагается бремя доказывания заявленного им размера компенсации морального вреда. Доказательств причинения морального вреда в заявленном размере (57 000руб.) истцом Лучихиным М.С. не представлено.
При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из характера и степени физических и нравственных страданий, перенесенных Лучихиным М.С., периодов содержания в ИВС, принципа разумности и справедливости, суд также учитывает фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальные особенности потерпевшего.
С учетом изложенного, суд считает возможным взыскать в пользу Лучихина М.С. в счет компенсации морального вреда 1 000руб., поскольку заявленный истцом размер в сумме 57 000руб. явно завышен.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу п.п.1 п.3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
На основании подпункта 63 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел РФ (утв. Указом Президента РФ от 01.03.2011г. № 248) МВД России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу вышеуказанных норм по искам о возмещении причиненного в результате действий (бездействия) сотрудников полиции вреда за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает Министерство внутренних дел России как главный распорядитель бюджетных средств, с которого в данном случае подлежит взысканию компенсация морального вреда в пользу Лучихина М.С.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ 29.01.2019░. ░░ 31.01.2019░.; ░ 01.02.2019░. ░░ 08.02.2019░.; ░ 02.03.2019░. ░░ 07.03.2019░.; ░ 28.03.2019░. ░░ 30.03.2019░.; ░ 12.07.2019░. ░░ 18.07.2019░.; 30.08.2019░. ░░ 31.08.2019░.; ░ 01.09.2019░. ░░ 05.09.2019░. ░ ░░░░░ 1000 /░░░░ ░░░░░░/ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ - ░.░.░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░- ░.░.░░░░░░░░░░░.