УИД: № Дело № 2а-270/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камышлов 03 марта 2020 года
Камышловский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Л.А. Афанасьевой,
при секретаре Ошиваловой С.В.
рассмотрев в предварительном судебном заседании заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области о восстановлении срока на взыскание задолженности по страховым взносам и пене, по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области к Киселеву ФИО5 о взыскании задолженности по страховым взносам и пене,
УСТАНОВИЛ:
В Камышловский районный суд Свердловской области поступило административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 19 по Свердловской области к Киселеву Д.Б. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 01.01.2017 (2017 г.) в размере 4 590,00 руб. и пене в размере 479,54 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 (2017 г.) в размере 22 980,60 руб. и пене в размере 2 444,71 руб., всего к взысканию 30 494,85 руб.
Определением суда от 20.01.2020 возбуждено административное дело.
Одновременно с административным исковым заявлением административный истец обратился в суд с ходатайством о восстановлении срока на взыскание задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 01.01.2017 (2017 г.) и пене, задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 (2017 г.) и пене, в обосновании указав, что в добровольном порядке сумма страховых взносов в срок, установленный законодательством, административным ответчиком не уплачена. В соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную (несвоевременно уплаченную) сумму страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере налоговым органом за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате начислена пеня. Срок исполнения требования об уплате задолженности № 13688 по состоянию на 06.03.2019 истек 30.04.2019. Учитывая положения п. 2 ст. 48 НК РФ, срок для подачи в суд заявления о взыскании задолженности - не позднее 31.10.2019. Срок подачи заявления о вынесении судебного приказа пропущен МРИ ФНС № 19 по СО в связи с высокой загруженностью, ежегодным возрастанием количества должников и передачей с 01.01.2017 налоговому органу полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Просит восстановить пропущенный процессуальный срок на взыскание страховых взносов и пени. Взыскать с административного ответчика сумму задолженности по страховым взносам и пене. В случае отказа в удовлетворении требований, признать указанную задолженность безнадежной ко взысканию.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 19 по Свердловской области в судебное заседание не явился.
Административный ответчик Киселев Д.Б. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, письменного отзыва на заявленные требования не представил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам:
На основании ст.18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тесту ФЗ РФ № 212), плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с п.1 ст.21 ФЗ РФ № 212 в случае неуплаты страховых взносов соответствующий орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании.
Пунктом 1.1 вышеуказанной статьи установлено, что заявление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи органом контроля за уплатой страховых взносов заявления о взыскании в суд.
Пунктом 2.3 данной статьи установлено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона РФ от 03.06.2016 № 250-ФЗ. С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются нормами 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 5 ст. 6.1. НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
Согласно п. 1 ст. 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае, если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, процессуальный срок истекает в последний день этого месяца.
В силу ч. 5 ст. 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В соответствии сч. 1 ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела Киселев Д.Б. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 10.09.2009 по 15.10.2018 (л.д. 13-16). Сумма задолженности налогоплательщика по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 01.01.2017 (2017 г.) составила 4 590,00 руб., задолженность по пене составила 479,54 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 (2017 г.) составила 22 980,60 руб., задолженность по пене составила 2 444,71 руб., всего задолженность составила 30 494,85 руб.
В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ Киселеву Д.Б. направлено требование об уплате № 13688 по состоянию на 06.03.2019, что подтверждается списком почтовых отправлений от 14.03.2019, реестром документов от 14.03.2019, со сроком исполнения до 17.01.2019 (л.д. 6-8, 9-10, 11).
Указанные требования в добровольном порядке административным ответчиком исполнены частично.
Налоговый орган МРИ ФНС № 19 по Свердловской области обратился в Камышловский районный суд с административным иском к административному ответчику о взыскании задолженностипо страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 01.01.2017 (2017 г.) в размере 4 590,00 руб. и пене в размере 479,54 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 (2017 г.) в размере 22 980,60 руб. и пене в размере 2 444,71 руб. (л.д. 5).
Вместе с тем, с учетом положений абз. 1 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), срок обращения в суд с административным исковым заявлением по требованию № 13688 истек 31.10.2019, что в силу действующего законодательства является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по пене.
При этом суд считает возможным указать, что согласно подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе, вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Поскольку, с учетом установленных судом обстоятельств, срок на взыскание задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 01.01.2017 (2017 г.) и пене, задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 (2017 г.) и пене, в судебном порядке налоговым органом пропущен, взыскание указанной задолженности является невозможным по причине утраты налоговым органом соответствующей возможности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока, и об отказе в удовлетворении административного иска о взыскании задолженности по страховым взносам и пене.
Руководствуясь статьями 95, 138, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 19 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 19 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░6 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 01.01.2017 (2017 ░.) ░ ░░░░░░░ 4 590,00 ░░░. ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 479,54 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01.01.2017 (2017 ░.) ░ ░░░░░░░ 22 980,60 ░░░. ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 444,71 ░░░., ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 30 494,85 ░░░., ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 19 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░9 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 01.01.2017 (2017 ░.) ░ ░░░░░░░ 4 590,00 ░░░. ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 479,54 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01.01.2017 (2017 ░.) ░ ░░░░░░░ 22 980,60 ░░░. ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 444,71 ░░░., ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 30 494,85 ░░░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░8 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 01.01.2017 (2017 ░.) ░ ░░░░░░░ 4 590,00 ░░░. ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 479,54 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01.01.2017 (2017 ░.) ░ ░░░░░░░ 22 980,60 ░░░. ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 444,71 ░░░., ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 30 494,85 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░